Виктория Чернышева
Ульяновские власти намерены ввести ежемесячную надбавку и ежегодные “подъемные” для молодых специалистов, работающих в сфере культуры. За каждые из трех отработанных лет им будут выплачивать 20, 40 и 60 тысяч рублей соответственно. Закон, который регламентирует доплаты, должен вступить в силу со следующего года. Нововведение, по мнению его инициаторов, сможет справиться с главной бедой культурных учреждений – дефицитом молодых квалифицированных специалистов.

– Средняя зарплата у нас сегодня – около семи тысяч рублей. Понятно, что на такую сумму молодому специалисту прожить трудно, особенно, если он родом из села и снимает квартиру – у нас есть такие сотрудники. Несмотря на это, в последнее время штат в музее “помолодел”. Появились вакансии – люди начали уходить на пенсию, освободились не только специфические ставки: нам стали нужны юристы, экономисты, – говорит директор ульяновского Краеведческого музея Юлия Володина.

По словам Володиной, сегодня в научном штате Краеведческого музея около 70 процентов – молодые сотрудники (хотя если брать общее количество сотрудников, то прпопорция будет совершенно иной – более 70 процентов – это персионеры и люди предпенсионного возраста). Руководство культурного учреждения старается удержать молодежь всеми возможными средствами: содействует в получении надбавок, а наиболее перспективных быстро продвигает по карьерной лестнице. Например, вчерашняя студентка педуниверситета, проработавшая в музее восемь месяцев, получила должность заведующей отделом природы. “Взлет” для молодого специалиста стремительный.

– Мы стараемся предоставить молодым руководящие должности: у них не застарелый, классический, взгляд на работу. Они живут сегодняшним днем и способны сделать так, чтобы музей был интересен их сверстникам, – продолжает Володина. – Что интересно, выпускники вузов к нам идут сегодня достаточно активно. Работа в музее – неординарная, интересная, творческая. Это хорошая возможность самореализации: сам придумал проект, нашел спонсора, воплотил его в жизнь. Но, конечно, хочется, чтобы и зарплата была соответствующей. А мы бы были спокойны, что молодые люди никуда не уйдут, и вложенные в них силы (каждый из них проходит у нас полугодовой курс “молодого бойца” – наше собственное обучение) потрачены не зря.

О том, что молодежи интересна культурная сфера, говорит и опыт ульяновского музея-заповедника “Родина В.И. Ленина”. Он имеет федеральный статус, а потому зарплата здесь нормальная – как минимум, в два раза выше, чем в среднем по отрасли. И выплачивают ее вовремя. Результат предсказуем: более половины сотрудников заповедника – выпускники вузов, молодежь 23-24 лет.

То, что положение в культурной сфере критическое, признают и сами власти. С сентября в регионе планируют ввести контрактную систему оплаты труда для артистов и отдельных профессиональных творческих коллективов, что должно повысить их заработок. Пока не разбежались – а такая опасность есть. Если это все же случится, для Ульяновска, который в 2020 году намерен претендовать на звание культурной столицы Европы, это будет полной катастрофой.

Комментарий

Сергей Петров, доцент Ульяновского государственного университета, краевед:

– Чтобы удержать молодых людей, нужно дать им перспективу – например, получения квартиры; уверенность в том, что данное учреждение не будет ликвидировано; свободу творчества. Увы: сегодня оснащение большинства учреждений культуры оставляет желать лучшего. В библиотеках области на миллион книг уменьшился фонд. 90 процентов инструментов, на которых занимаются в музыкальных школах дети, изношены. В селах есть учреждения, где до сих пор нет нормального освещения! Разве будет молодому специалисту интересно и комфортно работать в таких условиях?

Поддержка, несомненно, нужна. Но разовыми “порциями” ситуацию не исправишь. Нужна четкая, детализированная культурная политика, тесная работа с районными властями, которые зачастую категорически не хотят финансировать эту сферу. Иначе через четыре года вся наша культура выйдет “на пенсию” – сегодня средний возраст ее работников превысил 55 лет.