Владимир Коршунов
Первым событием в рамках подготовки к первой международной ассамблее «Пластовская осень», которая состоится на Родине художника, стала выставка, организованная сотрудниками Государственного архива Ульяновской области «Академик из Прислонихи». Она развёрнута в читальном зале архива в здании мемориального центра.
Создатели экспозиции согласны, что рассказывать о художнике без показа его картин – это определённый риск. Но когда речь заходит о наследии великого мастера, именно документы лучше всего могут дополнить его образ и его творчество. На стендах представлены подлинные документы, многие из которых экспонируются впервые. Это заказы на скульптурные работы, переписка Аркадия Александровича с чиновниками и его отчёты, написанные карандашом (художник не любил брать в руки авторучку), гравюры его учителя Дмитрия Ивановича Архангельского с рисунков Пластова, материалы об учёбе в духовном училище и семинарии, духовное завещание его деда, сельского иконописца Григория Гавриловича и многое другое.
Религия в жизни Пластова
Кстати, официальные советские источники всегда замалчивали отношение Пластова к религии. По словам одного из создателей выставки, сотрудника ГАУО Антона Шабалкина, меж тем Аркадий Александрович был и всегда оставался глубоко верующим человеком. Истоки его творчества связаны с православной культурой. Дед и отец Пластова – сельские иконописцы. По воспоминаниям самого Пластова, будучи мальчиком, он забирался на леса сельской церкви и мог часами смотреть, как огромными мазками приезжие мастера создают лики святых и реставрируют фрески.
Не все знают и о том, что образование Пластов получил духовное. Он учился в Симбирской духовной семинарии, где и встретил своего учителя и наставника, открывшего в Пластове талант живописца, Дмитрия Ивановича Архангельского. А первой ступенью образования было епархиальное училище, которое находилось на улице Федора Ливчака (сегодня в его здании располагается медицинский факультет УЛГУ). Рассказать об этом могут только документы, ведь на здании до сих пор нет даже таблички, что здесь когда-то учился Пластов.
Народная любовь
Вообще судьба людей и зданий хитро переплетается. Например, первая персональная выставка художника была развёрнута в здании Высшего начального училища, где сегодня размещается пластовская картинная галерея. А вот на другом здании в Ульяновске мемориальная табличка Пластова, видимо, не появится никогда. Это тюрьма на улице 12 сентября, где будущий лауреат Сталинской премии провёл 3 месяца.
– В 1929 Пластова избрали секретарём сельсовета, – рассказывает архивист Антон Шабалкин. – На одном из заседаний он выступил против покупки трактора, который ни обслуживать, ни ремонтировать прислонихинские мужики не умели. Это и стало поводом для ареста Аркадия Александровича. Спасло то, что сельские мужики встали за него горой.
Интересная деталь – подписи селян в защиту Пластова не уместились на стандартном листе, они так и «пошли» вписываться дугой по периметру в обращении к властям. Художника освободили.
Земляки всегда любили Пластова, и «сельский академик» платил им тем же. Его дом был открыт для «шабров», к нему всегда можно было зайти за советом и помощью. Будучи признанным, знаменитым на весь мир мастером, он оставался верен родной Прислонихе. Ходил в старой любимой телогрейке, чиненых валенках. А коль нужно было ехать в столицу, садился в телегу и трясся до станции. Удивительно, но этот простой открытый человек из сельской глубинки, приросший к ней корнями свободно владел итальянским языком, знал разговорный французский. А в дальние поездки всегда брал с собой конверт с высушенным чабрецом, чтобы и вдали от Родины чувствовать аромат её трав.
Жил и творил мастер всегда по правде. За что ему всю жизнь и доставалось от властей, от критики. Это только после смерти Аркадия Александровича в 1972- м году в некрологе, подписанном первыми лицами страны и деятелями искусства, было сказано: «Умер великий русский художник…». Слова Великий и Русский – эпитеты, которые официальная власть впервые присвоила современнику.
Критика в адрес художника
Меж тем великого русского художника при жизни критиковали нещадно. И ужин трактористов-то на его полотне «скудный», и бык почему-то затесался в стадо коров – в нашем сельском хозяйстве давно практикуется искусственное осеменение. А уж босая девочка на картине «Родник» – это вообще издевательство над советской действительностью и лёгкой промышленностью, которая не в состоянии обуть детей. Сегодня все эти отзывы «критиков» вызывают лишь улыбку. Но в те годы автору было не до смеха. Порой приходилось менять названия полотен, «порочащие» образ советской деревни. Так картина «Лес воруют» стала называться «В лесу». Правду, её никогда не любили: ни сейчас, ни тогда.
– Аркаша, давай я научу тебя писать деревню, чтобы критики от тебя отстали, – рассказывает о встрече мастера с армянским художником Налбандяном известный ульяновский художник Борис Склярук, которому посчастливилось общаться с Пластовым. – На что Пластов ответил: «Меня ты научишь писать мою деревню?!».
Результатом «учёбы» стало пластовское полотно «Армянские ходоки у Ленина». Интересно, но живя в «краю Ильича», к ленинской тематике, кормившей многих, Аркадий Александрович почти не обращался. Кроме описанного выше комичного случая был лишь один «ленинский» заказ. Это картина «Ленин в Разливе», которую Пластову пришлось написать, и которую сам художник не любил. Но даже здесь он остался самим собой, сосредоточившись не на образе вождя, а на природе: пейзаж выписан сочно, колоритно, по-пластовски.
Последний путь
Он всегда был художником беспартийным и верующим. Знали об этом и власти. Даже когда мастера не стало, партийная разнарядка ограничивалась тремя членами от каждой организации, которых могли «откомандировать» на его похороны. Связано это было с обрядом отпевания, ведь его могли увидеть «советские люди».
– Когда мы приехали в Прислониху, увидели людское море, – рассказывает Борис Склярук. – Были и плакальщицы, и все церковные обряды соблюдались, согласно завещанию Пластова. А ещё мы увидели мужиков, которых он писал при жизни, и которые, казалось, сошли с его картин. Гроб с телом Пластова несли на руках два километра. Народ будто не хотел его отпускать…
Этой осенью на родине живописца откроется памятник Аркадию Александровичу. Постамент выполнен с одного из фото мастера за работой. Он будет обращён к сельской церкви, которую писал Великий Русский Художник.