Меньше недели отдыхала после своей победы на Универсиаде в Китае ульяновская гимнастка Алена ПОЛЯН. Уже сегодня она едет в Москву, где поборется за место в сборной России на осенний чемпионат мира. Перед самым отъездом двукратная победительница Всемирных студенческих Игр ответила на вопросы корреспондента «ЧЕМПИОНА».
БРОНХИТУ НЕТ!
– Это правда, что в секцию спортивной гимнастики ты пришла из художественной, откуда тебя попросили за профнепригодность?
– Нет, в этом нет ни капли правды! В секцию художественной гимнастики я ходила три года. Но особых результатов не достигла. Из множества предметов успела познакомиться только с обручем, а на соревнованиях вообще, кажется, ни разу не выступала. К тому же очень часто болела. Меня бронхит просто замучил! И все это в одночасье прекратилось, едва я пришла в секцию спортивной гимнастики.
– Твоя мама – Лариса Валерьевна – в прошлом профессиональная гимнастка, а ныне твой тренер. Это она настояла, чтобы и ты стала спортсменкой?
– Давления со стороны мамы вообще никакого не было! Я в детстве росла активным ребенком. Могла спокойно лазить и по турникам, и по деревьям. Знаете, вот некоторые чемпионы в своих воспоминаниях иногда говорят, что у них не было детства. Мол, тренировки, тренировки и еще раз тренировки. У меня же, могу ответственно заявить, детство было замечательным. Я успевала и учиться, и на тренировки, и на улице с подружками погулять. В старших классах, когда гимнастикой занималась уже профессионально, времени свободного стало меньше. Да и сил на развлечения после изнурительных занятий почти не оставалось. Да и цели в жизни уже появились другие.
22 ГОДА – НЕ ПРЕДЕЛ!
– Когда ты поняла, что спор гимнастика для тебя не только избавиться от недуга, а еще и дело всей жизни?
– Наверное, точно определить рубеж не получится. Возможно, после как первых успехов, которые достигаются большущим трудом даже в детстве, ничего не бывает в одночасье. Сначала ты стремишься попасть в четверку сильнейших, потом – в тройку, потом – на первую ступеньку… Вот тогда появляется азарт. Может, тогда и стала гимнастика делом всей моей жизни? Трудно сказать.
– А может, это уже просто привычка?
Не исключено, кстати… Ведь в старших классах у меня было желание бросить спорт. Но тут свое веское слово сказали тренеры. Это они убедили меня остаться в гимнастике, убедили, что результаты еще будут. И они не ошиблись. В 2007-м первокурсницей педуниверситета я попала на свою первую Универсиаду. Выиграла ее. Выиграла и нынешнюю Универсиаду в Китае. И теперь уже трудно вот так взять и бросить. Ныне гимнастика – часть моей жизни.
– И как долго ты планируешь выступать на помосте?
– Честно говоря, думала, что эта Универсиада – последнее крупное соревнование в моей карьере. Планировала выступить удачно и на гребне успеха потихоньку уйти из спорта. Но все карты спутало приглашение в сборную России на осенний чемпионат мира. От такого приглашения глупо было бы отказываться. Это шанс, который выпадает раз в жизни. Поэтому я готова снова “сесть” на изнурительные сборы и пахать на тренировках, лишь бы снова попасть на большой спортивный форум.
– Чем в первую очередь отличаются крупные соревнования, например, Универсиада, от чемпионата области, скажем?
– Размерами зала прежде всего. Не знаю, как других, но меня это пугает. В Шеньчжене у меня мурашки по коже бегали, когда на трибунах зрители кричали. К счастью, с этим волнением и страхом зрители кричали. К счастью, с этим волнением и страхом удалось справиться. Во многом благодаря поддержке тренеров и подруг по команде. А в остальном все то же самое – помост тот же, снаряды те же.
– А вообще 22 года – это предел для гимнастки?
– Ну почему же? История знает немало примеров, когда и в 25 лет спортсменки добивались больших успехов – Светлана Хоркина, Елена Замолодчикова. Оксане Путиной уже 36, а она до сих пор выступает! Честно говоря, я не вижу себя в гимнастике на четвертом десятке, но ныне еще завершать карьеру не надеюсь, хочу побороться за путевку на чемпионат мира.
– И каков шанс?
– Шанс есть всегда. Вместе с тренерами мы проанализировалр программу, с которой я выступаю, и пришли к выводу: надо ее усложнить.
Я НЕ ДОМАШНИЙ РЕБЕНОК!
– Не вешала бы на себя ярлык домашнего ребенка, хотя долгие тренировочные сборы вне дома действительно переношу очень тяжело.Ведь зачастую – это тренировки, тренировки и еще раз тренировки. И все! Ни родных, ни друзей! Спортзал и номер, в котором ты живешь! Такая обстановка меня угнетает.
– В спортивной гимнастике очень много сложных элементов. Чтобы исполнить их необходимо обладать не только ловкостью, гибкостью и прочим, но еще и смелостью. Не страшно травму получить?
– По экстриму гимнастику определяют на третье место среди всех видов спорта. Да, опасно, да, страшно. И каждая полученная травма не проходит бесследно. Всегда что-то ноет, что-то болит.
– Что у тебя болит и что ноет?
– Позвоночник у меня точно ноет. Была в свое время серьезная травма. Ну и так по мелочи, то тут болит, то там болит. Порой даже и не припомнишь из-за чего эта боль возникла. Ведь зачастую бывает так: утром просыпаешься и болит там, где вечером и не было ничего.
Китайская радуга
– Отразилась ли акклиматизация на твоем состоянии?
– Я ее почувствовала только, когда в Москву вернулась. И голова разболелась, и недомогание было. В Китае чувствовала себя очень здорово. А вот некоторые другие российские спортсмены, знаю, пострадали от нее. Волейболистки, например, все как одна простыли.
– Кроме соревнований по гимнастике успели на других соревнованиях побывать и поболеть за партнеров по российской сборной?
– Увы, нет. У нас был всего один выходной, и мы потратили его на поход по городу. Очень, кстати, красивый. Прежде всего поразила иллюминация всех цветов радуги.
– Какие сувениры на память привезли?
– Все и не перечислить. Но мне больше всего понравилась кружечка с, символикой форума и наших соревнований: эмблема Универсиады – улыбочка – на гимнастическом коне.
– А как ты считаешь, ульяновская гимнастика сейчас на коне?
– Если честно, то не видно смены нам с Катей Скородумовой и Дашей Лавру-шиной. Не за горами время, когда мы оставим помост. И думаю, будет затишье года на два-три. Среди маленьких есть девочки с горящими глазами. А вот среди 14-летних, которые и должны прийти за нами, увы, нет достойных. И самое печальное, что никто из них и не стремится к этому. У них, мне кажется, другие жизненные приоритеты.
мама-тренер -и хорошо, и плохо
– Каково тренироваться под руководством своей мамы?
– В детстве это было здорово, потому что для девочки 10-12 лет присутствие мамы на тренировках и соревнованиях классно. Теперь же, честно говоря, становится тяжело. Прежде всего психологически. Ведь получается, что мы чуть ли не 24 часа в сутки вместе. И не всегда удается дома сразу переключиться с профессиональной деятельности на обычные семейные отношения. Хочешь ты этого или не хочешь, но все равно поначалу всплывают какие-то разборки – следствие совместной работы в спортивном зале. Поэтому по своему опыту знаю, что лучше бы не тренироваться под руководством родственников. Но при этом вклад моей мамы в мои успехи очень большой. И ей огромное спасибо за все, что она для меня сделала!
Михаил РОССОШАНСКИЙ