В ответ на заявление президента Дмитрия Медведева о необходимости обновления российского авиапарка, приобретая иностранные самолеты, ульяновский губернатор Сергей Морозов предложил обеспечить потребности страны в воздушных судах за счет регионального авиапрома. Политики поддержали патриотический настрой главы Ульяновской области, а промышленные эксперты отнеслись к идее скептически: «Крупные отечественные авиакомпании работают на Boeing и Airbus».
В конце минувшей недели президент России Дмитрий Медведев на совещании по расследованию причин катастрофы самолета Як-42, в результате которой погибла команда хоккейного клуба «Локомотив», заявил о необходимости обновления авиапарка самолетами иностранного производства.
Реагируя на заявление главы государства, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на совещании по развитию авиации в регионе сказал: «В связи с последними событиями мы все встревожены тем состоянием, в котором пребывает на сегодняшний день российский авиапарк. И меня, как руководителя региона, который претендует на статус авиационной столицы России, не может не волновать решение федерального правительства относительно дальнейшей судьбы российского авиапрома. Все попытки дискредитировать российскую авиацию должны потерпеть крах». Как отметил Сергей Морозов, ЗАО «Авиастар-СП» обладает необходимыми кадрами и промышленными мощностями для увеличения объемов производства современных воздушных судов и сможет в самые короткие сроки обеспечить новыми самолетами российские авиакомпании при наличии твердого контракта. И. о. генерального директора ЗАО «Авиастар-СП» Виктор Кулаков подтвердил готовность участвовать в обновлении российского авиапарка, передает пресс-служба правительства региона. Кроме того, по словам ульяновского губернатора, потенциал единственного в стране училища гражданской авиации позволяет проводить полный цикл подготовки и переподготовки пилотов при соответствующем техническом оснащении.
Эти предложения будут включены в обращение правительства Ульяновской области, которое планируется направить президенту Дмитрию Медведеву.
Инициативу ульяновского губернатора поддержал председатель комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко. По его мнению, российское авиастроение находится не в таком уж удручающем положении. «У нас и планеры есть, мы может их выпускать, и двигатели под эти планеры есть. В частности, двигатель МК-93, который еще более 15 лет назад был разработан и опередил все ведущие разработки других стран на поколение. Но этот двигатель не доведен до ума. Естественно, время диктует свои требования: нужны новые материалы, какие-то новые конструктивные решения. Но авиационную промышленность нужно сохранить, потому что это один из локомотивов всей экономики страны. Безусловно, нужно думать о безопасности, обновлять авиационный парк, но уходить на закупку иностранных самолетов – это неправильно», – сказал Сергей Собко.
Депутат Госдумы Геннадий Гудков считает вполне логичными предложения губернатора Сергея Морозова о готовности региона участвовать в обновлении российского авиапарка. «В Ульяновске – известный авиационный завод, который в советское время выпускал огромное количество самолетов. И при наличии нормальной политики, нормальных многолетних госзкакзов можно все сделать. Беда нашей авиационной промышленности – отсутствие длительных заказов. А производство самолетов – это такая штука, когда надо планировать на десятилетия. А если у тебя заказы носят случайный характер, конечно, ты и производство не можешь развернуть», – сказал Геннадий Гудков «Клубу Регионов».
Заявление ульяновского губернатора о том, что регион может обеспечить российские авиакомпании современными самолетами, кажется «утопическим» председателю совета директоров ЗАО «Авиа Менеджмент Груп» Евгению Андрачникову. Он отметил, что у крупных отечественных авиакомпаний, работающих на дальних и средних магистралях, исключительно иностранные самолеты – Boeing и Airbus. Зарубежные воздушные суда используют и перевозчики, которые работают на ближнемагистральных рейсах. «И первая, и вторая группы с точки зрения безопасности будут чувствовать себя достаточно неплохо, т.к. и Boeing, и Airbus, и CRJ-200 до сих пор производятся серийно. А если самолет производится серийно, для него серийно производятся запчасти и детали. В этом секторе все нормально, поэтому не вижу здесь, так сказать, добавленной стоимости с точки зрения Ульяновской области в предоставлении своих производственных и кадровых мощностей. Что касается авиации местных воздушных линий – самолеты до 30 кресел – в Ульяновской области есть амбициозные планы. Об этом говорили в Совете Федерации несколько дней назад – о предоставлении площадки для сборочного производства канадских 19-кресельных самолетов. Если этой темой озадачатся, то это минимум четыре-пять лет, потому что сертификация самолета – это одно. А сертификация производства самолета – это гораздо более емкая задача. Плюс люди, которые занимаются этим проектом, заявили, что этот самолет будет стоить 5 млн. долларов. Это непомерная цена для местных воздушных линий, то есть экономики у этой истории не будет никогда», – сказал Евгений Андрачников «Клубу Регионов». По его мнению, необходима федеральная программа, которая бы субсидировала наиболее емкий компонент в цене билета на местных воздушных линиях. «Это даст стимул частным авиаперевозчикам приобретать воздушные суда, это прямая форма государственно-частного партнерства», – заключил эксперт.