Многие успехи современной медицины, в части лечения тяжелых болезней и повышения продолжительности жизни, связаны с применением современных лекарственных препаратов. Применение достижений фармакологии является ключевым элементом демографических успехов развитых стран мира.
Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, как при стационарном (в больницах), так и амбулаторном (в поликлиниках) лечении, является элементом базовой программы обязательного медицинского страхования, доступной подавляющему числу граждан Западной Европы,.
В России, по оценке экспертов, лишь каждый десятый из общего количества нуждающихся получает необходимое современное лекарственное лечение. Отсюда и российские «достижения» в плане демографии – низкая продолжительность жизни и высокая смертность от различных заболеваний.
Фракция КПРФ в ГосДуме, при обсуждении проекта закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», выступила за обязательное обеспечение за счет государства необходимыми лекарствами всех нуждающихся, независимо от наличия группы инвалидности, если затраты на приобретение лекарственных препаратов превышают 10% их доходов. Иными словами, если вы тратите более 10% своей зарплаты или пенсии на приобретение жизненно необходимых лекарств, то все затраты сверх этой суммы ложатся на государство. Это будет честный и справедливый механизм, не требующий прохождения различных бюрократических процедур, унижения перед чиновниками и дальнейшего оспаривания их решений во всех инстанциях. В результате, опять же по оценке экспертов, в течение 5-10 лет средняя продолжительность жизни в России может вырасти на 5 лет. За счет сокращения смертности, дополнительно останется в живых 7-10 млн. человек.
По финансовым затратам это предложение КПРФ сопоставимо с теми затратами, которые понесет федеральный бюджет в 2012 г. при реорганизации милиции в полицию. Получается, что на одной чаше весов – здоровье и миллионы жизней, а на другой – обеспечение защиты власть имущих от собственного народа. Ктомуже, по мнению ряда «специалистов» правительства, увеличение средней продолжительности жизни, якобы, может привести к разбалансированию пенсионной системы в стране, так как «увеличится срок дожития пенсионеров». Если следовать этой логике людоедов, получается, что в настоящее время наше государство не может позволить пенсионерам долго жить (если конечно не заставить их дольше работать), а, следовательно, и дополнительные траты на лекарства нецелесообразны? Назвать подобный подход государственным сложно.
В России даже закрепленные законодательно финансовые обязательства государства по льготному лекарственному обеспечению часто оказываются нереализованными. Порой без лекарств остаются инвалиды, лица, страдающих некоторыми заболеваниями, опасными для окружающих или требующими дорогостоящего лечения.
Широко разрекламированная при принятии 122-го федерального закона система дополнительного лекарственного обеспечения уже давно не может обеспечить всеми необходимыми лекарственными препаратами всех нуждающихся и имеющих на это право. Инвалидам в поликлиниках выписываются порой самые дешевые, не всегда эффективные препараты, да еще с разного рода ограничениями (только по основному заболеванию, не более чем на 400 рублей в месяц, и т.д.).
Но если федеральный закон, касающийся инвалидов, худо-бедно выполняется, то не всем известное Постановление Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» фактически игнорируется.
Этим постановлением закреплены категории граждан, которые имеют право на бесплатное или со скидкой получение лекарственных средств: родители и жены погибших военнослужащих, малолетние узники концлагерей, ветераны боевых действий, дети первых 3-х лет жизни (в многодетных семьях до6 лет), больные, страдающие ДЦП, онкозаболеваниями, туберкулезом, бронхиальной астмой, ревматоидными болезнями, диабетом, рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, глаукомой, катарактой, психическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированные, лица, перенесшие операции по протезированию клапанов сердца, перенесшие инфаркт миокарда (первые 6 месяцев), пенсионеры, получающие пенсию в минимальных размерах. Перечисленные категории граждан имеют право на обеспечение лекарствами за счет регионального бюджета, независимо от наличия или отсутствия инвалидности.
Список соответствующих лекарственных препаратов утвержден областным Минздравом, но недоступен большинствуулья-новцев, также как и сведения о существовании самого постановления № 890. Ульяновская область, из всего списка болезней и категорий граждан, относительно полноценно обеспечивает лекарствами больных сахарным диабетом, туберкулезом и психическими заболеваниями. Первые без лекарств быстро погибнут, вторые и третьи без лечения опасны для окружающих. Остальные категории получают лекарства эпизодически, со скандалом, после жалоб в вышестоящие инстанции или прокуратуру. Дело здесь не в отсутствии желания простых врачей реализовать законное право граждан. И даже не в желании руководителей лечебных учреждений сэкономить на несведущих пациентах. Дело в отсутствии должного финансирования.
Федеральный центр, возлагая на регионы дополнительную обязанность, не выделяет целевых средств на ее обеспечение. Документ есть, на бумаге существует, но не действует в полной мере. Прокуратура и Росздравнадзор глядят на это сквозь пальцы, ограничиваясь представлениями по отдельным жалобам наиболее настойчивых граждан. Что делать в этой ситуации? Надо переводить неявные и практически полузаконные финансовые обязательства в реальные, то есть принимать, обязательный к исполнению на уровне региона, областной закон. Цена вопроса около 600 млн. руб. дополнительных затрат в год. Сумма немалая, но здоровье и жизни тысяч людей этого стоит.
Именно по этой причине фракция КПРФ в сентябре внесла на рассмотрение Законодательного Собрания Ульяновской области соответствующий законопроект. Мы считаем, что жизнь и здоровье – это самое ценное в этом мире, и никакой пиар губернатора, командировки правительства, культурные форумы, молодежные симпозиумы, бренды, кластеры, на которые тратятся сотни миллионов бюджетных денег, не сравнятся с ними.
МЫ ПРИЗЫВАЕМ ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ ПОЗИЦИЮ. ОНА В ИНТЕРЕСАХ ЛЮДЕЙ.
Депутаты фракции КПРФ Законодательного Собрания Ульяновской области: Алексейчик В.В., Кругликов А.Л., Куринный А.В., Мурзаханов Г.А.