Владимир Коршунов
Курю давно и много. Несколько раз пытался бросить, но не получилось. К вялотекущим антитабачным акциям уже как-то вроде привык, да и к тому, что «права курильщиков» постепенно зажимают, тоже. Да я и сам терпеть не могу, когда кто-то достаёт сигарету в общественном транспорте, на лестнице или на площадке подъезда. На юге не раз сталкивался с тем, что пляж объявлен «зоной свободной от курения», хотя некоторые всё равно курили. Ничего, терпел без сигарет. Уйдёшь – закуришь. Когда навязчиво от тебя никто ничего не требует, вроде бы и не хочется…
Согласен, что другим людям дым мешать не должен. В общественных местах курение должно быть ограничено, но… Всё же имеет разумные пределы. Проект Федерального закона Российской Федерации “О защите здоровья населения от последствий потребления табака” уже лежит в Госдуме. В декабре думцы его рассмотрят и, скорее всего, примут. Пока он открыт для обсуждения и Минздравсоцразвития – главный его разработчик, принимает предложения граждан. Некоторыми своими соображениями я тоже поделился на сайте ведомства, правда, сомневаюсь, что со мной государственные мужи и девы готовы что-то обсуждать. А напрасно. Курильщиков в стране 40 миллионов – треть населения. И об их правах, в разумных пределах, тоже бы не мешало подумать. Хотя бы о тех, кто не привык отравлять своим дымом «общественные места». Но стоп.
А что такое общественные места? В российских законах их чёткого определения нет. Законопроект к таковым местам относит не только закрытые помещения и территории, предназначенные для оказания услуг в системе образования, учреждения культуры, медицины, отдыха, социальные службы, кафе рестораны, учреждения физической культуры и спорта. Но согласно законопроекту, запрещается курить в поездах дальнего следования, на воздушных судах и судах дальнего плавания. Нельзя будет покурить, согласно новому закону, не только на территории порта или вокзала, но и на расстоянии 10 м от них. Почему десяти, а не восьми или одиннадцати? А как же быть, если ехать приходится несколько суток? Понятно: «Бросайте – потом и поезжайте». Но, поверьте, это не так-то просто. Это не стадион (по новому закону там тоже курить нельзя), на который я могу просто не ходить. А там, кстати, основная масса болельщиков – курящие поклонники спорта. Парадокс. Ну, ничего поиграют футболисты при пустых трибунах. Им не привыкать. А вот с дальними поездками, командировками – дело обстоит сложнее. В гостиницах по новому закону тоже нельзя. Собственно, кроме квартиры и улицы – нигде нельзя. Да ладно бы так, но ведь и улицы (парки и скверы тем более) можно отнести к общественным местам. Так, наверное, и сделают особо рьяные исполнители закона.
Не могу я объяснить ретивость, с которой взялись авторы проекта, за ограничение демонстрации «табачных изделий и процесса их потребления». Например, пунктом 5 статьи 16 запрещается:
«- демонстрация табачных изделий и процесса их потребления (за исключением демонстрации процесса потребления табачных изделий при информировании об их вреде) во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых содержится демонстрация табачных изделий и процесса их потребления».
С одной стороны, вроде бы только во «вновь создаваемых». Но с другой, «сообщение в эфир и любое другое использование…». Не попадают ли под запрет старые любимые фильмы, созданные во времена, когда с курением так усердно никто не боролся, но народ жил дольше и как-то веселее. К примеру, «Белое солнце пустыни», «Кин Дза Дза», «Семнадцать мгновений весны»… Да, что там Штирлиц и ковбой Мальборо! Несчастный волк из «Ну, погоди!», оказывается, будут вне закона и … эфира. Абсурд? Но, ведь именно до него, мне кажется, пытаются довести очередную компанию по борьбе не с курением, а уже с курильщиками.
Кстати, о курильщиках. Курение – не только дурная привычка или «глупость», как называют её некоторые в прошлом заядлые курильщики вроде Алена Кара (кстати, «поумневшего» и теперь хорошо зарабатывающего уже на борьбе с курением), это всё-таки и зависимость. И эту зависимость государство довольно долго поощряло, торгуя табаком, получая хорошие акцизные пошлины, а теперь решившее сменить правила. Так как же от неё избавиться? Есть ли доступные медицинские и социальные программы, помогающие в этом? Читаем статью 17 «Осуществление медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака, и лечение табачной зависимости». Кстати, самая короткая статья законопроекта.

«1. Медицинская помощь населению, направленная на отказ от потребления табака, и лечение табачной зависимости, осуществляется в соответствии со стандартами и порядком, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
2. Обеспечение медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости, на территории субъекта Российской Федерации устанавливается в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений, изложенных в части первой настоящей статьи».
Коротко и ясно: бесплатно лечить никого не будут. А если за деньги, и лечение результатов не дало, затраченные средства, вряд ли, вернёшь. Согласен, сами виноваты, что пристрастились к дурной привычке. Но, поверьте мне, «лечиться» на таких условиях никто не пойдёт. А у нас, напомню, нуждающихся в нём 40 миллионов человек.
Собственно, беспокойством о здоровье нации, о высокой смертности и объясняется необходимость антитабачного закона. Но мне только не ясно, это только курение отправляет на тот свет ежегодно миллионы трудоспособных сограждан? Или отсутствие работы, достойной зарплаты, стрессы, нечеловеческие условия на производстве и даже в учреждениях? А с этим как? Ограничимся в очередной раз только табаком?
Зато всё ясно с ценами, акцизами, сборами и прочими составляющими табачного бизнеса – они будут расти, как на дрожжах: ежегодно увеличиваясь, превышая индекс продовольственных цен, с минимальной долей акцизов не менее 50%. Казна, безусловно, пополнится, а курить, боюсь, меньше не станут. Это ведь не только вредная привычка, это – зависимость. Кстати, зря надеются работодатели на увеличение производительности труда за счёт сокращения «перекуров». Как-то обратил внимание, что те, кто не курит, в массе своей тоже, как роботы, не работают. Бывает, в рабочее время комментарии пишут или в «одноклассниках» сидят, что тоже, как минимум, не полезно.
Нет, я, в принципе, ничего не имею против ограничений. Разумных. Сам готов ограничиться. Но, когда о проблеме устами законодателей начинает высказываться власть, сразу вспоминаю, что молчание золото. Вспоминаю, как едва не «победили» курение при Горбачёве, когда из легальной торговли табачные изделия просто исчезли. Вспоминаю баночки с «бычками», «замаринованные» впрок едва ли не каждым курильщиком, обрывки газет, удушливый запах махры и газетной бумаги. Вот когда бы бросить! Не бросил. Почему? Не знаю. Зато знаю, что в крушении той страны табачный дефицит сыграл свою немаленькую роль. Потому что достали! Знаю, что надо как-то бороться с курением. А ещё знаю, что для этого, как писал классик «надобно умение».
P.s.: Я могу ошибаться и, помилуй Бог, никому не навязываю, своё частное мнение. Наша газета предлагает и Вам, уважаемые читатели, высказывать своё видение проблемы, оставляя комментарии на нашем электронном адресе: simbirskgazeta@ya.ru, либо написав на почтовый: 432000 г.Ульяновск, Главпочтамт, а/я 4, «Симбирский обозреватель».