Лев Валкин, айтишник из Ульяновска, уже десять лет живёт в Силиконовой долине – американском компьютерном рае. Он создал революционную систему комментирования сайтов JS-Kit, когда одна строчка HTML-кода превращает статичный веб-ресурс в динамический. Проект привлёк инвестиций на сумму больше пяти миллионов долларов. Сегодня Лев всячески старается, чтобы Ульяновская область стала Силиконовой долиной по-русски.

ОТ СЛОМАННОГО КОМПЬЮТЕРА ДО СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЫ

– Лев, от Ульяновска до Силиконовой долины путь неблизкий. С чего он начался?

– Лет в 10 мне купили компьютер. Сломанный. В нём не было возможности играть в игры. И я, для того, чтобы развлечься, научился программировать. Это затянуло, и когда появилась возможность играть в игры, я смотрел на них с гораздо меньшим восторгом, чем раньше…

– А расскажите о своей первой полезной программе. Давно это было?

– Ещё в Димитровграде, лет в 13. Отец притащил задачу со своей работы – НИИАРа. Он пользовался электронными таблицами VisiCalc, и там была какая-то проблема с флагами мигания и яркости.

Названия колонок и столбцов не были яркими. Вместо этого они просто мигали, и это очень раздражало. Из-за того, что у меня не было исходных кодов программы, я написал резидентную программу на ассемблере, которая несколько раз в секунду ходила по экрану и отключала мигание.

– Вы учились в политехе на факультете информационных систем и технологий, а на четвёртом курсе переехали в Силиконовую долину. Как складывались отношения с Америкой?

– Я переехал и начал работать в компании «Netli», которая занималась ускорением интернета. И она очень успешно его ускоряла. Я был одним из первых её сотрудников, потом компания выросла до 50 человек, а потом её продали за $188 миллионов долларов. В следующей компании мы за три месяца сделали очень серьёзный проект, запустили его, и нас купила «Cisco» — 11 человек за 13 миллионов долларов.

Параллельно я решил делать что-то самостоятельно, и маленький двухвечерний проект вылился в компанию «Echo», где сегодня я выполняю функцию технического директора.

– Лев, скрипт JS-Kit, который Вы разработали, решил проблемы многих крупных сайтов. Расскажите о нём подробнее.

– JS-Kit — это первый скрипт, который позволил вставить в сайт, который не был для этого изначально оптимизирован, систему комментирования. Это всего одна строчка, которую я могу назвать прямо сейчас по памяти. Предыдущие системы либо требовали серьёзной и долгой интеграции с сайтом, либо их было невозможно  установить. JS-Kit стал технологическим прорывом на этом рынке и открыл дорогу многим успешным клонам.

– А чем Вы занимаетесь сегодня?

– Сейчас мы масштабируем компанию «Echo» – бывший JS-Kit. Через эту систему проходит несколько миллиардов запросов в месяц. Это примерно несколько десятков тысяч запросов в секунду. Среди наших клиентов – информационное агентство «Рейтер», электронная версия газеты «Вашингтон пост», сайты Леди Гага и Эминема. Мы внедряемся в их страницы и получаем весь трафик, то есть, по сути, превышаем их масштаб.

А ещё я пытаюсь способствовать тому, чтобы в Ульяновске было хорошо…

УЛЬЯНОВСК КАК ЯЙЦО СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЫ

– Лев, откуда такой интерес к Ульяновской области? Что это? Корни тянут? Патриотизм?

– Я не смог нанять людей в Силиконовой долине, когда развивал компанию «Echo»: качество кандидатов было не самое лучшее, и их количество не очень большое. Поэтому я решил нанять ульяновцев: сначала двоих, потом ещё двоих… Это оказалось легко, и качество образования и опыта оказалось именно таким, какое требовалось.

А патриотизм — странное понятие. Я не хочу быть патриотом людей, которые мне здесь не нравятся, я не могу быть патриотом места. Я могу быть патриотом коллег, которые здесь работают, развивают бизнес.

 

– А что изменилось в Ульяновске с тех пор, как Вы начали проявлять к нему активный интерес?

– Мой приход сюда (а именно приход компании «Echo») – это палка о двух концах. С одной стороны, некоторые критикуют, что я переманиваю сотрудников, а с другой, я привнёс несколько интересных моделей отношений, которых до этих пор в Ульяновске не было.

Например, у нас практикуется удалённая работа, и нашим работникам необязательно ходить в офис. Как только сотрудник приходит, мы даём ему часть акций, и он в большей степени чувствуют себя соинвестором, хозяином этой компании. Кроме того, я показал работающую концепцию венчурного финансирования IT, когда венчурный фонд вкладывает средства в начинающую компанию, а в результате получает долю в её уставном капитале, определенное количество акций.

Я долго жил и работал в Силиконовой долине и вижу на контрасте с Ульяновском, что является его проблемными, узкими местами. Я просто говорю тем, кто готов меня слушать, о том, что можно попробовать сделать. И если Ульяновск не превратится во вторую Силиконовую долину – это невозможно, – то по каким-то измеряемым критериям он перейдёт на следующий уровень развития в области информационных технологий.

– Ваш доклад на августовском слёте ульяновских айтишников UL-CAMP звучал так: «Ульяновск как эмбрион Силиконовой долины»…

– Нет, не как эмбрион, как яйцо. Куриный эмбрион. Это последняя версия названия, которая была опубликована в программе – для привлечения внимания.

– А как Вы это себе представляете? Как провинция может выйти на такой уровень?

– Во-первых, потрясает то, что область не отсталая в плане ИТ, а удивительно передовая. Тут не так много проектов по количеству, но по качеству, по доступу к мировым рынкам, к российским рынкам; мы находимся высоко в различных рейтингах.

Взять обновлённый список веб-студий России: десяток веб-студий из Ульяновска занял места внутри первой сотни компаний. А ещё компания «Креативная разработка» Руслана Фазлыева засветилась на российском уровне… И если Ульяновск – это не ИТ-оазис, я не знаю, как это назвать.

НЕДРУЖНОЕ УЛЬЯНОВСКОЕ ИТ-СООБЩЕСТВО

– А какие есть проблемы у ИТ-сообщества Ульяновска?

– Успехи ульяновских компаний в большей степени являются случайными: мы не видим, что они произошли из-за какой-то активной ИТ-коммуникации, которая есть в Ульяновске. А все отдельные успехи неповторяемы и единичны.

Сейчас компании работают, совершенно не пересекаясь друг с другом. Сверху – заказчик, снизу – студент. Компании выкачивают труд и продают его заказчику. Потом выкачивают деньги и распределяют их по студентам. Компании живут параллельно, и никто друг с другом не работает.

Как появляются новые компании? Люди, видя успех, пытаются его скопировать. При этом они находятся в информационной изоляции. Студенты, которые думают, какую профессию выбрать, получают ограниченное количество информации. Они учатся в вузах, чтобы свалить в Москву, потому что там всё есть априори. И они не знают, ЧТО есть в Ульяновске. Я сам этого не знаю. Две-три ИТ-компании? Да их здесь, как оказалось, десятки!

– Судя по всему, Вы знаете, что нужно сделать, чтобы успех в Ульяновске стал повторяемым…

 

– Нужна здоровая среда, где происходит обмен идеями, обмен бизнес-концепциями и подходами. А что сейчас? Скажем, приходит заказ, и компания не в состоянии его выполнить. В ней скажут: мы всё-таки попытаемся, потому что деньги терять не хочется, или же откажемся от заказа.

Не было такого, когда заказ компания не делает, а передаёт коллегам из другой компании. Частью моими стараниями эта модель появилась. Например, Руслан Фазлыев и Камиль Калимуллин – генеральный директор «ИТМ» – уже договорились. У них движки интернет-магазинов – продукты на разных технологиях, и они решили, что если к «ИТМ» поступит запрос на движок PHP, то его специалисты отправят клиента в «Креативную разработку», а если запрос на ASP.NET, то наоборот. И это зачаток  горизонтальной коммуникации.

Другой хороший пример такой коммуникации – организация школы по повышению ИТ-компетенции. Я спрашивал у Камиля, что послужило катализатором, который позволил создать школу. И он прямо сказал, что это моё выступление в Ульяновске в августе прошлого года.

– То есть проблема в том, что каждый отгородился стеной и не общается с коллегами. А ведь даже за клиентов не конкурируют!

– Да, главная проблема Ульяновска в том, что информация не перемещается между людьми, заказы не перемещаются между людьми, контракты не перемещаются между людьми. И это не создает единого ИТ-пространства, это не создаёт ощущения, что здесь есть ИТ-движуха. Студенты-айтишники этого не видят и не понимают, что в Ульяновске есть ИТ-среда. Я же хочу катализировать создание этой среды.

– Когда необходимый «суп» из яйца будет готов, когда среда станет единой, что это даст Ульяновску?

– Студенты перестанут уезжать в другие города, абитуриенты перестанут колебаться, куда пойти: в юристы, экономисты или айтишники. Для меня вопросов нет – юристов и экономистов куча, они не нужны стране. Нужно, чтобы они шли на информационные технологии.

Регион, который у всех на слуху, будет привлекать дополнительные инвестиции, новые компании. Люди, которые здесь работают, не будут думать, что в Ульяновске ничего нельзя. Они смогут прямо со своего домашнего дивана поднимать проекты мирового уровня.

Развитие региона я вижу в переходе от экономики, которая базируются на аутсорсинге – работе на другие регионы, к экономике, которая производит продукт. Повышение зарплат в ИТ-компаниях снижает привлекательность аутсорсинга и повышает привлекательность продуктовых компаний.

Теперь такой сказочный призыв ко всем аутсорсинговым компаниям – повысьте зарплату сотрудникам в два раза и попробуйте выжить. Это автоматом приведёт из аутсорсинга к компании, которая делает продукт, что гораздо лучше.

В РОССИИ ВСЁ ОЦЕНИВАЮТ С ПОЗИЦИИ КРИТИКИ

– Лев, Вы живёте в Силиконовой долине. Насколько здешние нравы отличаются от заморских?

– Самое первое, что идёт на ум – отношение к инновациям, к инициативе. Если в России возникает какая-то идея, она автоматом оценивается с позиции критики. Например: «Ой, да это не будет работать, потому что – X, Y, Z», «Не высовывайся, потому что налоговая придёт» либо «Это же столько риска и труда вложишь, а потом отнимут!»

– Какие вещи страшные рассказываете! Приведите пример.

– Вот просто вопиющий: я предлагал идею JS-Kit на блоге TechCrunch (самый влиятельный мировой технологический блог – прим. А.К.), и народ комментировал: «О, какая классная штука, я её себе поставлю!» Когда же я опубликовал это в России, первой реакцией было: «И на это дали миллион долларов?»

Россияне не видят примеров того, как простые, на первый взгляд, вещи превращались во что-то гораздо более серьёзное. Один из таких примеров – ульяновский ИТ-проект «Город в 3D». Я постоянно слышу, что это, во-первых, не 3D, а во-вторых, какая-то ерунда: где в этом бизнес? Человек сразу пытается представить – а этот выскочка умный или проницательный, и тогда это будет ударом по самолюбию, или он такой же, как все, и тогда у него всё закономерно развалится.

– А в Силиконовой долине как к инициативе относятся?

–  Там задаются вопросом: интересно, как это можно развить, где есть ниша, потенциал, какой метод привлечения дополнительных финансов, где у него основные клиенты… Новые проекты расценивают с должным интересом.

Вот пример: yahoo.com начинался с того, что двое людей стали делать каталог веб-сайтов, которые на тот момент существовали. Вручную составляли! А потом Yahoo стала одной из крупнейших компаний в Силиконовой долине.

В России этот рефлекторный скептицизм заставляет человека даже к своим идеям относиться точно так же: «Ой, я не смогу, это слишком сложно, это ерунда какая-то». Это не позволяет делать что-то эффективно, плодотворно обсуждать идеи. Людям, которые здесь что-то начинают, иногда сложно пробиться через этот слой предвзято-негативного отношения.