Помните такой афоризм: «Совет как касторка: давать нетрудно, принимать неприятно»? Меж тем именно в начале учебного года за советом, а главное за помощью психологов вынуждены обращаться многие родители, чьи дети пошли в школу. Это потом, спустя время, школьные годы могут стать чудесными, а могут, кстати, и не стать. А пока учёба идёт, проблем с ней связано немало. И сами собой они могут не разрешиться. В группе риска сейчас относятся не только неполные семьи, «ячейки общества», в которых родители злоупотребляют спиртным, но и семьи со средним достатком. Родители детей, имеющих явно выраженные невротические реакции, – это служащие 30-40 лет, как отмечают психологи, мотивированные на достижение материального благополучия, но неудовлетворённые своим местом в жизни. Что делать, чтобы нереализованные амбиции родителей не стали проблемами детей, а школа, постепенно утратившая воспитательные функции, не превратилась в катализатор разрушения психики ребёнка? За советом мы обратились в Центр социально-психологической помощи «Семья». Наш собеседник – заместитель директора Центра, психолог высшей категории Светлана Макарова.
– Школа сегодня дает детям знания, но не учит их использовать. Причем знания часто узкоспецифические. Беда еще и в том, что детей зачастую не учат учиться: получать знания самостоятельно, активно личностно относиться к ним. Нагрузка выросла в несколько раз, и дети с неврологической симптоматикой просто не успевают компенсироваться. Кроме того, школьные программы не учитывают индивидуальные особенности детей. У большинства детей в младшем школьном возрасте продуктивная работоспособность 15-20 минут. На это далеко не все учителя обращают внимания.
– Хорошо, если попадётся хороший педагог, а если – нет? Как можно помочь ребёнку в этой ситуации? Есть ли конкретные рекомендации?
– Первые 2 месяца учебного года нагрузки должны быть стабильно-ограниченными. Не грузите ребёнка дополнительно. Особенно сентябрь -октябрь, это месяцы, когда за помощью обращается основная масса родителей. Начало учебного года – это всегда стресс для детей, даже если оно не сопряжено с переходом в новый коллектив. Детям трудно входить в новый режим дня, сокращается двигательная активность, происходит ослабление организма, дети чаще болеют, растут эмоциональные нагрузки. В начале учебного года начинают работать секции и кружки. Записывайте в них своего ребенка осторожно, считаясь с состоянием его здоровья, интересами. Следите, чтобы после посещения секции не было признаков переутомления.
Следующая рекомендация касается режима дня школьника. О том, что надо раньше ложиться и раньше вставать, надо было подумать недели за две до начала учебного года. Иначе ребёнок не может вовремя заснуть и с трудом просыпается. Порой вообще не может заснуть, а это уже серьёзная проблема. У детей с ослабленной нервной системой усталость проявится в повышенной двигательной активности. Обязательно обратите внимание, как ребёнок реагирует на нагрузки. Раздражительность, плаксивость, расстройства сна, изменение аппетита: раньше ел мало, стал есть много или наоборот, то есть любое резкое изменение поведения – это тревожный признак. Значит, нужно что-то менять, а возможно обратиться к психологу, поскольку чтобы внести коррективы, надо выявить причины происходящего.
Ещё один совет. Для выполнения домашних заданий рекомендуется время с 16 до 18 часов – это период интеллектуальной активности.
И, самое важное, помните: в этот период детям особенно нужна поддержка родителей. Плохая или хорошая оценка – это не шкала вашей любви. Нельзя превращать отношения в магазин: принёс пятёрку – я тебя люблю, двойку – ты плохой. Ребёнок должен чувствовать, что вы его любите, независимо ни от чего. Он не должен покупать вашу любовь. В противном случае это приводит к тяжелейшим проблемам, особенно в переходном возрасте, когда усиливаются протестные реакции. А проблемы очень часто возникают от нереализованных амбиций родителей, которым оценки – показатель личностного благополучия. Мы часто обсуждаем с тревожными родителями, что оценка – не показатель благополучия, достижение хороших оценок не должно стать самоцелью.
– Светлана Викторовна, другая проблема, это проблема общения, взаимоотношений ребёнка со сверстниками…
– Это очень актуальная проблема. Она шагнула за рамки ребёнок-класс, ребёнок-учитель. Теперь она выходит на уровень учитель – родители или родители – родители. Когда мамы и папы переносят конфликты между сверстниками на уровень конфликтов между родителями одноклассников.
Зачастую наши дети не умеют общаться, кроме того утрачена культура двора, где раньше дети росли и развивались. Школьный класс зачастую перестал быть коллективом. Явно выражена ранжированность детей в зависимости от положения их родителей. И чем «элитнее» школа, тем это заметнее. Дети делятся на подгруппы, контакты специфичны. Поэтому проблема общения стоит для детей очень остро.
В начальной школе ребёнок должен научиться общаться со сверстниками, если не смог этого сделать раньше. Есть такие дети, которым это пока, вроде бы не нужно. Но при переходе в среднюю школу принципиально важным для него станет признание и уважение друзей. Иначе могут возникнуть изменения в формировании личности.
Кроме того бывают более серьёзные проблемы, связанные опять же со специфическим развитием ребёнка. Есть дети, особенностью которых является то, что мир ими заранее воспринимается, как враждебный. Ребенок может замкнуться в себе, чувствовать везде угрозу. Одноклассники какое-то время будут пытаться идти с ним на контакт, но к концу первого класса начнут его сторониться, ребенок может стать изгоем. Здесь нужна помощь специалиста и чем раньше, тем лучше.
В любом случае ребёнка нужно учить общаться со сверстниками. Бывает такой вариант: он хочет общаться, но его отвергают. Тогда мы рекомендуем чаще приглашать в дом сверстников. В семье, рядом с вами, он не будет чувствовать себя неуверенно и напряжённо. Появится контакт со сверстниками, общие интересы. Хороши в этом плане уже упомянутые кружки и секции. Научившись общаться в малых группах, ребенок перенесет этот навык и на большую аудиторию.
– Светлана Викторовна, я понимаю, что к вам в Центр за помощью обращаются уже постфактум, когда проблема на лицо, а не для того, чтобы её предупредить. Ну, так уж, наверное, мы устроены: пока гром не грянет… А не поздно что-то менять, исправлять, когда уже есть нарушения?
– Исправлять никогда не поздно. Нужно только выявить индивидуальные особенности ребёнка и понять, что менять что-то в своей жизни и в своём поведении придётся и самим родителям. Без этого, как и без любви, никакие рекомендации не помогут.

Справка
По оценкам специалистов 80% детей сегодня имеют неврологическую симптоматику, проще говоря, проблемы нервной системы. И если прежде, в 70-е-80-е годы прошлого века, такие отклонения компенсировались в ходе самого учебного процесса к концу начальной школы, то сегодня они только усугубляются, нервные нарушения приобретают более тяжёлые формы.