Полина Зверева
Второй прототип Ту-204СМ присоединился к испытаниям в начале августа.
В начале августа из аэропорта Ульяновск-Восточный был выполнен первый полет второго самолета Ту-204СМ (бортовой номер 64151). ВС находилось в воздухе 52 мин. Согласно свидетельству компании “Туполев”, полет прошел успешно. По данным экипажа, все бортовые системы работали в штатном режиме. Новый Ту-204СМ присоединился к испытаниям, которые уже проводятся на первой машине с бортовым номером 64150. Сертификационные испытания новой модификации планируются на 2011–2012 гг., а первые поставки — на 2012 г. Производить эти ВС предполагается до выхода в 2016 г. на рынок самолета МС-21, который должен будет стать следующим шагом в развитии узкофюзеляжного среднемагистрального сегмента самолетов.

Ту-204СМ — модернизированная версия самолета Ту-204/Ту-214, он отличается от предыдущих версий улучшенными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками. Самолет будет оснащаться двигателем ПС-90А2 Пермского моторного завода.

Основным заказчиком этих ВС долгое время считалась российская авиакомпания Red Wings. Также одним из заказчиков была авиакомпания “Атлант-Союз” (впоследствии работавшая под брендом “Москва”), однако в конце прошлого года перевозчик обанкротился. Еще пять машин предполагалось поставить иранской компании Iran Air Tour, но этот контракт оказался под угрозой срыва после наложения вето со стороны американской Pratt & Whitney, которой частично принадлежат права на двигатели ПС-90А2, устанавливаемые на Ту-204СМ, и которая не имеет права поставлять двигатели в эту страну из-за санкций со стороны США. Иран рассматривал предложение о замене ПС-90А2 на более старую модификацию ПС-90А, что, впрочем, снизит эффективность самолета. В целом речь идет о 44 ВС, серийное производство которых будет вестись на ульяновском заводе “Авиастар-СП”.

Из-за неясности количества заказчиков, а также ряда других проблем (например, слишком высокой цены на комплектующие), топ-менеджмент Объединенной авиастроительной корпорации поставил под сомнение необходимость выполнения этой программы. Однако позднее представители ОАК заявили, что строительство Ту-204 все-таки продолжится.

По словам сотрудников “Туполева”, на МАКС-2011 возможно “подписание с рядом отечественных компаний меморандумов, соглашений и контрактов, касающихся продажи или передачи в лизинг Ту-204СМ”.