Почему она так часто заменяет энергичную предприимчивость, смекалку, коммерческую изворотливость и прочие достоинства российского бизнесмена?
Такое соображение пришло мне на ум не случайно. Однако прежде чем приступить к теме,расскажу о сюжете, имевшем место некоторое время тому назад…
Возвращался я из командировки в Казань, ничто не предвещало треволнений. И вдруг на трассе близ границы Ульяновской области выросли передо мной два стража порядка:
«Куда едешь? Что везешь?»
А вез я жареного гуся(подарок родных) – и канистру бензина в багажнике про запас.Этот «товар» сильно возбудил патрульно-постовых:
– У вас в Ульяновске своих гусей нет, да? На татарстанский бензин навалились? Выкладывай контрабанду!
И, пожалуй, пришлось бы мне расстаться и с гусем, и с бензином. Но выручили «корочки» корреспондента парламентского журнала…
А прибыв в Ульяновск,прочитал я в местных газетах о доблестном подвиге тогдашнего губернатора – он догнал на ульяновской территории «диверсанта», который увозил из Ульяновской области несколько килограммов сливочного масла… И вернул драгоценный и дефицитный тогда продукт родным землякам…
Сейчас эти дикие сюжеты даже трудно себе представить. Но тогда, в девяностых годах_такова была реальность… Тогда чуть ли не доблестью администраций считалась городьба заборов вокруг областных территорий: дабы не пускать на свое «подворье» чужаков: а вдруг что-либо съедят, укупят и увезут!?
Ныне времена, слава богу, иные. И у «сторонних» потребителей приобретенные товары не только не отбирают – а даже сами производители и продавцы готовы хоть на край света доставить – только купи!
Все вроде пришло в норму – одни производят и продают, другие покупают. Каждый прикидывает: где подешевле, качественней, выгодней. И тут уж никаких административных барьеров и быть не должно (вспоминается, как с этими «огородами» долго боролся российский президент).
Казалось бы: все жизнь расставила по местам, в полном соответствии с законами рыночной экономии. Вмешательство властей в нормальное движение товаров и услуг – это дикость (если, конечно, не вызвана чрезвычайными ситуациями).
Однако почему мне вспомнились эти давние сюжеты?
А потому,что именно призыв «не пущать чужаков – то есть сторонних производителей и продавцов» до сих пор остается лейттмотивом местного бизнеса.И даже обоснование такой позиции имеется: дескать, без ограждающих территорию заборов местному бизнесу не подняться на должный уровень. Можно сказать,стон стоит,слеза льется: «Губернатор Морозов!Поспособствуйте своим, не пускайте в область чужих!»
Тут есть над чем поразмыслить.
Надо подчеркнуть,что этот вопль о «спасении местного производителя» слышится в регионе уже давно… Губернатора Горячева обвиняли в том,что он зажимает вообще предпринимательство на территории области,делая исключение только для лиц «ближнего круга». Его преемника Шаманова поносили за «диктат варягов»..И было, кстати, за что – вместе с гненералом прибыли из столицы большие спецы по разделу и приссвоению тогда еще государственного имущества. Как выразился бизнесмен Хамза Ямбаев ( кстати,один из тех,кто приглашал генерала «на княжение) «При Шаманове местным кадрам отвели ублюдочную роль.Но здоровые силы общества снесли эту опухоль… Мы сумели избавиться от первого,с которым оказалось не по пути,и от второго»(имеются ввиду губернаторы Горячев и Шаманов – Ж.М.)
Но вот-как уже сказано- времена изменились. И в Ульяновской губернии-другой руководитель.Но претензии к областной власти слышны все те же : «Отдаете предпочтение постороннему бизнесу!»И чаще всего фигурирует кампания «СОК»- а также и прочие «китайцы»…Один видный бизнесмен выразился так : «…судя по дйствиям официальных лиц ,цель стоит сделать область рынком сбыта даже не иногородних(но российских) компаний,а иностранных фирм.В первую очередь китайских…Мне кажется это … предательством наших национальных интересов…»
Вот так- и не иначе.
Получается : и старые власти,и новые радеют не за своего,ульяновского производителя- а за чужого.И потому,де, симбирское предпринимательство ника не может встать во весь рост,окрепнуть – и показать прочим «варягам» как надо дела делать.(Впрочем,тут надо поправиться-не симбирских-а именно ульяновских предпринимателей: в старом Симбирске купцы и прочий деловой люд и без губернаторов отлично правили свое дело).
Нет, отнюдь не склонен я идеализировать власть вообще и ульяновскую в частности.Думаю, и впрямь можно было бы поэнергичней подсобить местным предпринимателям-если не всем и каждому. то хотя бы на вполне определенных направлениях.Скажем,поддержать местных фермеров,помочь малому бизнесу.Однако,почему непременно надо оказывать преференции именно – и только-местным деловым людям?Только потому, что они – земляки сегодняшнего губернатора?И к чему это ,вообще говоря, привести может?
Вот,скажем, прихожу я в супермаркет-и в молочном отделе впрямь вижу «засилье» продуктов из Татарстана,Самары, Чувашии и прочих соседских мест.И народ раскупает это,упрямо игнорируя худосочные молочные пакетики с местного комбината,принадлежащего одному из симбирских олигархов,который- по его же публичному заявлению-получает зарплату более ста двадцати миллионов в год?Покупатель такжн не жалуети и жуткого вида местные творожки в какой-то клейкой бумажке или такого же непрезентабельного вида плавленые сырки –тоже местные…И невольно думается: неужели ульяновские производители молочного товара только потому делают продукт «второй свежести» что губернатор забором путь соседним молочникам не преградил? Или еще есть какие-то объективные причины? Скажем, не радеют местные предприниматели о качестве своего изделия, не модернизируют свое производство, довольствуются тем, что успели при дележе общенародного имущества урвать- и теперь лишь сливки себе в карманы сливают? Строят коттеджи викторианского стиля, крутыми тачками и своими доходами похваляются, длинноногую обслугу пестуют…Жируют сегодня, не думая о завтрашнем дне, не имея ввиду, что более шустрые их коллеги из соседних регионов все равно по законам конкуренции их придавят…Даже если «своим» губернатор и сильно помогать будет. А если вдруг действительно шлагбаум перед соседями опустится(что противозаконно)-то мы ,потребители, обречены только местную простоквашу хлебать?
А она отнюдь не безупречна, нет. Как-то жена кусочек сыра «Адыгейский» принесла. Трясется от негодования:»Пока мордовского происхождения был- ели и радовались. А вот купила местного- в рот не возьмешь: пересолен, дурно пахнет, кисловат..»Вот к чему приведет самоизоляция- если конкуренции не станет.
Мне подчас кажется, что претензии в адрес власти потому тянутся на протяжении уже полутора десятилетий, что местные бизнесмены всегда обижаются на некую недоделенность государственного или муниципального имущества. Вот господину «Х» предыдущий мэр полунивермага отчехлил-« А мне нет!» Гостиницу господину «Н» отдали – а мне? Лакомый кусочек земли опять-таки перепал « не в те »руки. А по честному- надо вообще ратовать за полное отстранение власти от бизнеса. А не клянчить: «Мне недодали!»
Но взглянем на проблему шире. Я, честно говоря, не вижу ни одной сферы, где бы ульяновский бизнес проявил бы себя как мощная и солидаризированная сила .Не в словесных упреках в адрес власти- это на спрос потребителя не влияет.. А в производстве таких товаров и услуг, которые явно носили бы на себе печать «Сделано в Ульяновске». То есть: были бы качественны, конкурентоспособны, доступны населению по ценам .Вот сверхзадача, за которую местные предприниматели, по моему, даже не брались…Пока что весь порох уходит лишь в торговлишку, бытовое обслуживание, битву за местечко на рынке.. Ну, еще земельный участок с помощью «друганов» из мэрии в центре Ульяновска застолбить и на нем обосноваться. Жилье взялись строить – и тут без надувательства обойтись не могут С такими непритязательными амбициями на авнсцену спроса явно не вылезти, это точно. И конкурентов не побить- вне зависимости от содействия или несодействия властей.
Еще одна беда местных бизнесменов: какая-то мелкая возня вокруг проблемы «кто круче».Борьба мелких самолюбий, не более. А ведь бороться то надо совсем за другое…
Возможно, я наивен- но мне предполагается, что если бы ульяновский бизнес четко определил несколько главных направлений своего развития и совершенствования-то и успех был бы обеспечен, и власть бы с куда большим уважением относился бы к ульяновскому предпринимательству вообще. Пока что эти отношения напоминают анекдотичный сюжет, происходящий на некой железной дороге, где соревнуются два паровоза: который быстрей и мощней?
Изготовитель маломощного умоляет стрелочника: «Опусти шлагбаум! Тогда враз обгоню!»
Ну и последнее: о китайской экспансии, которой якобы широко открывают ворота ульяновские власти. Да китайцы уже давно в России! От булавок до пуховок- все у нас давно китайское! Вот взялись бы наши предприниматели- да и выжили китайцев с рынков. Но не с помощью милиции и губернаторской дубинки- а путем цивилизованной борьбы за привлечение покупателя к своему прилавку.
К своему- не китайскому.