Владимир Алексеев
Сообщения пресс-службы откровенно вводят в заблуждения, утверждая, что «в Ульяновске улучшается демографическая ситуация». Реальная картина совершенно обратная. Кого и зачем пытаются обмануть чиновники с помощью пресс-релизов, если официальные статистические данные выдают всю правду?

Приукрашивание действительности – давняя традиция советско-российской бюрократии, приписками у нас начали заниматься давно. Смысл данного явления всегда один – это стремление клерков продемонстрировать результативность их работы. Вертикаль лжи, выстроенная за последние годы в нашей стране, поражает своим размахом и глубиной проникновения: с самого низа, до самого-самого верха. А как еще, если для того, чтобы построить (не на бумаге в отчетах, а в реальности на земле) дома для погорельцев, главе правительства страны приходится лично из Кремля контролировать процесс через вэб-камеры, развешанные на столбах вдоль стройплощадки!

Губернатор области в этом плане также практически безоружен перед лизоблюдством и подхалимажем своих подчиненных, которые вместо объективной информации подсовывают ему ту, которая, по их мнению, должна угодить начальству. Честный чиновник, что занимается выполнением своих обязанностей, а не ублажением самолюбия вышестоящих, – нынче явление редкое до удивления. Поэтому, наверно, Сергей Морозов был немало удивлен, когда министр экономики региона Олег Асмус доложил, что, оказывается, если смотреть на статистику демографии в расчете на тысячу человек населения, показатели Ульяновской области не такие уж радужные, как это ранее представлялось. Вопрос о том, почему именно министр экономики, а не, например, здравоохранения сказал об этом, это тема для отдельного разговора. Важнее другое, о чем губернатор высказался во время областного актива.

– Это бесит и раздражает, что смертность более высокая, чем в соседних регионах! – заявил Сергей Морозов. – И не надо говорить, что там значительно лучшие условия жизни! Не поверю, что у нас с Чувашией настолько большая разница, но у нас умирает на 80-100 человек больше – колоссальный разрыв! Это несмотря на то, что мы (в Ульяновской области) более активно тратим средства на социальную поддержку. Надо разобраться, может быть, мы не туда деньги направляем?

Лукавство подачи информации о демографической ситуации в Ульяновске заметил и журналист Сергей Титов, который написал об этом в своем блоге.

– Как отмечают в облстате, естественная убыль населения увеличилась на 5,5%, – пишет Сергей Титов. – Что самое печальное, увеличилось количество детей, умерших до года, с 50 до 52-х малышей.

В блоге автора состоялся интересный диалог журналиста с заместителем председателя правительства Ульяновской области Светланой Опенышевой.

– Сейчас на областном активе Морозов отметил, что рождаемость увеличилась в сравнении с прошлым годом, – написала Светлана Опёнышева.

– Как же это она увеличилась, Светлана Владимировна? – удивился Сергей Титов. – Облстат обманывать не станет. Увы, рождаемость снизилась. Увы, дальше она может еще больше снижаться, потому что репродуктивного возраста достигло малочисленное поколение, рожденное в 90-е годы, когда и рожать-то перестали. Дети бума рождаемости 80-х уже повзрослели и рожают меньше.

– Сейчас уточнила, Ваша правда, родилось на 4,5% меньше, – признается Светлана Опёнышева. – В 2010 году родилось 6705 детей, в 2011 году – 6404. Для восполнения демографических потерь необходимо, чтобы в Ульяновской области рождалось не менее 20 тыс. младенцев ежегодно. В Чувашии при меньшем населении (1278,8 млн. чел) родилось 16 тыс. младенцев в 2010 году. У нас при населении 1301, 8 млн. чел, родилось только 13,7 тыс. младенцев.

Это яркий пример того, как ложная информация от услужливых подчиненных заставляет врать (причем публично) и самого губернатора. Впрочем, это, конечно, не снимает ответственности с самого Сергея Ивановича, ведь кадры-то он себе подбирает сам лично. Какой смысл подчиненным ему врать, не бьют же их там за правду?!

Итак, если отбросить красивую, но абсолютно лживую шелуху официальных сообщений пресс-релизов, и начать считать в приложении на тысячу населения, то выясняется, что никаких успехов демографической политики в Ульяновской области нет. В прошлом году наш регион стабильно занимал 11-12 места в ПФО по количеству родившихся на тысячу населения, в 2011 году сползли на 12-14 места. По итогам полугодия родилось на 4,5% детей меньше, чем за тот же период прошлого года. Хуже показатели только в Пензенской области и Мордовии. По умершим ситуация еще хуже: сползли с 10 на 12 место, где находимся уже три месяца подряд.

Если взять средний показатель смертности у нас и в Чувашии, то получается, что в среднем районе области (например, Тереньга или Сенгилей) умерло на 80-100 человек больше, чем в таком же районе соседнего региона. В прошлом году высокую смертность у нас в области приписывали аномальной жаре. А в этом году какая причина? По информации комитета здравоохранения мэрии Ульяновска, первое место в структуре причин смертности занимают заболевания сердечно-сосудистой системы – 58% от общего количества причин смертности, злокачественные новообразования – 17%, травмы и отравления – 11%, заболевания желудочно-кишечного тракта – 3%, заболевания органов дыхания – 3%, прочие – 7%. Примерно такую же структуру рисуют и в региональном ведомстве здравоохранения.

По смертности младенцев до 1 года вообще чудовищные результаты, Ульяновская область в 2010 году с 6 места в ПФО скатилась на 13 место. Наименьшая младенческая смертность в той же Чувашии: у нас на тысячу родившихся умерло 8 младенцев, а у них – 4. Неужели состояние здравоохранения у нас настолько хуже, чем в Чувашии, что младенцев умирает в 2 раза больше?! Возможно, мы получим ответ на этот вопрос в сентябре, когда делегация чиновников из Ульяновской области поедет туда, изучать вопрос, чем мы отличаемся от соседей.