Николай Новичков Ульяновск, как и Пермь, претендует на звание «Культурной столицы Европы» — и даже вслед за нами уже предпринял ряд активных шагов в этом направлении. Намечающийся форум — первая попытка Ульяновска представить себя в статусе международной площадки для обмена мнениями и выработки решений в сфере международной культурной политики. Сразу скажу — Перми конкуренция с другими городами, которые решили присоединиться к идее вхождения в европейскую программу, только на пользу. Конкуренция между территориями — еще одна возможность усилить внимание к нашей амбиции. Более того, на этапе, когда Россия должна обеспечить усиленное лобби по вхождению третьих стран в программу культурных столиц (что еще предстоит сделать), на ключевых площадках нам необходимо объединять ресурсы, чтобы показать, насколько серьезны наши намерения. Вот здесь-то, как говорится, собака-то и порылась. Складывается впечатление, что ульяновские коллеги с пафосом и серьезным видом, достойным лучшего применения, относятся к происходящему как к подготовке к Олимпиаде в Сочи: надо построить столько-то объектов, надо открыть дополнительно еще столько-то маршрутов, обучить столько-то специалистов, принять столько-то гостей и пр. На определенном этапе мы тоже так думали. Но проблема-то в том, что программа «Европейская культурная столица» — это не проведение Олимпиады. Вся суть европейских культурных инноваций состоит не в достижении каких-либо результатов, а в изменении происходящих процессов. А получение и использование статуса «Европейская культурная столица» — это не конец и даже не начало пути, а его середина, один из важных стратегических этапов. Появление города или региона на культурно-событийной карте Европы и мира, изменение качества жизни жителей территории, изменение характера туристического потока не происходят в результате кампанейщины и реализации заранее написанных программ и планов. Движение по этим направлениям должно быть постоянным, разноскоростным и обязательно с наличием возможности маневра, поворота в неизвестные русла, а также с постоянным рефлексированием. Ульяновск нас пока, по сути, пародирует, и как любой хороший пародист выпячивает недостатки и недоработки всей системы. Я не буду на них останавливаться, любой желающий их легко сам сможет заметить. Я лишь хочу сказать, что искренне желаю Ульяновску удачи в получении статуса «Европейская культурная столица — 2020». И думаю, что шансы у города в рамках национального конкурса, безусловно, есть, поскольку то, что делает Ульяновск сейчас, является очень и очень российским и современным — именно с точки зрения нынешней России. Мы же исходим из того, что нужно уже сейчас существовать, мыслить и действовать в рамках не российских, а мировых тенденций и ценностей. Это сложно, часто непонятно, но иного, как говорится, не дано. На прошедшем в Ульяновске совещании проводился мозговой штурм относительно содержания доклада президента России по новой культурной политике. Я предложил ряд идей, как мне кажется, вполне здравых. — Отметить (прямо сегодня) в одностороннем порядке визовый режим для граждан стран ЕС и США для поездок в Россию, что очень серьезно приблизит момент перехода на безвизовый режим с Европейским Союзом. — Стимулировать на федеральном уровне межрегиональное культурное сотрудничество (обменные гастроли, совместные выставки и пр.). — Учредить конкурс среди субъектов РФ на развитие на их территории одного, например, из 10-15 направлений культуры на три-пять лет (например, Пермский край мог бы стать федеральным центром визуального искусства — арт, городская среда, паблик-арт и пр.; с реализацией именно в этом центре большинства федеральных программ, событий и полномочий по визуальному искусству). — Определить на уровне Гражданского и Налогового кодексов РФ статус фрилансера или свободного творческого деятеля. — Учредить должность уполномоченного по культуре РФ по аналогии с уполномоченным по правам человека, с введением аналогичных должностей в субъектах России для реализации надведомственного подхода в культурной политике. Понятно, что все эти предложения не могут радикально изменить культурную политику в России (а требуется именно это). Я лишь хотел понять, интересует ли кого-то то, что, может быть, не очень современно сейчас в России, но точно для нее актуально. |
|
|
Антонина
“Складывается впечатление, что ульяновские коллеги с пафосом и серьезным видом, достойным лучшего применения, относятся к происходящему как к подготовке к Олимпиаде в Сочи: надо построить столько-то объектов, надо открыть дополнительно еще столько-то маршрутов, обучить столько-то специалистов, принять столько-то гостей и пр.”
Уважаемый автор. Если Вы думаете, что можно приглашать людей в неухоженный кинотеатр, в гостиницу, где удобства во дворе, на пляжный волейбол, где нет туалетов и душевых кабин и не размечена площадка, что не нужны переводчики, таксисты, парикмахеры для обслуживания гастролёров из соседних регионов или дальних стран, то тогда ничего строить и готовить не нужно, но и гости мало вероятно, что поедут…. Кому-то культурные ценности показовать нужно ,а? Если музей будет принимать одного посетителя, да и тот с соседней улицы- музей закроется. Тогда и уполномоченный по культуре без надобности.