Когда-то давно, в незабвенное советское время, когда я работал на Крайнем Севере, готовилось очень большое событие – открывали первый рейс самолета Ту-134 Москва – Нарьян-Мар. Шуму и подготовки было много, вопрос на контроле держали первый секретарь обкома и даже ЦК КПСС. Готовили ленточки, и всякие торжественные мероприятия. На следующий день после назначенного первого пассажирского рейса вышла газета «Комсомольская правда» с сообщением об открытии первого рейса, с подробностями открытия (все как и было предусмотрено программой) и с фото Ту-134 на заснеженном аэродроме. Загвоздка лишь в том, что на самом деле рейса не было. Ни в тот день, ни на следующий, ни через неделю. Потому что погода испортилась.
Вспомнил об этом после нашего авиасалона. Сначала пресс-служба облправительства торжественно отрапортовала об открытии авиасалона, потом более подробно об этом же в своем блоге рассказал губернатор Сергей Морозов, после него аналогичный пост разместила вице-премьер Светлана Опенышева. Губернатор рассказал, что парашютисты «стартовали» со 100-метровой высоты (дословно, как в пресс-релизе), что в небе совершили показательный полет самолеты Ту-204 и Ил-76, вертолет Robinson-44.
Светлана Владимировна пошла дальше. Она рассказала в своем посте, что «перед зрителями прошли показательные выступления пилотажной группы на самолетах Як-52 и Як-54», «традиционно на авиасалоне выступала пилотажная группа “Первый полет”» и «пожалуй, больше всего зрителям запомнились фигуры высшего пилотажа в исполнении Чемпиона мира Олега Шполянского».
Печально. Тот пресс-секретарь, что готовил пост за губернатора, сильно подставил главу региона. Да и тот, кто дал данные для Светланы Опенышевой о том, что было на авиасалоне, тоже ее сильно подставили.
На самом деле не было ни прыжков парашютистов со 100-метровой высоты, не было показательных полетов Ту-204 и Ил-76. Не летал Robinson-44 – его там вообще не было.
И не было самого главного – того, чего так ждали все, кто пришел на авиасалон – показательных выступлений пилотажной группы «Первый полет» на самолетах Як-52 и Як-54 (С.В., это и есть одна пилотажная группа!). И не понравились зрителям фигуры высшего пилотажа Олега Шполянского. Потому что и Олега Шполянского не было.
Не выяснял еще, по каким причинам не летали Ту-204 и Ил-76 (по предварительным данным, Ту-204СМ еще не вернулся из Москвы, где был на МАКСе, а компания «Полет» почему-то не смогла поднять свой Ил-76).
Эти причины еще как-то можно понять.
Но отсутствие «Первого полета» и Шполянского понять невозможно. Потому что они вообще не прилетали в Ульяновск по банальной причине – им не заплатили за участие в авиашоу. Еще в пятницу деньги, предназначенные на оплату, которые почему-то идут через московскую посредническую фирму, не поступили на счет в банке. И руководитель «Первого полета» в пятницу позвонил и сказал, что он с удовольствием бы поучаствовал бы в ульяновском авиашоу, но в условиях, когда нет денег даже на бензин, чтобы долететь до Ульяновска, он вынужден отказаться. Известно, что кроме «Первого полета» и Олега Шполянского от участия в авиашоу отказался еще целый ряд иногородних авиационных спортсменов, которые должны были демонстрировать полеты самолетов малой авиации. И все по одной причине – не было даже денег, чтобы оплатить им заправку и проезд технической группы. Кто виноват конкретно – пусть теперь разбираются чиновники облправительства. Они знают, по чьей вине, но сделают ли соответствующие выводы?
Единственно, что могу сказать, что те организаторы, что из Федерации авиационного спорта Ульяновской области, сделали все, что могли, чтобы не сорвать Авиасалон, и, не имея средств, занимали на стороне наличные деньги, лишь бы не сорвать мероприятие.
Я не злорадствую. Мне лично очень грустно, что так все получилось, потому что я очень хочу, чтоб Ульяновск и вправду стал авиационной столицей России, или хотя бы просто настоящим авиационным городом, российской авиационной долиной.
Собственно, поэтому и пишу этот пост, чтоб такого больше не повторялось.

Еще несколько уроков Авиасалона.
1. Нельзя отмечать праздник спустя неделю после него. Авиаторы праздновали свой день за неделю до этого. Это был их день. Им авиашоу (как было во все времена) нужно в настоящий день Воздушного флота. И это стало одной из причин того, что, как многие отмечали, на августовском авиашоу было заметно меньше зрителей, чем в апреле.

2. Нельзя так растягивать программу – с 10 до 16 часов. Ульяновцы идут в первую очередь смотреть на полеты самолетов и прыжки парашютистов. И поэтому воздушная программа должна быть плотной, динамичной. Три часа – не более. Дольше внимание человека не может концентрироваться. Без пауз на концерты и поздравления. Все это надо делать или до, или после. А потом, после авиашоу, зрители могут посмотреть и выставку авиатехники, и концерты, и соков попить.

3. Нельзя, чтобы основное действо – полеты и прыжки парашютистов были так далеко. Вспомните авиашоу на поле за проспектом авиастроителей, или даже на поле за «Авиастаром». Там зрители были почти непосредственными участниками. Парашютисты приземлялись в нескольких метрах от них, самолеты проходили над их головами. Понятно, что фигуры высшего пилотажа должны выполняться на безопасном расстоянии, но проход самолета должен быть рядом, парашютисты с флагами должны тоже приземляться рядом, а не на расстоянии в 500 метров, когда не видно ничего. Ничто не заменит того восхитительного состояния, когда над головой, на высоте в 100-200 метров проходит Ту-204, или такая махина как красавец «Руслан». Или когда парашютист, прыгнувший с полуторакилометровой высоты приземляется рядом со зрителями, попадая точно в цель. Они видят его лицо, видят, как он управляет парашютом. После таких впечатлений и появляются новые увлеченные авиаторы. Это ШОУ. И у него свои законы. Не исключаю, что на следующее авиашоу придет еще меньше желающих.