Весной этого года в Ульяновской области было проведено социологическое исследование, основной целью которого было (если говорить упрощенно) определить настроение людей, их повседневные заботы, занятия, оценку внешней действительности, ценности и приоритеты в жизни.

Мне повезло и ко мне в руки попал итоговый отчет этого исследования, его краткая версия была уже опубликована в июльском “Деловом обозрении” В этой небольшой заметке хотелось бы остановиться на основных итогах и выводах социологов, касающихся нас с вами. Я не социолог, я юрист и иногда публицист, и на академичность выводов и интерпретаций, конечно же не претендую…

Итак. По сравнению с 2007 годом наш общий уровень социального самочувствия снизился. Основная причина – ухудшение материального положения, снижение доходов, вызванное прошедшим кризисом. Если опять таки же упростить, то около 55% населения региона испытывают трудности с финансами при покупке еды и одежды (9% денег на еду вообще не хватает). Реже стали покупать дорогостоящие вещи в долг. Общая покупательская способность населения упала.
Как итог, количество респондентов, уверенно заявляющих что жить стало хуже за 4 года выросло с 13 до 32 %. Все это – последствия кризиса. Есть надежда, что заявленные региональным Правительством темпы роста реальной заработной платы позволят нам нивелировать этот негативный вопрос.

Весьма интересными явились ответы об отношении к Ульяновской области. Приведем несколько цитат из исследования.

В целом жители Ульяновской области испытывают следующие чувства по отношению к своему региону: 46 % – в целом довольны жизнью, но есть и то, что не устраивает, 17% – не довольны жизнью в регионе, но привыкли и уезжать не собираются, 16% – рады, что живут здесь, 10% – не испытывают никаких особых чувств к региону, 9% – хотели бы уехать из региона и 1% – хотели бы вообще уехать из России.

Анализ ответов социально-демографических групп показывает, что испытывают чувство радости по отношению к Ульяновской области в большей степени люди старше 60 лет, с неполным средним образованием
Довольны, но видят недостатки – респонденты 40-59 лет. А больше, чем в целом по выборке, желающих уехать в другой регион – среди молодёжи.

Иными словами, что мы видим. 46 % населения, в основном отцы семейства, матери являются основным костяком социального слоя региона, которые хоть и относятся к Ульяновской области с долей оптимизма и позитива, но хотят что-то менять, хотят перемен. По-нашему мнению, это как раз та целевая группа (а не молодёжь, как принято у нас считать), с которой власть может и должна выстраивать диалог, создавать механизм включенности в процессы изменения как окружающей действительности, так и самой власти.

Основным вербальным маркером, которым эти люди характеризуют положение дел в регионе является фраза: “Жизнь здесь заглохла”. Это именно эмоциональная оценка, оценка ожидания некого нового импульса, “взлета”, запуска дополнительных моторов развития.

В случае игнорирования интересов этой группы может произойти следующее. Опять таки же цитата из доклада:

Проведённое исследование показывает рост потенциальной протестной активности в регионе. В настоящее время 41% опрошенных в той или иной степени готов к участию в акциях протеста, не готовы – 49%. В 2007 г. это соотношение составляло 35% и 56% соответственно. Возможно, одним из факторов данной тенденции является снижение уровня социального самочувствия.

В классических западных общества проблема включения активной и заинтересованной в переменах части населения решается путем стандартных политических механизмов: выборов, участия в деятельности политических партий. Но у нас ситуация иная, эти механизмы пока атрофированы напрочь. Еще одна цитата из доклада:

Наибольшее доверие жители региона выразили Губернатору области С. Морозову: 43% опрошенных доверяют Главе региона, 33% – нет. В отношении остальных органов власти и общественно-политических структур уровень недоверия населения превышает уровень доверия. Отметим, что меньше всего доверяют жители региона региональным отделения политических партий (нет – 47%, да – 15%), полиции (51% и 21% соответственно), а также СМИ (51% «недоверия» против 32% «доверия»), Законодательному Собранию области (38% против 20%), муниципальным и местным органам самоуправления (44% против 28%) и профсоюзам (36% против 18%).

То есть единственный человек в регионе, индекс доверия у которого хотя бы положительный – Губернатор…. и все. Вся имитационная деятельность остальных, особенно партий (причем всех, не в одной “ЕР” дело) уходит в песок, в миллионы рублей, потраченных на информационное сопровождение, массовые акции, агитацию и прочее прочее. Видят только губернатора, и его политическую волю. Так, на вопрос “а какие самые важные решения властей вы бы отметили” люди затрудняются дать ответы, кроме одного – “борьба с алкоголизмом”. Как оказалось, продавленное первым лицом через все препоны решение об ограничении продажи алкоголя стало именно той общественно-одобряемой формой “политической воли”, которые так все ожидали и ожидают впредь.

Отсюда интересен еще один аспект исследования. А в ком именно наше население видит основными субъектами ответственности за улучшение жизни. Как не странно, 73 % называют таким субъектом – себя, федеральную власть (69%), областную власть (63%), органы местного самоуправления (58%) и родственников (54%).

Это еще один довод к тому, что сформирован слой людей, готовых не просто пассивно ожидать перемен, аппелировать к власти, но и способных брать ответственность и инициативу в свои руки. Опять таки же задача власти – наладить мосты.

Еще один немаловажный риск для региона таится в профессиональной структуре населения. Регион стареет увеличивается группа пенсионеров, что неизбежно скажется на социальной нагрузке бюджета, загруженности социальных и медицинских учреждений. Неприятным становится факт снижения доли руководителей в сельском хозяйстве, вымывание сельской интеллигенции. Чем грозит это селу, думаю всем ясно. В этом направлении весьма оправданы действия Правительства региона по закреплению на меле молодых специалистов, их материальная и моральная поддержка.

Среди основным мотивов трудовой деятельности на первом месте конечно же заработная плата, однако Трудовая ориентация большей части респондентов связана с желанием иметь небольшой, но твёрдый заработок, что обеспечило бы уверенность в будущем. Причём, значимость регулярного заработка возросла за последние 4 года.

Есть тут и тревожные звоночки. Мы пассивны в инновационной сфере. Так, 98% респондентов за последний год не участвовали в создании каких-либо новшеств (новая фирма, новый продукт, новая технология, новая услуга) Причём, за прошедшие 4 года этот показатель снизился.

Ну а теперь о главном. При, казалось бы, понижающем тренде материального благополучия люди задумались о вечном и непреходящем, о ценностях, о вере, о семье. Приведем цитату:

Структура основных жизненных ценностей жителей Ульяновской области выглядит следующим образом: ядро составляют ценности «жизнь», «дети», «семья», «безопасность». За ними следуют ценности «здоровья», «традиций», «независимости», «свободы», «доброты», «работы», «предприимчивости», «красоты». На периферии остаются «власть», «своеволие».

За последние 4 года ядро структуры базовых ценностей населения региона не изменилось. Однако есть некоторая динамика. В частности возросло значение ценностей «традиций» и «доброты». Опустились в общей иерархии «свобода» и «предприимчивость».

Иными словами, деньги, предпринимательства, жажда успеха у нас отходят на второй план, заменяясь именно традициями:

Большинство участников исследования считают себя, в той или иной степени, верующими людьми (84%). Это в большей степени женщины, в возрасте 18-29 лет, проживающие в ПГТ или малых городах.

Увеличилось за 4 года количество тех, кто считает себя православными – с 79 до 87 %. Отметим и то, что именно молодые женщины, будущие и настоящие мамы чаще всего называли себя людьми верующими.

Люди, указывая основной базовой ценностью семью, отмечали и основные трудности для ее создания, и здесь психологические, нравственные и религиозные аспекты нисколько не уступили вопросам материального быта и доступности жилья.

Оказывается, не все так потеряно, как казалось. И есть малозаметные пока, и не интересующие практически никого, но очень важные тенденции, скрытые в глубоком пласте наших земляков. Вопрос в том, как сделать их главными, вытащить на поверхность, защитить от губительной пропаганды антитрадиций и антиценностей.

Безусловно, что для всего этого нужны в первую очередь моральные авторитеты, образцы непререкаемого поведения, именно они должны стать основными проводниками как политики в сфере демографии и поддержки семьи. Чиновники и примазавшиеся политические деятели, намеревающиеся собрать тут просто долю электоральной поддержки будут заведомо вредить.

Стать теми, кем мы являемся в большинстве своем, почувствовать хозяевами своего региона, своей земли, и резко провезти границу демаркации со всем тем, что чуждо и мешает -в этом и есть возможно наше Общее дело. Повод приступить к диалогу и поиску механизмов совместной деятельности.