Российских пилотов станут учить быстрее.
С сентября этого года в России начинается внедрение программы MPL (Multi-Crew Pilot License), разработанной специалистами Международной организации гражданской авиации. В результате всего за 18 месяцев можно будет получить пилота, способного летать на самолетах конкретного типа.
В настоящее время основная масса российских гражданских пилотов выпускается в Санкт-Петербурге и Ульяновске, где курсанты учатся пять лет.

Одной из главных причин сокращения сроков обучения выступает дефицит пилотов. Несмотря на высокие зарплаты, в отрасли ощущается существенный дефицит кадров. Российские компании, в частности «Аэрофлот», объявившие о значительном расширении парка своих самолетов, испытывают острую нужду в летчиках.

Заслуженный летчик-испытатель, Герой России Игорь Маликов, считает, что самые тяжелые времена у отрасли еще впереди. Это связано с тем огромным провалом в подготовке летчиков, допущенным в 90-е. «Сами знаете, период был такой. Самолетов не было. Запчастей не было», — говорит Маликов. В результате будущие пилоты получили минимальные практические навыки пилотов. Их приходится переучивать, хотя даже «неучей» не хватает.

«Мы с успехом разгромили все летные училища. Правда, осталось Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, но там, как понимаю, практически никто уже не летает. Отдельные ребята, заканчивающие училище, имеют какую-то условную летную практику. Фактически же «Аэрофлоту» негде взять пилотов. Число военных летных училищ сократили до одного. Набор там в этом году самый минимальный. Как мне кажется, главная ставка «Аэрофлота» должна быть сделана на тех пилотов, которые ушли из военной авиации, но при этом имеют опыт полетов и хорошее здоровье. Только их и остается набирать. Больше некого, разве что гастарбайтеров», — отмечает Игорь Маликов.

Пока это звучит, как шутка, но в будущем именно гастарбайтеры могут стать основой гражданской авиации в России. Сейчас министерство транспорта рассматривает законопроект о снятии ограничений в части требований к гражданству летчиков. В настоящее время летчиками в России могут работать только граждане страны. Планируется, что в будущем на эти должности смогут нанимать и иностранцев.

Причем европейцев и американцем наши компании даже с высокими по российским меркам зарплаты не потянут — там платят еще больше. Значит, придется привлекать пилотов из стран третьего мира.

Следующим этапом «развития» страны станут космонавты-гастарбайтеры. Если только к тому времени наши ракеты еще смогут долетать до орбиты.