Лекцию об истории и основных аспектах Болонского процесса прочитал студентам и преподавателям немецкоязычных факультетов ульяновских вузов советник посольства ФРГ в Москве, руководитель отдела науки и образования при посольстве господин Карстен Хайнц.

ВСТРЕЧА проходила в Ульяновском государственном университете в рамках Губернаторских чтений. Перед этим господин Хайнц поздравил студентов российско-германского факультета УлГУ с началом учебного года.

Карстен Хайнц отметил, что занимается проблемой Болонского процесса практически с момента его “старта” в Европе и знает многие аспекты создания единого образовательного пространства.

Немецкий гость рассказал слушателям, что история Болонского процесса в европейском образовании началась в Сорбонне. В 1998 году министры Франции, Германии, Великобритании и Италии подписали “Сорбонскую декларацию” с целью стандартизации и мобильности Европейского пространства высшего образования, а также обеспечения соответствия квалификации выпускников вузов и современных требований на рынке труда. Актуальность документа была подтверждена через год при заключении Болонской декларации, в которой представители 29 стран выразили готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность высшего образования. Причем все положения декларации имели добровольный характер.

– Никто не ожидал, что Болонская декларация будет столь крупной образовательной реформой и столь активно обсуждаемым во власти и обществе вопросом. В рамках соглашения раз в два года проводятся конференции министров для обсуждения настоящего положения дел и планов, – отметил Карстен Хайнц.

По словам советника посольства, в числе основных пунктов декларации значатся конкурентоспособность и привлекательность образования Европы, мобильность студентов, облегчение трудоустройства выпускников за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень их подготовки и степень (бакалавр, магистр, доктор).

– Безусловно, одна из приоритетных задач – обеспечение высокого качества обучения, повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, формирование и укрепление интеллектуального, социального и научно-технического потенциала Европы. Важно заметить, что заключение Болонского соглашения между участниками (к 2011 году к процессу подключились 47 стран) не означает, что все цели и задачи достигнуты, постоянно идут обсуждения о новых перспективах.

После лекции гость любезно согласился ответить на вопросы “Вестника”.

– Господин Хайнц, насколько активно посольство сотрудничает с российскими вузами? Расскажите, пожалуйста, об этом.

– У нас порядка 600 российских партнеров в разных областях деятельности. Лидирующие позиции занимает студенческий обмен, осуществляемый при поддержке Германской службы академических обменов. Ежегодно увеличивается количество русских студентов, обучающихся в вузах Германии. Сейчас их порядка 10 000. Мне, как представителю ФРГ, хотелось бы в ближайшем будущем видеть равнозначные цифры и в отношении стажировок немецких студентов и преподавателей в России. Пока в России учатся не более 1600 человек. Согласитесь, большая разница.

– Что вас особенно привлекает в Ульяновской области?

– Открытость региона к общению с Германией, постоянное стремление к сотрудничеству. Вы одни из первых выдвинули идею проведения Дней Германии и Года Германии на своей территории, ваши вузы ведут отличную подготовку студентов по немецкому языку. Я неоднократно общался со студентами российско-германского факультета УлГУ и всегда приятно удивляюсь хорошей немецкой речи молодых людей, при том, что некоторые лишь приступили к изучению языка.

– С какими проблемами, на ваш взгляд, связано участие России в Болонском процессе?

– Страны Европы стремятся к единому стандарту образования, при этом вузы сохраняют свою индивидуальность, и у них разные приоритеты. Нам хотелось бы знать все эти особенности, чтобы заранее готовить немецких студентов к ним.

– Могли бы вы отметить положительные черты в российском образовании?

– В Россию много десятилетий едут за качественными знаниями молодые люди из разных стран, преимущественно из восточных, азиатских и африканских. У вас хорошо развита интернациональность. Надеюсь, что все больше и моих соотечественников будет поступать в российские высшие учебные заведения.

Татьяна КРАВЦОВА