Денис НАБОКО
Система подготовки будущих летчиков может сократиться с пяти лет до 18 месяцев.
В Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации переполох. Беда пришла, откуда и не ждали. Министерство транспорта Российской Федерации предложило обучать пилотов в сокращенном режиме — всего за 18 месяцев (сейчас пять лет).
– Наше училище в последнее время буквально оплевывают, – говорит ректор Ульяновского высшего авиационного училища Сергей Краснов. — Будто бы и английский язык наши выпускники не знают, и абсолютно неподготовленными специалистами выходят. Самое интересное, идет это от двух крупных российских авиакомпаний, которые намерены сами готовить пилотов на самолеты. От остальных же нареканий никаких нет, одни лишь благодарственные письма. Ожидая худшего, мы сейчас стали собирать их.
Но главные претензии авиаперевозчиков заключаются в чрезмерной длительности обучения и, как следствие, его дороговизне. Учиться пять лет, а потом еще тратить дополнительное время на переучивание на определенный тип самолета при нынешнем дефиците кадров — излишняя роскошь. Сейчас ежегодная потребность российской авиаотрасли составляет около 800″пилотов в год. И, по прогнозам, она будет только увеличиваться.
– Пять лет – действительно много для обучения, – продолжает Сергей Краснов. — В советское время оно длилось четыре года и два месяца. Идя на компромисс, мы готовы со следующего года перейти на четырехлетнюю подготовку пилотов.
При этом в училище категорически против отмены обязательного высшего образования для летчиков. Сами курсанты однозначно ответить на вопрос, нужен диплом или нет, похоже, не готовы.
– Даже не думал об этом, – говорит первокурсник Алексей.- С одной стороны, чем быстрее отучишься, тем быстрее и летать станешь. А с другой, без диплома куда пойдешь, когда возраст или здоровье не позволят сесть за штурвал самолета.
– Я бы просто курсы прошел, – продолжает будущий выпускник Владимир. — Ведь первые два года мы не летали, а просто изучали общие дисциплины. Вес время хотелось быстрее на третий курс попасть.
Опытные пилоты также не могут прийти к согласию. На авиафорумах можно найти мнения как в пользу ускоренного обучения, так и против него. Но и те, и другие сходятся во мнении, что все нововведения стоит внедрять с осторожностью. Все-таки авиапроисшествий в последнее время происходит слишком много.
Свою позицию руководство УВАУ ГА намерено отстаивать в Москве. После выборов ректора, которые пройдут через две недели, в вузе утвердят программу развития училища. Здесь надеются, что в Минтрансе не станут ломать систему обучения пилотов, идя на поводу у авиаперевозчиков, а здраво подойдут к проблеме.