Известную фразу великого Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили» все мы не раз пафосно произносили в тех ситуациях, где надо было подтвердить свой статус гуманиста и друга животных. А в жизни все обстоит далеко не так.
Подрастающему городскому дитяти с целью приобщить его к природе мы покупаем хомячков, попугайчиков, рыбок, котят и щенков. Во многих случаях – для того, чтоб ребенок был хоть чем-то занят. Но малыш подрастает, уходит в компьютерный мир, родителям некогда, и бедных хомячков, попугайчиков и рыбок возвращаем обратно в зоомагазин или дарим друзьям. Обиженные кошки уходят гулять сами по себе. А собачонка? Да за порог ее, не пропадет! Вот и вся любовь. В результате в городе множится количество бездомных собак, которые плодятся и размножаются на воле, сбиваются в стаи и опять возвращаются к людям, «которые их приручили».
Двор с собаками дружил
А также псин бездомных любил и прикармливал. Собаки, в свою очередь, платили двору верностью и любовью. Днем гонялись с ребятишками в футбол, а на ночь, очевидно, по своему негласному собачьему соглашению, принимали двор под охрану. Ребятня даже имена им дала по тем местам, которые они охраняли ночью. Алиска, чем-то похожая на лису, на ночь укладывалась на пороге салона красоты, Парковкой прозвали ожидавшую щенков собаку, обосновавшуюся в районе ночной стоянки, пес Умка, самый большой и умный, просто охранял двор.
Кто-то из родителей радовался тому, что дети играют с собаками, любят животных, общаются с ними. Кого-то раздражало, что псины лают по ночам на случайных подвыпивших гуляк. Кто-то боялся, что собаки покусают детей. Кто из этих,«кто-то»-писал заявления в мэрию и в специализированную организацию по отлову бродячих животных, не суть важно, – у каждого своя правда, но…
Расстрел
В один из августовских дней, рано поутру во дворах по ул. крымова, 59 и 63 появилась машина с тонированными стеклами. Из нее неспешно вышли люди и на глазах жителей расстреляли восемь мирно спавших собак. Двор встрепенулся, шумели взрослые, плакали дети. С балконов торжествующе смотрели те, кто вызывал «ликвидатооов». Жители по-требовали, чтоб представители специальной службы вернулись и увезли трупы собак. Те вернулись, часть увезли, часть осталась. Добрые люди подобрали и повезли в ветлечебницу еще живого Умку. Его усыпили там, дабы прекратить мучения животного, и определили, что в собаку стреляли ампулами, заряженными препаратом «цианид», а не снотворным, как предписано. А потом жители пришли к нам в редакцию с письмом и снимками, от которых мороз по коже. И спросили: да как же так?..
“Промашка вышла”
В официальном письме мэрии тем, кто обеспокоен судьбой бездомных животных и, естественно, здоровьем и безопасностью своей и своих близких, дан четкий и ясный ответ и оценка сложившейся ситуации: «Сообщаем, что в Ульяновске работает специализированная организация по отлову бродячих животных. Все желающие могут обратиться в диспетчерскую службу по круглосуточному телефону 35-40-78 и оставить заявку на отлов безнадзорных животных. Осмотренных врачом отловленных больных животных утилизируют, здоровых отпускают обратно в среду. В настоящий момент оборудуется помещение на ул. Автомобилистов, 11 для пункта временного содержания отловленных животных для дальнейшего принятия решения об их судьбе». Более того, настоятельно рекомендуется гражданам, ставшим свидетелями жестокого обращения с животными, расправы над ними, немедленно обращаться в правоохранительные органы.
Но это, так сказать, в теории. А на практике как можно назвать публичный расстрел,без ветврача и без осмотра, на ул. Крымова?
Ильдар Низамов, бригадир «специализированной организации», которому мы задали свой вопрос, сказал о том, что собак отстреливали в предрассветный час и не убрали, потому как не видно было, где лежат убиенные псы. «К тому же, – добавил Ильдар Амирович, – мы собак не убиваем, а усыпляем. По звонку жильцов машина вернулась, подобрала собак, часть которых уже захоронили сами жители.
– Спящих захоронили?
– Нет, что вы! Просто дозу увеличили, промашка вышла».
В чем был абсолютно прав мой собеседник, так это в том, что виновны в происходящем далеко не те, кому поручено очищать город от бродячих собачьих стай. Более того, сотрудники службы создали нечто вроде приемника временного содержания животных. Ведь люди обращаются к ним не только с просьбой о ликвидации, но и о помощи подыскать собаку для того, чтоб взять к себе в дом.
Говорят, на Западе, чтоб завести собаку, нужно получить соответствующее разрешение от местной власти, встать на учет, и, если хозяин будет замечен в жестоком обращении с животным или, хуже того, вышвырнет его за дверь, наказание неизбежно, и нового разрешения иметь четвероногого друга он не получит никогда.
Хорошо бы и нам перенять этот опыт.
Галина Антончик