В детстве я отчаянно мечтал подняться в небо на воздушном шаре или в кабине дирижабля. А года два назад узнал, что в Ульяновске планировалось производство подобных летательных аппаратов. Народ, правда, не понял, воспринял проект как очередную аферу. «Деньги на ветер!» – разглагольствовала одна из местных газет. А недоброжелательные политиканы организовали даже митинг протеста.
В самом деле, в наше космическое время, когда человек побывал на Луне и вот-вот ступит на Марс, кому нужны эти небесные тихоходы – динозавры 20-го века? Однако серьезные ученые считают, что нужны, и у подобных летательных аппаратов многое впереди.
Дедал из Рязани
С мифологических времен Дедала человек мечтал подняться в небо. И самое интересное, что первым покорителем пятого океана был наш соотечественник, а не какие-то там братья Монгольфье! Да, они при широком стечении публики 5 июня 1783 года запустили свой воздушный шар во французское небо. Это широко известный факт, и братьям рукоплескал весь мир.
Но один россиянин за 50 лет до этого события, на собственном воздушном шаре, сам поднялся в небо! Вот что глаголет по этому поводу летопись 1731 года: «… в Рязане, при воеводе, подъячий Нерехтец мяч большой надул дымом поганым и вонючим, от него приделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы, и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался жив. Его выгнали из города и хотели закопать живого в землю или сжечь».
Такова российская действительность: наши гении впереди планеты всей, но для чиновников и дилетантов не было и нет пророков в своем Отечестве. Зато россияне аплодировали братьям Монгольфье, а в 1909 году захлебывались от восторга в адрес графа Цеппелина, который создал лопнувшую вскоре кампанию «Германские дирижабли».
Небесный отель
Сейчас в США развернута глобальная национальная программа по дирижаблям-пограничникам, которые станут курсировать по периметру страны. Немцы, голландцы, швейцарцы, испанцы и даже прагматичные англичане, словно бы наперегонки, работают над новыми проектами и моделями дирижаблей. Так, известный английский инженер и изобретатель Роджер Манк предлагает сразу три модификации проекта «Небесный кот» – дирижаблей грузоподъемностью 15, 200 и 1000 тонн! Небольшая швейцарская фирма Prospective Concepts AG работает над проектом гибрида самолета с дирижаблем Stingray. А знаменитый изобретатель Джордж Хаенги предлагает всем желающим пересесть на «воздушный велосипед» – небольшой мобильный летательный аппарат. Вот здорово! Прокатиться бы на нем из Нового города в центр Ульяновска!
Но, как всегда, всех переплюнули американцы. Корпорация Aeros обещает в ближайшие годы создать дирижабль-отель. Внутри этого небесного «Титаника» будут оборудованы каюты со всеми удобствами, конференц-залы и роскошные рестораны, библиотека с Интернет-залом и даже казино. Предполагается смотровая площадка с абсолютно прозрачным полом. Так что счастливчики, которые отправятся в путешествие в этом воздушном отеле, смогут часами любоваться красотами Земли с высоты птичьего полета. Да что там птичьего – по проекту воздушный отель сможет парить на высоте от 2500 до 3000 метров!
В техническом плане этот дирижабль, безусловно, надежнее «Титаника». Здесь найдут применение самые современные технологии: корпус – не из стали и алюминия, а из композитных материалов, которые легче и прочнее металлов, а несущий газ гелий нетоксичен и негорюч.
Назад в будущее
Что бы там ни говорили, а дирижабль до зарезу нужен России. У нас огромные расстояния, тьма глухих уголков, куда ни летом, ни зимой ни на чем, кроме, как на лошадях, не доберешься. Зато любой, даже тяжелый негабаритный груз, можно доставить на дирижабле! Дирижабли уже приспосабливают к обслуживанию буровых платформ, к крупномасштабным аварийно-спасательным работам и тушению пожаров. Такие летательные аппараты могут стать незаменимыми помощниками пограничников, таможни, ГИБДД и «скорой помощи». Наконец, они могут заменить ставшие уже привычными спутники и антенны сотовой связи, стать ретрансляторами мобильной телефонной связи, цифрового телевидения и Интернета.
Дирижабли и аэростаты давно уже используются для геологоразведки и изучения верхних слоев атмосферы. Существуют даже проекты по созданию дирижаблей, поднятых в стратосферу, с которых предполагается запускать ракеты-носители в космос. Это огромная экономия топлива, да и не нужны – особенно для небольших спутников – космодромы с их многочисленной обслугой.
О применении дирижаблей в военных целях помолчим. Скажем только, что во время Второй мировой войны Соединенные Штаты с помощью дирижаблей постоянно патрулировали границы, эскортировали морские суда и даже обнаруживали подводные лодки. По некоторым источникам, в рядах ВВС США сражалось более 170 дирижаблей, которые совершили за годы войны 89000 боевых вылетов.
Наши, как говорится, тоже не дремали. Так, еще к началу Первой мировой войны в России насчитывалось более двух десятков военных дирижаблей, носивших весьма поэтические названия: «Альбатрос», «Голубь», «Сокол» и так далее. Эти боевые «птицы» были прекрасно вооружены пулеметными установками и запасом бомб, совершали самостоятельные боевые вылеты. Нет сомнения, что в последующие годы работа в названном направлении продолжалась. В годы Великой Отечественной войны дирижабли применялись при защите Москвы, Ленинграда и других городов от массированных вражеских авиационных налетов.
Дирижабль возвращается?
Воспоминания об этих летательных аппаратах, как воспоминания о детстве воздухоплавания, не только бередят фантазию, но и зовут назад – в будущее. Дирижабль востребован, он возвращается! Дирижабль легче воздуха, а, значит, может лететь сколько угодно на невиданные расстояния, не тратя много топлива. Он может поднять и перевозить груз, во много раз тяжелее, чем самый большой самолет – знаменитый «Руслан». В России основным заказчиком дирижаблей может стать также Минобороны и МЧС. В настоящее время мощности «Авиастара» загружены меньше, чем на треть. Поэтому там рады любому инвестору. Приход его практически всегда приводит к образованию прогрессивных производств, развитию и модернизации предприятий, созданию новых рабочих мест и дополнительных налоговых поступлений в региональный бюджет.
Так почему бы не вернуться к проекту производства дирижаблей?
Подготовил Александр Лайков