Около месяца назад на территории Винновской рощи прошло совещание экологической палаты Ульяновской области, на котором обсуждались наиболее острые проблемы этого памятника природы регионального значения – свалки, сокращение территории и др. С культурной точки зрения рощу к юбилею И.А. Гончарова обещали подготовить, а как обстоит дело с экологической? Это мы решили выяснить у министра лесного хозяйства, природопользования и экологии региона Дмитрия Федорова.

– С чего начнется благоустройство территории рощи?

– В этом году мы планируем выполнить обрезку сухих и погибших деревьев. Например, вокруг беседки Гончарова сделаем обрезку 40 берез. На их месте произведем посадку 2-3-метровых саженцев березы. Также планируем по пяти основным аллеям Винновской рощи произвести вырезку всех погибших лип, дубов – порядка 130 деревьев. Начнем с середины сентября и планируем завершить до наступления зимы. Параллельно вырезке погибших насаждений мы планируем произвести высадку деревьев

– Какие деревья будут посажены?

– Преимущественно, липы, так как посадочного материала большой степени приживаемости по дубу, скорее всего, на территории Поволжья мы не найдем. Приживаемость дуба очень низкая. Компенсировать посадки будем как минимум один к одному или к двум. Это мы сделаем однозначно.

– На одном из недавних совещаний по проблемам рощи губернатор ставил задачу разобраться с незаконным захватом земель? Этим кто-то занимается?

– На сегодняшний день мы выясняем ситуацию с «самозахватами» и с садами. Исходя из стыковых площадей, которые у нас поставлены на учет областным департаментом госимущества, и из той площади, которая оформлена мэрией под парк культуры и отдыха, получается, что в сумме они дают ту общую площадь, которая и была у рощи при ее планировании, – 122 га.

– Но говорили, что в роще есть «самозахваты» территории? Нашли хотя бы один участок?

– На сегодняшний день позиция такая – выявить, есть ли хоть один захват, и, если да, вернуть землю в судебном порядке в территорию памятника природы. Этим вопросом занимаются совместно три ведомства – Минприроды, комитет Госэкоконтроля и департамент госимущества Ульяновской области. Но на сегодняшний день ни один факт «самозахвата» не выявлен. Законодательно Винновская роща занимает ту же самую площадь, которая была утверждена решением Облсовета №296 от 19.03.1961 года. После того как мы все уточним, будем принимать меры. Вынесем этот вопрос на заседание экологической палаты и общественное обсуждение. До 26 сентября будем выносить вопрос по благоустройству памятника природы на заседание общественной палаты. Никто ничего втихую делать не собирается. Все будем объяснять, рассказывать и доказывать.

– Что планируется сделать для решения проблемы несанкционированных свалок?

– Мы совместно с администрацией Железнодорожного района уже несколько лет занимаемся ликвидацией несанкционированных свалок, которые у нас растут по периметру поселка Винновка. Нас сегодняшний день мы действуем совместно с Гоэскоконтролем и рекомендовали администрации района активнее работать по вынесению административных решений по отношению к жителям района, которые не заключили договоров на вывоз мусора, а у нас их 70% жителей поселка. Жители не идут на процедуру заключения договоров, несмотря на то, что есть управляющая компания, перевозчики ТБО, которые готовы установить контейнерные площадки, либо по графику организовывать сбор мусора из поселка. У нас общественные инспектора даже ночью ловили бабушек, выносящих мусор в Винновку, – они несли два здоровенных пакета с отходами. Им говорят – вы куда несете? Как куда? В овраг! Зачем в овраг-то? А куда же я его дену? Я его всегда туда и носила. Вот такое искреннее признание гражданки. Когда ей начинаем объяснять, что вывоз мусора стоит 40 рублей в месяц, она удивляется, что никто ей этого не говорил. Хотя приходили, делали подворовый обход, вывешивали информацию на видных местах.

– Контейнерные площадки будут устанавливаться?

– Две уже есть и еще три будут установлены – в местах, от которых идут тропинки в рощу, к ближайшему оврагу. Но следует отметить: чтобы обязать управляющие компании эти площадки соорудить, должны быть какие-то договорные обязательства по вывозу, а сама по себе площадка превратится в такую же свалку. Эту систему надо организовать. Сейчас мы видим, что есть однозначное понимание и желание Железнодорожного района заниматься этими вопросами, плюс подключен Госэконотроль, который будет активно заниматься вынесением штрафных санкций.

– А какова на данный момент ситуация с очисткой водных ресурсов рощи от нефтепродуктов? Кстати, найден ли источник загрязнений?

– Согласно постановлению прокуратуры, источником загрязнения территории родников и пруда послужили многочисленные бесконтрольные утечки с объектов Куйбышевской железной дороги. На данный момент мы собираем информацию о том, что делать дальше.

– Какой ущерб эти загрязнения нанесли роще?

– Методика расчета ущерба – довольно сложная. Так, Госэконтролем Ульяновской области озвучивалась цифра 300 млн.: они приглашали для этого московских специалистов. Но данные были приведены только одной организацией, занимающейся утилизацией нефтезагрязненных грунтов, а должны быть как минимум три подобные организации, имеющие соответствующие лицензии и многолетний опыт в данной сфере. То есть, нужен сравнительный анализ их оценок, чтобы понять площадь загрязнений. Например, одни считают, что проникновение нефтепродуктов произошло на глубину до 30 см, другие – до 50 см. и т.д. Все эти вещи надо сопоставить. У нас площади загрязнения разнятся чуть ли не на 5 га.

– То есть работа по экспертной оценке сейчас ведется?

– Да. Параллельно мы оцениваем, сколько сорбента можно внести туда на сегодняшний день, чтобы произвести очистку, по крайней мере, верхних слоев почвы. Есть вещества, которые достаточно хорошо собирают нефтепродукты. Может быть, дешевле и проще будет не выбирать весь грунт полностью и вывозить его на какие-то установки по очистке, а внести сорбенты, а затем весь верхний слой убрать на утилизацию. Что касается самого пруда, то здесь есть несколько мнений, в том числе о том, чтобы гидротехническое сооружение разобрать и спустить, а затем внести сорбент и произвести очистку высохшего ложа пруда.

– Это означает, что пруда как такового уже не будет?

– Это удешевляет процесс. Кроме того, пруд затем можно снова наполнить. Сейчас мы оцениваем данную ситуацию. Она осложняется тем, что территория имеет статус памятника природы – любые телодвижения нам надо проводить через процедуру экологической экспертизы. Даже если мы будем иметь техническое решение, мы будем выносить его на процедуру экологической экспертизы. Если она выдаст положительнее заключение, что наиболее правильный и рациональный способ – разобрать гидротехническое сооружение, то только после этого можно приступать к работам. Кстати, в этом случае открывается доступ к погибающим деревьям, которые находятся на территории пруда. Пока произвести их вырезку механизированным способом не представляется возможным.

– Когда экологическая экспертиза будет проведена?

– Думаю, до нового года выполним экологическую экспертизу в полном объеме и попробуем заложить средства на выполнение этих мероприятий на 2012 год. Что касается этого года, то, по крайней мере, внешнюю захламленность мы планируем убрать во второй половине сентября – начале октября в рамках нескольких экологических акций, в которых будут участвовать сотрудники Минприроды, Госэкоконтроля. Я думаю, что мы подключим и администрацию Железнодорожного района. В рамках акций будет произведена вырезка деревьев, убрана захламленность в районе плотины, например, покрышки авто и другой хлам, который можно убрать вручную.

– Что еще будет сделано для благоустройства памятника природы?

– Новые информационные аншлаги, которыми мы заменим морально и физически устаревшие. Их мы хотим сделать в старом стиле, чтобы подчеркнуть возраст парка и 200-летие Гончарова. На них будет размещаться информация по памятнику природы «Винновская роща». Сейчас мы ведем диалог с мастерскими, аншлаги по основным тропам и на входах установим осенью. Со стороны экологической палаты будет участвовать Дмитрий Семенов, который темой рощи занимается уже давно – он будет нас консультировать с точки зрения наполняемости аншлагов.

– А каково будущее склепа, построенного Перси-Френч?

– Скорее всего, пока он будет законсервирован. Информацию о нем мы на аншлаги нанесем, но, чтобы он «экскурсионно» достойно выглядел, нужно его полноценное восстановление, которое стоит несколько десятков миллионов рублей.

КСТАТИ

Как нам сообщили в областном министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии, при экологической палате Ульяновской области создана рабочая группа по проблемам Винновской рощи. В нее вошли Дмитрий Семёнов – доцент кафедры биологии и биоэкологи Ульяновского госуниверситета, Алексей Базаров – заместитель директора ООО «Научно-исследовательский центр Поволжье», Андрей Беркутов – директор департамента природопользования и экологии минприроды области, Данила Урдин – заместитель председателя комитета ЖКХ, благоустройства и экологии мэрии Ульяновска.

По словам Дмитрия Семенова, сегодня у Винновской рощи сразу несколько проблем. Это состояние зеленых насаждений – в целом, нормальное, но в результате отсутствия должного ухода и оно вызывает опасения. Так, некоторые деревья страдают суховершинностью, одной из причин которой является засуха. Во-вторых, сокращение территории в результате того, что жители близлежащих поселков и коммерческие структуры «осваивают» земли памятника природы. Остается актуальной проблема очистки от нефтепродуктов – начавшаяся несколько лет назад утечка до сих пор отравляет водораздел между Свиягой и Волгой. Имеют свои негативные последствия и нарастающее рекреационное загрязнение рощи, любовь к ней велосипедистов и любителей других видов спорт, и, конечно же, выброс мусора отдыхающими и жителям близлежащих территорий.

По мнению Дмитрия Семенова, если все останется так, как есть, ничего хорошего рощу не ждет. Однако власти к 200-летию Гончарова все же обещают привести ее в порядок и благоустроить. «Думаю, это возможно», – говорит специалист.

Юлия Узрютова