Специалисты московской экспертной группы «Центр стратегического консалтинга» завершают разработку стратегии развития Ульяновска до 2020 года. В ближайшее время она будет представлена на суд общественности, начнутся обсуждения. Какой же путь развития должен избрать Ульяновск? Специалисты мэрии города также изучают опыт развития городов России и мира, чтобы применять его для улучшения нашей областной столицы.

Анализ показывает, что в России сегодня нет понимания, что такое современный город. Личный опыт путешествий за границу позволяет многим сказать: «В Европе комфортнее». Но как создать качественную городскую среду, каковы должны быть городские стратегии, что нужно менять и в какой последовательности – точных знаний такого рода в России сегодня практически нет.

Руководители российских регионов и городов находятся в сложной ситуации: у нас не учат урбанистике, не выпускают по этой теме книг и учебников, крайне мало собственных специалистов. Специалисты констатируют, что если во времена социализма советское градостроительство и отставало на десять-двадцать лет от европейского, то сейчас разрыв увеличился как минимум еще лет на двадцать. В последние десятилетия власти забыли о городах, страна находится вообще вне контекста мировой урбанистики.

Начать изучать мировой опыт полезно с городов-чемпионов, реализовавших последовательные стратегии и добившихся успеха.

Например, в области доступного жилья очень интересны Амстердам и Роттердам, в сфере энергосбережения и альтернативной энергии – Мальме и Портленд.

Успешна практика Ванкувера в области городского планирования и конвенций между социальными группами.

Показателен опыт Гамбурга, где администрация города выступила в роли муниципального девелопера.

На конференции городов-партнеров России и Германии в немецком городе Ротенбурге ульяновская делегация во главе с Александром Пинковым с огромным интересом познакомилась с опытом взаимодействия частного капитала и города. Так, город Вольсбург управляется при помощи группы «Фольскваген АГ», созданной при содействии концерна «Фольксваген». Учредительные взносы города и концерна распределились в пропорции 50 на 50, а затем группа «Фольскваген АГ» стала сама зарабатывать необходимые средства для развития Вольсбурга.

Почти каждый город Европы формулирует свою специфичную цель, как например:

· быть «открытым городом» (для иммигрантов и пр.), международным городом и городом культуры (Амстердам),

· стать «столицей информации ЕС» и «центром транспортных перевозок ЕС» (Кельн),

· развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер),

· стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг),

· создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт),

· реализовать «триединую политику модернизации» (пространственно-экономическая, социальная, управленческая модернизация) и «развиваться в направлении метрополитенской агломерации» (Роттердам).

Формулирование такой специфической цели крайне важно для развития и формирования четкого имиджа города.

Предлагаю ульяновцам высказать свои мнения накануне презентации стратегии развития города, разработанной «Центром стратегического консалтинга».