С 22 октября в Израиле начнутся гастроли Ульяновского драматического театра с пронзительной комедией по пьесе знаменитого француза Франсиса Вебера “Ужин с дураком”.
Комедия – известная, драматург – знаменит, а театр – один из старейших в России, открывающий свой 226-й сезон! “Ужин с дураком” показывается в Израиле в рамках фестиваля региональных российских театров “Театральный дивертисмент”, ставшего заметным явлением израильской сцены. Фестиваля звездных талантов старейших театров бывшего СССР – из Пензы, Киева, Вильнюса, Архангельска, Самары, и на сей раз – из Ульяновска.
Таких театров-долгожителей, как Ульяновский драматический имени И. А. Гончарова, в России – по пальцам пересчитать. Старше его на 17 лет только один: Ярославский государственный академический. Давно доказано, что Ульяновский театр – самый непровинциальный театр в провинции. Он побил все театры России по количеству поставленных пьес Шекспира. Мольер, Гольдони, Чехов, Пиранделло, Гоцци, Лопе Де Вега, Островский, Алексей Толстой – эти великие имена всегда были в числе авторов репертуарной афиши Ульяновского драматического театра.
Театр часто выезжает на гастроли, участвует в фестивалях, в нем ставят спектакли зарубежные режиссеры. В прошлом году художественным руководителем театра стал “самый загадочный российский режиссер” Линас Мариюс Зайкаускас – этот статус ему присвоили критики России и Европы. За более чем 20 лет работы Линас поставил около 60 спектаклей на драматических и оперных сценах России, Украины, Литвы, Польши, Румынии и Турции, которые принимали участие и неоднократно награждались на различных престижных европейских и российских фестивалях. Преподавал актерское мастерство, историю европейской культуры в Йельском университете. Работал в Высшей школе журналистики в Варшаве. Был со-организатором и со-руководителем Международного театрального фестиваля имени Гомбровича и Международного фестиваля культуры в Радоме в Польше.
Одна из последних премьер театра под его руководством: комедия “Ужин с дураком», написанная Франсисом Вебером – драматургом, сценаристом, писателем, режиссером, лауреатом премии “Сезар”. Франсис Вебер давно прославился во Франции и далеко за ее пределами своими умопомрачительными комедиями, такими как “Игрушка”, «Папаши», «Невезучие», «Беглецы», «Высокий блондин в черном ботинке».
В “Ужине с дураком” – классические для Вебера сюжет и герои: сильные мира сего со своими зашкаливающими амбициями и гордыней, неуклюжие простачки, полные искренности и сочувствия, но при этом столь неумелые и нескладные, что окружающие лишь потешаются над ними. Ход пьесы “Ужин с дураком” заключается в том, что одним из любимых развлечений компании приятелей являются еженедельные ужины, фирменным и главным блюдом на которых выступают дураки, причем каждый раз – разные. Главное «блюдо» долго ищут, выбирают, оценивают, предвкушая веселое времяпровождение. Все, что говорит своеобразная «жертва», становится притчей, каждое слово – перл, который потом обсуждают и цитируют. В центре спектакля – известный богатый издатель Пьер Брошан и его “придурок” – бедолага, застенчивый налоговый инспектор, умопомрачительный, фантастический дурак Франсуа Пиньон, позвав которого на ужин, Пьер и представить себе не мог, чем это для него обернется… У богатых свои причуды. Пьер не настолько эксцентричен, чтобы лишить себя обычных атрибутов существования богатых людей – дома, дорогого вина, подлинников картин. Но своей маленькой блажи – коллекционированию придурков – он предается самозабвенно и с большой страстью, а когда не может удовлетворить эту страсть – страшно расстраивается и плохо себя чувствует.
Его утонченное развлечение – небезупречно с точки зрения этики. Развлечение же Франсуа Пиньона – собирать трудоемкие макеты архитектурных конструкций из спичек, и еще он – страстный футбольный болельщик. Семьи у него нет, жена от него ушла. Франсуа Пиньон – переходящий персонаж, появляющийся во многих комедиях Вебера, его играли Жерар Депардье и Жак Вильре. А вот в доме Брошана заранее приглашенный Франсуа Пиньон появляется в тот вечер, когда у того схватило спину так, что он не может передвигаться, и врач запретил ему выходить на улицу. К тому же еще и жена высказала свое отношение к “ужину с дураком”, хлопнув дверью и покинув Пьера…
Далее следует классическая комедия положений: один счастлив помочь, ничего не понимая, а другой мечтает от него избавиться, лечь в постель и забыть все, как страшный сон…. Но Пиньон ведь – придурок, который никакого дела не может сделать без того, чтобы все не напутать. А когда тюфяк и недотепа с большими странностями пытается все уладить, то все никак не налаживается, а наоборот – запутывается так, что сам черт ногу сломит. И во всей этой круговерти наглухо завязываются: Брошан, Пиньон – просто-таки ходячая катастрофа, жена Брошана, любовница Брошана, бывший любовник жены Брошана – он же приятель Брошана, налоговый инспектор, весьма заинтересовавшийся роскошью в доме Брошана, и прочие официальные и не очень лица.
Круговерть образов в спектакле Ульяновского театра только еще раз доказывает, что “Ужин с дураком” – милая, легкая и остроумная комедия положений, динамичный образчик французского юмора. Диалоги и неловкие ситуации, в которые попадают герои, – забавны, смешны, а иногда очень трогательны. Пиньон – большой, наивный, доверчивый ребенок – нелепый, несуразный. Над ним все смеются, но именно такой человек помогает уверенному в своем превосходстве Пьеру открыть много нового для себя. Режиссер спектакля Владимир Казанджан сказал: «Я хочу донести до зрителя очень важную мысль, которая есть у Вебера. Это огромный дефицит добра на сегодняшний день, огромный дефицит чувства сопереживания, возможности или желания пожертвовать собой ради кого-то или чего-то».
“Ужин с дураком” Ульяновского театра – одновременно развлекательная и поучительная пьеса. Спектакль, в котором есть и юмор, и трогательность, и проза жизни. Комедия, которая набирает эксцентрические обороты, а затем становится драмой. И в то же время «Ужин с дураком» – это два часа безудержного веселья, подлинный образец искусства развлечений.
Ашдод, суббота, 22 октября, 20.00, матнас «Дюна-Юд»,
Тель-Авив, воскресенье, 23 октября, 20.00, аудиториум «Анис»,
Беэр-Шева, понедельник, 24 октября, 20.00, зал «Гейхал ха-Тарбут — Гистадрут»,
Иерусалим, вторник, 25 октября, 20.00, театр «Павильон».