Виктор Никитин
Твёрдые бытовые отходы (ТБО) становятся для нашего региона колоссальной проблемой. Вот и губернатор области Сергей Морозов, выступая некоторое время назад на межрегиональной конференции, проходившей в Ульяновске в рамках Поволжской экологической недели, счёл необходимым обозначить первостепенные проблемы в части экологии и пути их решения.
По мнению руководителя региона для более эффективного процесса утилизации ТБО, пестицидов и ядохимикатов необходимо строительство новых полигонов в районах области. Это называется «открыть Америку». Разговоры о необходимости такого строительства, больше напоминающие откровенную болтовню, идут уже много лет. А воз и ныне там. Впрочем, будем объективны.

Переход к первичной сортировке мусора?

Сегодня в регионе действуют 314 объектов хранения и захоронения ТБО, из них 9 полигонов и одна мусоросортировочная станция, занимающие в общей сложности 125 га. С полигонами и станцией понятно. А что собой представляют другие «объекты хранения и захоронения»? Обыкновенные свалки? Похоже, что так.
Не будем, однако, придираться. В прошлом году, например, в 14 муниципальных образованиях региона были сформированы земельные участки и подготовлена проектно-сметная документация на строительство полигонов. Нас заверяют, что уже в нынешнем году полигоны будут построены в Карсунском и Сенгилеевском районах, а в последующие годы (через пять, 10 лет, 15 лет? – авт.) и в остальных муниципалитетах.
По словам губернатора, решению этой проблемы будет способствовать переход к первичной сортировке мусора, как это принято во многих странах и создание целевых экологических бюджетных фондов для финансирования создания инфраструктуры регионального значения по обращению с отходами. Красиво, заманчиво и … не совсем понятно. А потому не будем витать в эмпиреях и спустимся на грешную землю.

А начинать надо с законодательства

Действительность куда суровее. Давайте учитывать реалии. Сегодня, например, приходится говорить о большом дефиците специалистов в сфере управления утилизацией отходов. Без их наличия говорить об успешном решении проблемы просто наивно.
Другой момент. Во всём мире мусор либо хоронят и сжигают, либо пускают в повторную переработку. Опять же, в Европе, например, хоронят менее 20% ТБО, у нас – 80-85%. Кто больше прав? Западные страны практикой доказали, что посредством захоронений и сжигания мусора проблему без огромных затрат и невосполнимого вреда окружающей среде не решить.
По мнению экспертов, начинать надо с создания эффективно работающего законодательства, которое бы регламентировало переработку и утилизацию ТБО. В числе первых необходим закон об упаковке, который существует практически во всех странах мира. Речь идёт о документе, который обязывает изготовителей упаковки платить за её утилизацию. Одновременно с этим он позволяет делать бизнес по переработке и утилизации чистым.
Решение проблемы невозможно без создания системы обращения с отходами, которая включает в себя их сортировку, термическую и биотермическую переработку. Сортировка должна быть обязательной и делимой на четыре потока: вторсырьё, влажные отходы, опасные отходы и все остальные. Здесь есть один момент. Сортировка, как известно, не решает проблем органического мусора. Его надо перерабатывать. Но это огромный энергоёмкий процесс. Выясняется, что таких мощностей нет не только в регионе, но и в России.
В любом случае, вопросов пока больше, чем ответов.

«Левые» свалки в центре города

Впрочем, с таким подходом к требованиям экологического законодательства, который демонстрируют, в частности, чиновники мэрии Ульяновска, проблемы так и будут висеть на нашей с вами шее тяжким грузом.
Попробую пояснить. К вопросам местного значения закон относит, в том числе, организацию сбора и вывоза мусора, а также утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. Таким образом, гарантом обеспечения экологической безопасности является неукоснительное соблюдение требований нормативных актов, регламентирующих вопросы предупреждения и устранения загрязнений окружающей среды.
А что мы видим на деле? Надзорные и контролирующие органы как один готовы признать, что муниципальные чиновники, конкретно, Ленинского района Ульяновска, от исполнения требований законодательства в этой части фактически самоустранились. Только за последние два года в результате «силового давления» в районе было ликвидировано более 100 «левых» свалок бытовых и промышленных отходов. Такие свалки, в частности, были обнаружены на улицах Кролюницкого, Кобозева, Кооперативной, в переулках Брюханова, Федерации … Бездействие должностных лиц мэрии привело к тому, что горы мусора были образованы на улицах Льва Толстого, Карла Маркса, Железной дивизии … Не ошибусь, если скажу, что вот уже второй год руководители города «кошмарят» ульяновцев укладкой асфальта и плитки, вырубанием деревьев и кустарника, массовым выкашиванием травы … Рёв и чад бензокосилок, отбойных молотков, тяжёлой строительной техники, горы строительного мусора, висящая в воздухе пыль … И всё это в центре города. Даже здание областного правительства «украшено» этакой маскировочной сеткой, под которой, опять же, укладывают плитку, на которой, похоже, у власть предержащих тихое помешательство. «Культурная столица» давно стала для её рядовых обитателей пыточной камерой и статус её, похоже, никто менять не собирается.
Приходится в который уже раз говорить об одном и том же. Если горожанам некуда деваться, то гости Ульяновска от такой «активности» и грязи впадают в ступор, а придя в себя, уносят подальше ноги. Вместе с тем, несоблюдение чиновниками законодательства об отходах производства и потребления может повлечь возникновение ЧС, создающих угрозу жизни и здоровью каждого из нас. Налицо ущемление прав жителей областного центра на благоприятную экологическую среду.