Виктор Никитин
Наши общественные бани как-то тихо и незаметно пришли к такому состоянию, что вот-вот прикажут долго жить. Так, может, пришла пора расстаться с этим «пережитком советского прошлого»? Не будем торопиться с выводами.
Что с общественными банями?
Позволю себе высказать собственное мнение. Общественные бани нельзя ликвидировать априори. Прежде всего, потому, что в них ходят люди, которых сегодня принято относить к социально незащищённым слоям населения.
Другая важная причина заключается в том, что цивилизация пришла не во все уголки не только районов области, даже областного центра. И это несмотря на то, что на дворе 21-й век. За ответом далеко ходить не надо: загляните в частный сектор, общежития. Зачастую в них нет даже самых элементарных удобств: холодная вода, не говоря о горячей, порой подаётся с перебоями. Люди, знаю не с чужих слов, моются в тазиках, а зимой берут воду для помывки из батарей центрального отопления. Если, конечно, оно присутствует.
И, наконец, последний довод. История бани имеет на Руси многовековую историю. Её посещение всегда было не только гигиенической, но, если хотите, духовной процедурой, неким ритуалом, который народ не разлюбил до сих пор.
Вот и губернатор области Сергей Морозов, проводивший недавно в режиме видеоселектора совещание с главами районов, озабочен: «У населения постоянно возникает один и тот же вопрос: что с нашими общественными банями? Почему они закрываются? Эта проблема сейчас стала одной из самых актуальных».
Поводов для беспокойства, действительно, более чем достаточно. Министр энергетики и ЖКХ региона Александр Букин открытым текстом заявил на видеоселекторе, что в сельских районах области осталось 43 общественные бани, из которых работают только 15, остальные по разным причинам закрыты. Нет ни одной бани, которая бы так или иначе не требовала ремонта. А как может быть иначе, если большинство из них построены в 50-60-х годах прошлого столетия и всё это время их держали «в чёрном теле». Отсюда их убыточность, износ оборудования, антисанитария, а в последнее время и перепрофилирование под коммерческие бани. Только вот по карману ли пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям будут VIP-удовольствия? Большой вопрос, если учесть, что уже сегодня стоимость помывочного места для взрослых составляет от 60 до 90 рублей.
«Турне» по баням
Министр полагает, что нет проблем в областном центре. Здесь 10 бань и все, по его словам, работают. Он только не уточнил, это общественные бани или коммерческие тоже. Впрочем, насколько успел понять автор этих строк, «наверху» разницу между ними не делают.
В Димитровграде на нынешний день четыре бани. Вроде бы, работают. Правда, среди них «затесалась» та, в которой бездействует одно помывочное отделение.
А вот руководители Старокулаткинского района заявляют, что не видят необходимости в строительстве новых бань, мол, у населения есть свои собственные (в райцентре, в многоэтажках?! – авт.).
Глава администрации Тереньгульского района Владимир Дергунов и вовсе запутался в пояснениях. В Тереньге баня была. Но её давно закрыли по причине убыточности. В 2006 году хотели с помощью частного бизнеса открыть два помывочных отделения. Не сложилось. Может быть, будем искать помещение, соберём предпринимателей, ещё раз поднимем вопрос, возможно, кого-то выдвинем на грант … Губернатор вынужден был прервать это словоблудие.
Ничего не пришлось объяснять по МО «Город Новоульяновск». У него четыре бани: по одной в посёлках Меловой и Криуши и две в городе. Все они, по словам Александра Букина, находятся в аварийном состоянии.
Аналогичная ситуация в Сенгилеевском районе. С той лишь разницей, что здесь всего две бани.
Требует ремонта единственная баня в Старомайнском районе.
Нужно ремонтировать две из трёх бань в Ишеевке и Полдомасово Ульяновского района.
Громко возмущается председатель ЗСО Борис Зотов. Приехал он, как депутат, в Чердаклинский район. А там ситуация, хоть плачь: в райцентре общественная баня не работает. В посёлке Октябрьский требует ремонта. Районные власти разводят руками. Подсказал им спикер, чтобы они автобусами возили жителей райцентра помыться в бане посёлка Мирный, иначе взрыва недовольства не избежать. Те так и поступили. Будут ли они решать вопрос с баней непосредственно в Чердаклах, остаётся неизвестным. Между тем в районе инвесторов, в том числе иностранных, пруд пруди, один другого богаче: неужели не скинуться хотя бы на одну баньку? Но с ними надо договариваться, а особой тяги «к разговорам» у районных властей никогда не отмечалось.
В Николаевском районе две общественные бани. Одна из них в аварийном состоянии. Местные власти решили, что восстанавливать её не будут: очень уж большие затраты. Им все равно, что люди остались без благ цивилизации.
Единственная в Павловском районе баня на 25 помывочных мест пока открыта для посетителей. Но требует капитального ремонта. К тому же установлено, что району нужна ещё как минимум одна баня.
Прочно «завис» Радищевский район: две бани не работают, третья требует капитального ремонта.
Нечем хвалиться руководителям Майнского района. В его больших населённых пунктах, таких, например, как Тагай и Игнатовка бани были испокон века. Но потом, как выразился министр, «каким-то образом исчезли». Глава администрации района Александр Дорофеев уверяет, что они населению … не нужны. Причины? Читайте выше. Все сделали вид, что ему поверили.
Варианты спасения бань
Долго объяснял ситуацию участникам совещания глава администрации Вешкаймского района Александр Вильчик. В райцентре имеется одна общественная баня 1965 года постройки на 50 помывочных мест. Но вот уже два года как она закрыта по причине аварийного состояния. Намыкавшись горя, народ стал громко заявлять о своих конституционных правах. Пошли ходоки в районную администрацию, полетели обращения в правительство области, губернатору. Местные власти поняли, что баня очень востребована у населения. Да и население, похоже, молчать больше не собирается. И что вы думаете? Район нашёл-таки инвесторов, и в мае на бане начались ремонтные работы.
Как говорит Александр Вильчик, район рассчитывает получить после завершения реконструкции бани два помывочных отделения по 15 мест, кафе на 25 мест, химчистку, парикмахерскую, создать дополнительно 11 рабочих мест. Есть договоренность с инвестором о предоставлении малоимущим гражданам льготных социальных билетов.
Общий объём инвестиций составляет 8,5 млн рублей, два из которых уже освоены. На нынешний день подняты стены второго этажа, а там подойдёт и очередь кровли. Баня, по плану, будет введена в эксплуатацию 25 декабря. Так что в канун Нового 2012 года любители душистых веников могут от души побаловать себя парком.
К сожалению, такие факты в «банной» действительности пока не более чем исключение. Александр Букин объясняет нынешнюю ситуацию тем обстоятельством, что бани изначально были отнесены к объектам ЖКХ: очень немногие имели самостоятельный баланс. Содержание их, особенно в нынешнем состоянии, связано с большими затратами, которые выручка от билетов покрыть не в состоянии.
Одним из вариантов решения проблемы министр считает перевод бань на автономные источники тепла. В противном случае, они никогда не станут рентабельными, сколько средств в них не вкладывай. При наличии автономных котельных в банях можно будет открывать прачечные, потребность в услугах которых постоянно растёт. В этом отношении, по его мнению, заслуживает распространения опыт Мелекесского района (об этом у нас будет отдельный разговор – авт.). В целом, по убеждению Александра Букина, решить вопрос можно только одним способом: разработать ОЦП по развитию банно-прачечного хозяйства, которая свяжет воедино усилия области и районов в этом важном для населения деле.