Михаил Белый
Почему Ульяновск стал городом, из которого все так хотят уехать.
Когда читаешь об Ульяновске в Википедии, то узнаешь, что в городе функционирует около трех десятков крупных промышленных предприятий, есть гипермаркеты, торгово-развлекательные комплексы и ночные клубы. Когда просматриваешь ленты информагентств, то создается впечатление: иностранные инвесторы разве что в очередь не выстраиваются, чтобы организовать здесь свой бизнес. А местные жители тем временем, словно беззаботные европейцы, наперебой обсуждают – в самом ли деле Ульяновск является родиной Колобка, и надо ли ставить точки над буквой «Ё». Когда въезжаешь в город, то первым делом узнаешь, что оказался не просто на родине вождя мирового пролетариата, а в «Культурной столице СНГ» и «Авиационной столице России». И транспаранты гордо и немного загадочно свидетельствуют: «Ульяновск к взлету готов». Но почему тогда по количеству уезжающих регион – в числе лидеров в стране?

«Почти мажор»

Артему 24 года. Он окончил Ульяновский госуниверситет. Имеет два диплома. Сейчас учится в аспирантуре – хочет защитить кандидатскую по экономике. Параллельно работает в одном коммерческом банке. Получает 14 тысяч рублей, без вычета налогов. Считается довольно успешным и обеспеченным человеком. Тем более, что недавно купил трехлетний Renault Logan. «По местным меркам почти мажор», – усмехается Артем. Он говорит, что «жить-то, конечно, можно». «Я пока с родителями живу. Но вот как заводить собственную семью с такими доходами – ума не приложу. Чтобы снять квартиру, надо не меньше 8 тысяч рублей. Оставшихся денег даже на еду не хватит», – констатирует молодой человек. Позволить себе развлечения могут далеко не все. К примеру, сеанс в киноцентре, расположенном в торгово-развлекательном комплексе «Версаль» в центре города, в среднем стоит 250 рублей с человека. «Если идешь с девушкой, то надо умножать на два. Плюс попкорн с кока-колой. В итоге придется выложить 600-700 рублей, – подсчитывает Артем. – Если с дамой сердца хотя бы раз в неделю ходить в кино, то в месяц набегает почти три тысячи рублей».

Артем говорит, что картинка из телевизора, где Ульяновск зачастую предстает в самом радужном свете, совершенно не хочет совпадать с реальностью: «У нас цены на продукты, как в Москве, только зарплаты ульяновские. Общественное питание подешевле, чем в столице, но всего лишь процентов на 10-15».

Некоторые молодые ульяновцы свой выбор уже сделали. «Я уехала из Ульяновска потому, что не вижу там для себя перспектив личностного и профессионального развития. В Москве есть те люди, с которыми мне интересно, с которыми много общего. В Ульяновске таких единицы. В силу чего так получается – не знаю», – признается Мария Гурова. Сегодня Мария – сотрудница одной из крупнейших аудиторских компаний в Москве. Говорит, что зарплата, конечно, оставляет желать лучшего, «но вот перспективы»…

Маша – одна из тех, кто поспешил «утечь» из Ульяновска. «В Москве сложнее из-за неустроенности быта: нет квартиры, машины, большие расстояния, иногда стоит с утра доехать до работы – и уже уставшая», – говорит Маша. Но добавляет: «Зато тут зарплаты выше». Про «столичные перспективы» и «хорошие зарплаты» твердят почти все, кто приезжает в Москву из провинции. Вот и Наталия Алейнова, окончившая Ульяновский государственный технический университет по специальности «Издательское дело и редактирование», переметнулась в сердце России. «Никаких перспектив в родном городе не видела. Уже в универе поняла – если работу и найду, то зарплата будет копеечной. Вот у знакомых девочек в Ульяновске сейчас зарплата 6 тысяч рублей», – рассказывает Наталия.

Если воскресным вечером вы окажетесь на Центральном железнодорожном вокзале Ульяновска, то увидите довольно печальную картину. Едва ли не большинство пассажиров местного фирменного поезда – молодые люди, приезжавшие на выходные к родителям. Оставаться в родном городе они не хотят.

«Гастарбайтерам Ульяновск не интересен»

Депутат областного Законодательного собрания, профессор Вячеслав Алексейчик приводит данные Росстата: все больше людей уезжает из региона, показатель вырос до 5,2 человека на 1000 жителей. Это второе место в России после Вологодчины. Парламентарий называет это «тревожной тенденцией».

Заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления Ульяновского госуниверситета, доктор экономических наук Анатолий Лапин поясняет: каждый шестой ульяновский одиннадцатиклассник уезжает поступать в вузы за пределами региона. «Таким образом, Ульяновск лишается своей будущей элиты, поскольку уезжают не худшие, а наоборот – лучшие», – поясняет эксперт. По его словам, главная причина оттока людей – даже не отсутствие рабочих мест, а низкая заработная плата. Ежегодно из области уезжают свыше трех тысяч человек. Следует понимать, что речь идет только об официальных данных – в статистику не попадают те, кто уехал из региона, но сохранил ульяновскую прописку. По данным Росстата, по уровню зарплаты Ульяновская область занимает примерно 70-е место из 83 регионов. К тому же, стоит отметить один важный факт: ульяновцев, уезжающих на постоянное место жительства в другие регионы, на 80 процентов больше, чем тех, кто приезжает в область.

Гастарбайтерам Ульяновск также представляется малопривлекательным. Дело в том, что средняя зарплата гастарбайтера в России составляет около 16 тысяч рублей. «В Ульяновской области средняя заработная плата составляет 13 тысяч рублей. Получается, что приезжим работникам у нас ловить особо нечего», – констатирует Анатолий Лапин. Вот и местный политолог Дмитрий Ежов подтверждает – дескать, «цифры настолько страшные, что даже губернатор по этому поводу заволновался». Глава региона то и дело собирает совещания, проводит консультации с общественностью и творческой интеллигенцией. Ежов настроен критично – говорит, что с молодежью со стороны власти ведется слабая информационная работа. Да и инфраструктурные программы – такие, например, как обеспечение жильем молодых семей, в регионе, по его словам, заметно хромают. «В этом плане интересен пример Перми: пять лет назад из города хотело уехать 60 процентов, а сейчас – раз в десять меньше», – говорит Ежов.

Впрочем, заместитель губернатора области Светлана Опенышева с экспертами и статистическими данными категорически не согласна. Во всяком случае, массового отъезда граждан она не наблюдает. В то же время чиновница считает Ульяновскую область едва ли не единственным регионом в стране, власти которого уделяют столь серьезное внимание проблеме «утечки мозгов». «Нашим губернатором много сделано для того, чтобы люди здесь оставались. Недавно в моем Живом журнале люди обсуждали – дескать, зачем уезжать в Москву и Питер и получать там 50 тысяч, когда можно здесь получать 25 тысяч. В итоге после всех расходов на руках остается даже больше денег», – рассказала «Эксперту Online» г-жа Опенышева. По ее словам, «есть такие, которые говорят – вот возьмем и уедем». «Но очень многие возвращаются назад», – заявила чиновница.

В альбомах вакансий местной службы занятости работу с уровнем зарплаты в 25 тысяч рублей встретить не удалось. Так, в областную больницу требуются врачи. Зарплата, на которую могут претендовать доктора, составляет 6 тысяч рублей. Требуется бармен на 4 тысячи рублей. Можно пойти воспитателем детского сада – жалованье в этом случае составляет 4800 рублей. Можно устроиться кондитером на 6 тысяч рублей и дворником с менее скромным жалованьем – 4330 рублей. Предел мечтаний – должность главного бухгалтера в областной типографии с зарплатой 11 тысяч.

«За культурой и интернетом»

«Люди уезжают из нашего города не только потому, что они хотят грести деньги лопатой и сделать головокружительную карьеру. Кто-то хочет приобщиться к культуре, кто-то – к бурной столичной ночной жизни, для некоторых принципиальным является наличие большого количества магазинов, бутиков, чистых парков и интернета с хорошей скоростью», – говорит социолог Мария Пырочкина. По ее словам, в Ульяновске появляются и новые торговые центры, и рестораны, и ночные клубы. «Но посещать их в состоянии лишь очень узкая прослойка. Остальным эти развлечения просто не по карману», – говорит Мария.

Елизавета Семенова, покинувшая Ульяновск сразу после окончания школы, вспоминает: «Каждый приезд в Ульяновск мало-мальски известной группы всегда был очень заметным событием, а хорошие концерты, удовлетворяющие лично твоим вкусам, явлением штучным. В Москве же практически каждый день, даже просто возвращаясь с работы, можно заглянуть или на концерт, или в кино-клуб, или в театр», – рассуждает девушка. Бывший арт-директор одного из ночных клубов Ульяновска Алексей Малышев говорит, что в первую очередь «страдает уровень среднего чека». «Зачастую у аудитории ночных клубов деньги только на дешевый билет, с флаером, на банку пива и на проезд в маршрутке. Выручки с такой публики – ноль», – рассказывает Алексей.

Руководитель местной общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин убежден, что «люди бегут от атмосферы». «Люди покидают Ульяновск от общей атмосферы несправедливости, которая в небольшом городе зачастую ощущается еще острее. Молодые ребята смотрят на тех же местных депутатов и видят, что там нет ни одного случайного человека. И понимают, что в городе трудно заработать честным путем. Поэтому и процесс возвращающихся обратно в Ульяновск мизерный. Скорее, это исключение», – говорит Долинин.

А вот 26-летний Андрюха, работающий в местном автосервисе, уезжать из Ульяновска не планирует. «На квартиру в Москве все равно честным путем никогда не заработаешь, а всю жизнь прыгать по съемным – извините, не хочу! А машины и в Ульяновске неплохо ломаются», – объясняет молодой человек. Да и вообще, почему-то кипятится Андрюха, «нормально можно жить и в Ульяновске». «Красная площадь мне и даром не нужна. А Макдоналдс у нас тоже недавно открыли. Чего еще надо?» – искренне недоумевает он. Андрюха говорит, что «многие просто размениваются»: «Люди уезжают в ту же Москву, оставляют тут своих родных и любимых. А ради чего? Ради того, что там денег побольше? Для меня это не аргумент. Мы тоже не в трущобах живем».

В общем, странная ситуация складывается в Ульяновске. С одной стороны, внешнее благополучие – инвестпроекты, громадье планов и бодрые заявления чиновников, о том, что «Ульяновск к взлету готов»… А с другой – люди, которые пакуют чемоданы, и разъезжаются, кто куда. И даже человеку извне становится понятно – что-то здесь не так. Потому как в побег от хорошей жизни верится слабо.