В среду (24 августа 20011 года) как-то неожиданно для себя получил приглашение принять участие в совещание в комитете по транспорту и благоустройству города Ульяновска на данное мероприятие.
Вход оказался с заднего крыльца. Видно с парадного входа входить из-за спины Гончарова как-то не комильфо, а может постеснялись разобранного асфальта и побоялись что песок набьётся в туфли гостей. На совещании были почти все частные (коммерческие) перевозчики, были и представители ОАО «ПАТП-1» и МУП «УЭТ». Беседа началась с того, что территорию временно сдали трём немцам и переводчику, которые приехали к нам из Лейпцига по обмену опытом в сфере перевозок пассажиров. В Лейпциге на 31 декабря 2010 года проживало 522883 человек. Горожан и жителей города обслуживает единственное в городе муниципальное транспортное предприятие Ihre LVB im Netz. Единственное в том смысле, что больше других транспортных предприятий в городе нет. Перевозки осуществляются с помощью трамвая и автобуса. До 1975 года в городе был и троллейбус, но его планомерно заменили на загруженных участках трамваем, а на менее значимых – автобусом. Автобус выполняет роль подвозящего вида транспорта из пригородов до ближайшей трамвайной остановки или станции Sbahn, менее десятка маршрутов проходят в глубь города но они не доезжают до центральной части города. Центр свободен от автобусов и отдан полностью трамваю. Нумерация маршрутов сквозная. Также в черте города перевозки осуществляются и по железной дороге – Sbahn (городская электричка). На начало 1974 года в городе работали трамваи почти на 30 маршрутах. В 1976 году из того количества трамвайных маршрутов осталось уже только 19 и один из которых впервые стал работать в режиме «Экспресс». Маршруты и далее продолжили реорганизовывать – маршруты объединялись и продлевались на новых участках. До 1975 года было 22 совместных автобусно-троллейбусных маршрута, два из которых работали в режиме «Экспресс». Схема городского транспорта по данным на 1976 год. Из туристической схемы города Лейпцига. Дата: 1976 г.
Сегодня в городе горожан и гостей обслуживает 6 трамвайных депо. На 16 городских маршрутах (три из которых работают в режиме «Экспресс») работают 353 трамвайных вагона, из них 128 многосекционных трамваев модели Bautzen NGT8 (фото 1), Bombardier NGT12-LEI (фото 2), а двухсекционные HeiterBlick NGTW6 (фото 3). и FBL NGTW6 (фото 4) сцепленые в поезда. Лейпциг, Bautzen NGT8 № 1112. Пересечение Gerberstraße с Willy-Brandt-Platz, где последняя переходит в Tröndlinring, маршрут 1. Фотография LostArtilleryMan’а, сделанная им в Лейпциге, Германия. Дата: 21 декабря 2008 г. фото 1 Лейпциг, Bombardier NGT12-LEI № 1203. Goethestraße, маршрут 15. Автор: A. N. Дата: 5 сентября 2010 г. Фото 2 Лейпциг, HeiterBlick NGTW6 № 1332. Jahnallee, маршрут 7. Автор: Prosek. Дата: 18 августа 2009 г. Фото 3 Лейпциг, FBL NGTW6 № 1317. Goethestraße, маршрут 15. Автор: A. N. Дата: 5 сентября 2010 г. Фото 4
В городе до сих пор работают старые и добрые Татры модели T4D и B4D, эти вагоны похожи на наши только ширина кузова у них не 2,5 метра, а 2,2. Есть и прицепные вагоны B4D. Почти все Татры прошли местную модернизацию и получили индексы T4DM, B4DM (фото 5), T4D-M2 и B4D-NF (фото 6). Прицепные вагоны, на которых сделали низкопольную среднюю часть получили индекс NF. В городе работает 44 трёхвагонных поезда, третий вагон или полностью низкопольный Bombardier NB4 (фото 7) местного (германского) производства или модернизированный вагон B4D-NF. Оставшиеся 82 вагона работают в 19 поездах из моторного и прицепного вагонов и 22 поездах из двух моторных вагонов. Всего на линию каждый день выходит более 190 поездов (составность поездов может варьироваться, а значит и изменяться количество общих выходов на маршруты). Лейпциг, Tatra T4DM № 2101. An den Tierkliniken, маршрут 31. Special Line to the “Wave-Gothic-Treffen”. Автор: Tatra-Fan. Дата: 21 мая 2010 г. Фото 5 Лейпциг, Tatra T4DM № 2165. Wilhelm-Liebknecht-Platz, маршрут 10. Автор: Tatra-Fan. Дата: 5 июня 2007 г. Фото 6 Лейпциг, Tatra T4DM № 2122. Sportforum, маршрут 3. Автор: Tatra-Fan. Дата: 7 октября 2009 г. Фото 7
14-й маршрут – самый редкий и с самыми короткими поездами (фото 8). В будни интервал с 6.00 до 17.00 – 20 минут, в остальное время – 30. В выходные порядка 30 минут. Маршрут работает допоздна. Лейпциг, Tatra T4DM № 2154. Kaethe-Kollwitz-Strasse, маршрут 14. 14-й маршрут – самый редкий с самыми короткими поездами. Автор: Prosek. Дата: 18 августа 2009 г. Фото 8
Протяжённость трамвайной сети 220 километров. В год перевозится более 110134 тысяч человек.
На автобусных маршрутах в основном работают автобусы марки Мерседес, большой и особо большой вместимости, для сравнения нужно вспомнить венгерские автобусы Икарус 260 и Икарус 280, которые работали в нашем городе. Всего сейчас предприятие обслуживает 60 автобусных маршрутов, протяжённость сети 1071 километра, на линии работает 114 автобусов. В год перевозится не более 24212 тысяч человек. Предприятие входит в совместное (консалтинговое) предприятие которые осуществляют пассажирские перевозки связывающие Лейпциг с пригородом и ближайшими городами. В предприятие входит более 20 частных перевозчиков осуществляющие перевозки автобусами. Стоимость проезда в черте города одинакова и не зависит от дальности поездки. В пригородах действует зональность но опять зональность подразумевает не подорожание билета, а его удешевление.
Есть несколько групп граждан, для которых существуют отдельные билеты: 1. взрослый 2. студенческий 3. детский 4. пенсионный 5. семейный 6. гостевой 7. инвалид 8. автолюбитель 9. отдельные билеты для студентов Университета прикладных наук, Академии визуальных искусств, Высшей школы музыки и театра и Высшей школы менеджмента (Более подробная информация на www.lvb.de/SemesterTicket) Существую билеты пяти видов: 1. Поездка на пару дней 2. Билет в один конец 3. Билет на день 4. Еженедельный билет 5. Ежемесячный билет Разовый билет для взрослого стоит 1,5 евро, билет на день – 5€, проездной на неделю – 18,80€, проездной на месяц обойдётся в 55,20€, а на год – 535,00€. Разовый билет для ребёнка стоит 1€, на день – 3€. Разовый детский билет стоимостью 3 евро. Фото 9
Разовый билет для группы 12€. Разовый билет стоимостью 12 евро для проезда группы лиц. Фото 10
Есть льготные категории граждан, которые пользуются бесплатным проездом. Разовый билет предусматривает множество бесплатных пересадок в течение определённого времени с одного маршрута на другой так и пересадки с трамвая на автобус и наоборот. Для пересадки построены специальные кроссплатформенные остановки (фото 11), к которым подъезжают как трамваи, так и автобусы. На остановках установлены информационное табло на котором отображается время прибытия всех маршрутов которые должны подойти в ближайшее время (фото 12). Время работы общественного транспорта в городе с пяти часов утра и до часу ночи. Лейпциг, Tatra T4DM № 2149. Hauptbahnhof, маршрут 11. Кроссплатформенная пересадка. Автор: XXL1219. Дата: 6 апреля 2010 г. Фото 11 Лейпциг, информационное табло на остановке. Angerbruecke. Автор: Tatra-Fan. Дата: 14 апреля 2006 г. фото 12
Хочется рассказать и об организации перевозок, о том как проводятся тендеры на маршруты. Мэрия города разрабатывает маршрут, определяет интервалы, время работы и тип подвижного состава, и его критерии (обязательное наличие автоматического пандуса для маломобильных граждан). Составляются графики движения на маршруте. Рассчитывается максимальная сумма за работу перевозчика на данном маршруте в течение года, в которую входят компенсации перевозчику за перевозку льготных пассажиров, пассажиров пользующихся скидками, и за разницу между себестоимостью проезда и реальной стоимостью. После этого информация поступает на конкурс. Конкурс на допуск к перевозкам проводится следующим образом. Обязательным условием является 100 процентное наличие требуемого подвижного состава которое требуется для работы на маршруте, который выставлен на конкурс. Перевозчик после ознакомления с маршрутом и типом подвижного состава проводит собственный расчёт расходов и доходов данного маршрута и в заявке указывает на какую сумму компенсации от мэрии города он претендует, какой тип подвижного состава будет работать на маршруте и другие дополнительные сервисы. Чем ниже сумма, на которую он претендует – тем выше шанс победить, но деньги на конкурсе не главное, главное – качество оказания услуги по перевозке пассажиров. Деньги, которыми пассажиры оплачивают свой проезд – поступают в казну города, а с перевозчиками уже рассчитывается мэрия города. На данный момент идёт плановое обновление трамвайного парка. Весной 2011 года были выведены из эксплуатации 42 вагона, которые выпустил чехословацкий завод – T6A2 и Tatra B6A2. Было списано по 20 вагонов каждой модели, ранее они работали в поездах. Один поезд из вагонов T6A2 и B6A2 (фото 13) оставили для музея транспорта города Лейпцига. Лейпциг, Tatra T6A2 № 1002. Hst. Hauptbahnhof, маршрут 1. Автор: Сокол. Дата: 27 июля 2001 г. Фото 13
А летом уже поступили 9 пятисекционные трамваи Bombardier NGT12-LEI, которые сейчас ожидают своего времени для выхода на городские маршруты. Начиная с 2005 года обновление подвижного состава в городе стало проходить регулярно. В период с 1994 года по 1998 год поступило 56 трёхсекционных трамваев Bautzen NGT8. В 2005 – 2007 годах поступило 24 трамвая Bombardier NGT12-LEI. В 2006 – 2007 годах также поступило 15 трамваев FBL NGTW6. С 2007 года по 2011 год поступило 28 трамваев HeiterBlick NGTW6. Подробную статистику можно посмотреть здесь: список моделей Если приравнять двух- и трёхсекционные трамваи к поезду из двух 15 метровых вагонов, а пятисекционный к трём вагонам, то можно увидеть, что за последние шесть лет трамвайный парк обновился на 40%. А что у нас? Трамвай. В городе протяжённость путей 130 км, работает 17 трамвайных маршрутов, из них один (107) сезонный, два (18, 19) работают только по выходным, два (3, 14) только по будням в часы пик, а семь (1, 4р, 7, 9, 10, 11 и 17) до 21:00. На линию выходят около 140 вагонов. Планового обновления подвижного состава не было с 1991 года, тогда в последний раз массово поступили трамваи отечественного производства 71-605А. В период с 1993 по 1996 год поступило 8 новых вагонов. Начиная с 1995 года в город стали приходить Б/У вагоны с Москвы. И в последний раз 2007 году были закуплены 4 вагона 71-619КТ. Автобус. Пассажирские перевозки осуществляемые ОАО «ПАТП-1», обслуживает 14 городских маршрутов. На линию выходят не более 54 машин. На большинстве маршрутов работает по 1, 2 машины. Лишь на двух Заволжких маршрутах (30, 46) выпуск составляет 12 машин на маршрут. Остальные 83 маршрута обслуживают коммерческие перевозчики. На линию выходит более 1500 автобусов особомалой вместимости (газель). Троллейбус. На 7 маршрутах работает чуть больше 35 машин. Стоимость проезда на трамваях и троллейбусах 10 рублей, в автобусах ОАО «ПАТП-1» – 12, у коммерческого перевозчика 13 и 16 рублей (зависит от дальности поездки). Проездные есть только на элетротранспорт, цена для взрослых – 500 рублей за месячный билет, для школьников – 200, для студентов – 300, а социальные – 170. На автобус проездных нет (нет не только на маршруты коммерческого перевозчика но и ОАО «ПАТП-1»). Общественный транспорт начинает работать в шесть часов утра и заканчивает свою работу в десять вечера. Хотя уже после 20:00 проблематично в нашем городе куда-то уехать. Расписание трамвая и троллейбуса узнать проблематично, на остановках на аншлагах устаревшая информация и указаны давно уже не работающие маршруты. Расписания движения в интернете найти не удалось – у предприятия нет своего сайта. Информацию о работе конкретно взятого маршрута, времени начала работы, окончания и узнать время прохождения через промежуточные остановки можно узнать только об автобусных маршрутах, которые обслуживает ОАО «ПАТП-1». Информация размещена не только на остановках, но и в интернете на сайте предприятия. О начале работы коммерческого перевозчика можно узнать, только увидев первую машину. Но любая такая машина может оказаться и последней по разным причинам, таким как снег, дождь, ветер, ураган, выполнение плана раньше времени, или просто по причине неожиданного праздника. На сайте организатора перевозок (мэрия города Ульяновска) также нет никакой информации о работе маршрутов общественного транспорта кроме списка утверждённых маршрутов, ни сколько единиц на маршрутах, ни время начала работы, ни окончания узнать нельзя. После всего этого хотелось бы задать пару вопросов: 1. Что подразумевалось под фразой «обмен опытом» и чему такому мы можем научить немцев? 2. Интересно, а наши коммерческие перевозчики для себя что-нибудь полезное вынесли с этого обмена опытом? У них общественный транспорт для человека, а у нас для извлечения прибыли. Интересно посмотреть сегодня на Самару, где перевозчиков наконец заставили повернуться лицом к пассажирам. Были приняты некоторые изменения в существующую маршрутную сеть. Изменены и продлены некоторые маршруты троллейбуса, продлили автобусный маршрут и пустили вместо короткого троллейбусного. Сделали новое расписание движения, когда все виды общественного транспорта стали единым целым, а не конкурентами на улицах. На остановках вывешены новые аншлаги, на которых легко можно узнать маршруты проходящие через конкретно взятую остановку и расписания каждого маршрута. Антон Буслов (сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт»): В итоге, с понедельника старт. Сегодня сотрудники “Пассажиртранссервиса” расклеивали объявления на остановках – по их словам изменения ужасно радуют бабушек :) Меня же радует тот факт, что впервые в Самаре объявления об изменениях маршрутов транспорта выглядят нормально, содержат грамотную информацию, и действительно расклеиваются на всех остановках (фото 14) попадающих в зону изменений. Дополнительным “бонусом” к самим изменениям маршрутов будут новые маршрутоуказатели на 21 и 51 автобусах, а так же на 6 и 12 троллейбусах, оформленные в едином стиле, различимые, с ясными читаемыми шрифтами. Для продления 15 троллейбуса нужно перемонтировать две крестовины на кольце “ул. Советской армии”, по плану эти работы можно сделать в срок до 15 сентября. После монтажа крестовин 15 маршрут с интервалом в 8 минут будет ходить от Металлурга до Железнодорожного вокзала. 16 маршрут будет оставлен только для обслуживания Речного вокзала и набережной Волги, по сути став укороченным вариантом 6 маршрута: он будет сокращен до трассы “6-й причал – Губернский рынок”.
Сегодня в Самаре работает единый транспортный оператор «Пассажиртранссервис». |
|
|
житель
ну и?
кто у кого опыт-то перенимал?
Наверно немцы о том, как не надо делать..
Хамло трамвайное
Ну раз вопрос остался, то… выходит, что ничему не научились и ничего не поняли что до них пытались донести.
жители
У них общественный транспорт для человека, а у нас для извлечения прибыли. Не только маршрутчиками,но и теми чиновниками,которые специально тормозят развитие общественного транспорта,чтобы получать откаты от маршрутчиков.
дед Коля
так и власть у них для народа.
Саша
Хорошая статья! Не сразу понял, что писал Саботёр)
бор
У нас транспорт чиновников (ПАТП – 1) для извлечения откатов, маржи, видимости наличия общественного транспорта, для последующего участия в трансфертах из цента. Теперь и с Киайско – Полбинской спецификой. Коммерсанты это – мы все. Надо жить, кормить семью, а податься больше некуда. Возим как можем, как живем, как учимся и лечимся, как голосуем, как верим в будущее своих детей, а не в будущее детей Морозова- Пинкова.
А ХОЗЯИНА в городе как не было так и нет. Последние конкурсы это показали.