Денис НАБОКО
Стоимость «голубого автотоплива» начала повышаться.
Рост стоимости бензина – одна из самых обсуждаемых тем. Об этом говорят все, причем зачастую используя ненормативную лексику. И как-то незаметно для общественности произошло не менее интересное событие. Вслед за своим «собратом» «пустился во все тяжкие» другой вид автомобильного топлива – газ.

– На прошлой неделе в среду утром пропан стоил чуть меньше 14 рублей за литр, – говорит водитель маршрутки Алексей. – В обед поехал заправляться, цена была уже 15 рублей 40 копеек. А в четверг все 16 стал.

В последнее время стоимость «голубого автотоплива» на различных заправках варьируется в достаточно большом диапазоне. В Димитровграде, например, его все еще можно приобрести по цене в 14 рублей за литр. В Ульяновске таких «оазисов» практически не осталось. В основном на стелах АЗС красуется цифра 16. Но, самое главное, газ стал пропадать из продажи.

– В четверг мы не выпустили на маршруты несколько машин, – рассказывает представитель одной из ульяновских компаний, занимающейся пассажироперевозками. – У нас есть своя газовая заправка, но мы не смогли приобрести топливо. Даже 76-го бензина не нашли. В итоге ряд рейсов были сорваны.

Причину произошедшего от поставщиков топлива в Ульяновскую область узнать не удалось. Неофициально сотрудник одной из компаний, торгующих метаном, «конкурентом» пропана, сослался на политику одной из государственных монополий – стоимость литра метана не должна превышать половины цены литра АИ-76. Видимо, похожее соотношение есть и у пропана. У перевозчиков объяснения простые.

– Каждый год в августе-сентябре европейские бюргеры начинают заполнять свои хранилища газом, к зиме готовятся, – продолжает представитель перевозчика, пожелавший остаться неизвестным. – Туда все топливо и уходит, а у нас из-за его нехватки цены растут. И боюсь, что 16 рублей за литр – далеко не предел. Когда наша компания только начинала работать, тонна пропана стоила четыре с половиной тысячи рублей (четыре года назад – Ред.), а сейчас – 28 тысяч.

В связи с этим, перевозчики вновь заговорили о повышении стоимости проезда в ульяновских маршрутках. Экономическое обоснование, в котором в качестве минимальной цены билета указаны 15 рублей за одну поездку, уже одобрили в региональном Министерстве промышленности. Но в Министерстве экономики предложение перевозчиков «завернули».

– Мы будем требовать более четкое экономическое обоснование для повышения стоимости проезда, – говорит пресс-секретарь регионального Минэкономики Елена Пучкова. – Пока его нет.

Правда, последнее повышение цен на газ в тех документах еще не учитывалось. Так что вероятность роста стоимости проезда в общественном транспорте по-прежнему высока.

– 30 процентов себестоимости билета – это топливная составляющая, – говорит руководитель регионального объединения перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко. – Если не повышать тариф, экономика отрасли, и так дышащая на ладан, просто погибнет. Можно сколько угодно говорить о якобы непомерной жадности перевозчиков, но факт остается фактом: многие из них с удовольствием меняли бы старые автобусы на новые, но не на что. А ближе к ноябрю ситуация может быть еще хуже. Автобусы на маршруты могут перестать выходить.

Ульяновцы привыкли к подобным предупреждениям перевозчиков. Но пока все обходилось одними разговорами. Как будет на этот раз, покажет время.