Как стать русскими? – тема последнего выпуска ведущего аналитического журнала “Эксперт”.
Пять причин быть русскими
Рубежная статья в наиболее авторитетном российском экспертном журнале. Уровень и формулировка постановки вопроса впечатляют. Если необходимость и необратимость “становления РУССКИМИ” ставится на таком уровне, окончательно пропадают сомнения в том, каком направлении пойдет страна ближайшее десятилетие.
Ниже привожу наиболее значимые фрагменты.
Вопреки бесконечным ссылкам на концепцию гражданской нации проект нации россиян меньше всего является гражданским проектом. Это проект бюрократии. «Российская нация» представляет собой придаток к административному аппарату РСФСР-РФ. Она не учредитель этого государства, а его «наполнитель», приложение к некоей административной конструкции, возникшей независимо от нее.
Собственно, вопрос о нации встал в тот момент, когда эта номенклатура озаботилась тем, чтобы обеспечить лояльность подведомственного населения. Государство, которое может получиться из этой затеи (решения бюрократии «завести себе нацию»), трудно назвать национальным. Точно так же партия, которая, будучи правящей, решает придумать себе идеологию, явно не является идеологической партией.
Это очень показательный момент: тема «гражданской нации» возникает в нашей новейшей истории не в контексте требований граждан к бюрократии, а в контексте требований бюрократии к гражданам, что накладывает неизгладимый отпечаток на политическую судьбу создаваемой нации и разительно отличает ее от настоящих гражданских наций Нового времени.
Напротив, социальный профиль русского национализма (в данном случае речь о национализме как проекте нации, а не бытовой ксенофобии) сегодня не бюрократический, а гражданский. Его питательная среда — городской образованный класс, он требует лояльности не от нации по отношению к бюрократии, а от бюрократии по отношению к нации и является формой притязания национального большинства на свое государство.
Иными словами, если мы как нация «россияне», то мы крепостные своего государства (в буквальном смысле: мы оказались «прикреплены» к определенному куску территории при дележе советского наследства — а дележ, как уже было сказано, вершила номенклатура). Если мы «русские», то мы его потенциальные хозяева, граждане, стремящиеся вступить в свои суверенные права.
если мы «нация россиян», то мы дети 1991 года. А это весьма низкая родословная. Если мы «русские», то мы наследники длинной цепи поколений — народ, прошедший закалку нескольких мировых войн и революций, сменивший несколько государственных форм и ставший тем единственным, что их связывает.
Тот факт, что мы воспринимаем варварского князя Владимира и советского космонавта Гагарина в качестве лиц одной и той же истории, в качестве своего рода аватар ее подразумеваемого главного героя, — неоспоримое свидетельство того, что мы живем русским этнонациональным мифом.
Миф, если верить Юнгу, — источник энергии и психического здоровья. Отчего тогда вокруг так много исторической шизофрении? Именно потому, что сознание находится в явном конфликте с бессознательным. Мы ощущаем непрерывность своей исторической личности, но не можем ее назвать.
Другим, не менее красноречивым и многообещающим симптомом этого проекта стала концепция замещающей иммиграции. То есть концепция, в соответствии с которой отрицательный демографический баланс может и должен возмещаться «импортом населения» вне зависимости от его этнических, социокультурных, профессиональных характеристик. В этой сфере разворачивается настоящая социальная катастрофа — я имею в виду не только проблемы с интеграцией самих иммигрантов, но также люмпенизацию и архаизацию всего общества под воздействием их неограниченного притока. Люмпен-предприниматели, от ларечников до миллиардеров, могут радоваться почти бесплатному труду, но с точки зрения макросоциальных эффектов бесплатный труд бывает только в мышеловке (экономика дешевого труда для нас и в самом деле ловушка).
Но даже если бы рациональные аргументы в пользу замещающей иммиграции существовали, главной проблемой является сам подход, в логике которого бюрократия вправе «импортировать» себе другой народ, если существующий по тем или иным причинам ее не устраивает.
Если нация создается административным аппаратом и территорией, а не общей культурой, связью поколений, исторической судьбой, то эта логика оказывается возможна. Иными словами, «россияне» — нация, которая, не останавливаясь, разменивает своих на чужих. И, к сожалению, это заложено в самой ее идее.
От «российской нации», в случае критической угрозы существованию РФ, будет так же мало толку, как от пролетарского интернационализма в 1941 году. Придется обращаться к русским.
…если мы говорим о единой нации, то она сможет воспроизводиться только так, как и прежде: через ассимиляцию/интеграцию на основе русской культуры. Другой высокой культуры мирового уровня в нашем распоряжении просто нет.
Для сторонников «российского проекта» это неприемлемо. Поэтому рождаются химеры. В официальных выступ лениях и документах русская культура все чаще рассматривается как некий фермент для мифической многонациональной российской культуры, «мультикультуры» (как прозвучало на одном из высоких собраний), которую мы тоже должны «создать» заодно с «новой исторической общностью». Но национальные культуры не медиапроект, который может быть изготовлен по заказу. Они создаются столетиями, синтезируя народную культуру с культурой интеллигенции и аристократии.
Создаются порой вполне сознательно. Так, Данте, Лютер или Пушкин методично осуществляли селекцию того литературного языка, на котором вслед за ними стали говорить их соотечественники. Весь XIX век был временем реализации культурных проектов европейских наций, в том числе «русского проекта», в литературе, музыке, живописи, архитектуре.
Так вот, если сегодня вновь появляется необходимость создавать некую «российскую культуру» для «российской нации», то возникает вопрос: кто ее создатели? Кто эти титаны? Олег Газманов с песней про офицеров-россиян? Никита Михалков с фильмом «12»? Марат Гельман с выставками «Россия для всех»?
Словом, «российский проект» в культуре реализуется в низких жанрах конъюнктурной пропаганды и шоу-бизнеса со всеми вытекающими последствиями для качества одноименной нации.
«Расизм — это свинство» — гласит социальная реклама на футбольных стадионах. Но банановый расизм фанатов блекнет на фоне расизма пропагандистов «нерусской нации». Нелепый мем о «Пушкине-эфиопе» или «турке Жуковском» возможен только на почве самых вульгарных представлений о том, что национальность — это «биология» и что человек, для которого русский язык и культура являются родными, может быть русским не на сто процентов, а лишь на ⅞ (как Пушкин) или на ½ (как Жуковский).
Расчет, вероятно, в том, что если все начнут подсчитывать доли «нерусской крови», то произойдет распыление идентичности русских, и им ничего не останется, кроме как идентифицировать себя через административный аппарат и территорию. Такая угроза действительно существует. Поэтому состоятельность проекта русской нации будет в существенной мере зависеть от того, удастся ли преодолеть этот «расистский заговор», избрав родной язык в качестве главного носителя идентичности.
Иными словами, проект российской гражданской нации спотыкается не о «русский вопрос», а о совокупность громко поставленных «нерусских вопросов». Именно они его перечеркивают. И это закономерно. Интеграция меньшинств оказывается невозможной, если нарушена интеграция большинства.
Мы видим это и на примере европейских государств. Они зашли достаточно далеко в попытке вынести за скобки идентичность титульных наций, запустив «политкорректную» цензуру школьных программ, политической лексики, массового искусства. Цель этой политики состояла в том, чтобы сделать интеграцию более приемлемой для меньшинств. Но она имела строго обратный эффект. Общество, из которого изъят культурный стержень, обладает даже не нулевым, а отрицательным ассимиляционным потенциалом. Оно не вызывает желания стать его частью. Напротив, оно вызывает у меньшинств желание заполнить возникшую пустоту своими этническими и религиозными мифами (отсюда такой всплеск «фундаментализмов» и «этнизмов» внутри западных обществ). А у большинства — бегство в субкультуры или апатию.
То есть сильная, пусть и чужая для меньшинств национальная культура способна обеспечить их интеграцию в гораздо большей мере, чем пустота, возникающая на ее месте. В нашем случае это верно вдвойне, если учесть, что русская культура для большей части народов России совсем не чужая.
Россия действительно складывалась как союз народов. Но именно для того, чтобы этот союз был возможен, необходимо признание его основного субъекта — русских как государство образующей нации. Противостоять этому признанию от имени прав меньшинств нет никаких оснований. Ведь их права уже максимально реализованы — в виде собственных государств, влиятельных лобби, культурных автономий. Осталось лишь дополнить всю эту «цветущую сложность» национальным самоопределением большинства.
Рано или поздно это произойдет. Вопрос лишь в том, станет ли пространством самоопределения Российская Федерация или какая-то другая, пока неведомая страна нашего будущего.
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
Ага
Условия и качество жизни в области таковы, что у нас одни из самых высоких темпов депопуляции. Как за счет естественной убыли, так и миграции. За счет приезжающих она пока не столь катастрофична. Приезжают в год порядка 10 тысяч человек. В основном, Кавказ и Средняя Азия. Мы идем по пути таких развитых стран, как Германия , Франция, Англия. Тенденция последних десятилетий в этих странах- исламизация. Причем, очень большими темпами. Например, во Франции только каждый третий родившийся ребенок- европеидной расы. Практика показывает, что новые граждане плохо интегрируется в новые условия, живут обособленно, сохраняя свои культурные и религиозные традиции. С учетом их способности плодиться, при этом ничего не делая и получая солидные пособия, можно говорить о скором- в исторической перспективе- исчезновении титульных наций в этих государствах.Это же ждет и Россию.
Мнение русского
+сую
Коренные европейцы уже давно покинули свою европу, и живут теперь в США, Канаде, Австралии. Сейчас в Евросоюз завозится черная биомасса – это они (мигранты) устраивают погромы. В Германии уже примерно 40% турок, от всего населения. Вот к чему ведёт либерализм.
Игорь
Дабудет вам извнестно, что в Германнии 4,5 млн. турок. Население страны – 80 млн. Калькулятор дать, или сами посчитаете, сколкьо это процентов? Или, пардон, настоящие русские не опускаются до такой ерунды, как арифметика?
Игорь
Вы бы, прежде чем становиться расистом, мат. часть бы что ли подучили… Да будет вам известно, что абсолютное большинство мусульман в Европе – самые типичные европеоиды. И из Северной Африки, и с ближнего Востока, и уж тем более – из Турции.
Лавр
И при таких раскладах расходы на мыльные пузыри и воздушные шарики приближаются к бюджету областной медицины. За такие вещи к стенке надо ставить.
Не забывайте про Косово –
переселение+размножение = резня славян при поддержке Запада. Или кто думает, что Россию любят больше ?
Ральф
Есть такие. Доморощенные либералы свято верят, что на Западе любят Россию.
Мнение русского
Мне плохо!!!
Русские – это национальность.
Такая же национальность как чуваши, мордва, татары, якуты, кавказцы. Только по-красивее чуть-чуть, и более европиоидного вида. Просто в нашем многонациональном Ульяновске всё смешалось и отличить мордву от русского просто невозможно.
Страна в которой мы все сейчас живём – это не Россия! А Российская Федерация! Многонациональное государство – читайте конституцию.
Если человек хочет стать россиянином – пусть получает российское гражданство.
Если хочет стать русским – пусть ……… вообщем сами догадываетесь.
В столице живут одни русофобы. Был я в Москве. И кавказцы на меня, на русского, смотрели как инопланетянина какого-то.
Адрей Михайлин
Поправочка:
“Статья 1
…
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны”
В. Каменев
Ситуация в стране, и мире, много сложнее упрощенного противопоставления русские – россияне, где-то надуманного. Национально-демократические движения набирают силу в первую очередь в мультикультурной Европе, и США с его черно-бело-мексиканской проблемой. И в России тоже. Либеральная идеология разваливается и превращается в труху, и образовавшийся вакуум заполняется другими идеологиями, в первую очередь идеологиями национального выживания. Когда-то национально-демократические движения развалили СССР, когда выродилась коммунистическая идеология, сегодня аналогичный процесс происходит в либеральных империях, а это именно империи по своей структуре. Впереди “невиданные перемены, неслыханные мятежи”, и нам надо думать о своем национальном единстве, чтобы выжить в надвигающейся буре.
Владимир I:-автору
Не знаю где жили мои пращуры, но знаю точно, что на берег Волги они поселились вскоре после взятия Казани Иваном Грозным, в составе войска которого и был мой предок.
Это я к тому, что имею право называть себя русским, потому что дальше я буду высказываться в адрес своей нации не очень лицеприятно.
Во-первых нелюбовь русских (не славян, а именно русских) к самим себе заложена в генах.
По сути мы нация вечных рабов. И психология смамоуничижения прививается еще в детском садике. Вася назвал Гришу хохлом и тут же получил по морде, да еще и воспитательница поставила Васю в угол.И дома родители внушают Васе, что Гриша, как бы, младший брат и обижать его нельязя. А вот терпеть – от “младших братьев” – это всегда пожалуйста.
Мы терпим хамство по отношению к нам и нашим женщинам со стороны кавказцев и закавкзцев. Наши вроде бы русские отцы города и области продали им рынки,снабжение города хлебопродуктами и другие крайне доходные отрасли. За взятки. Быть русским в странах ближнего зарубежья по нынешним временам чувствовать себя негром в штатах середины девятнадцатого века.
Настоящих русских с высоким чувством самосознания я видел только за границей. Даже в Израиле, куда как известно, на ПМЖ отбирают по очень строгим национальным признакам, в день ВДВ кучерявые и смуглявые парни в голубых беретах прыгали в фонтаны с криком:”Мы-русские!”
Русские эмигранты всех волн – это в подавляющем большинстве своем гордость их новой родины. Достоевский, видимо, прав, сказав, что русские это пыльца, которая опыляет западную культуру.
На западе -мы пыльца, почти что нектар, а у себя в стране – пыль дорожная. И возникает вопрос, а у себя ли мы в стране?
История и устройство человеческого сообщества не знает милосердия. Выполнив определенную эволюцией программу, нация начинает терять себя и ассимилироваться.Развал империи, минусовая демография – не есть ли это признаки вырождения русских?
Сейчас русскость нужна для политиков всего лишь как платформа реализации их шкурных интересов. “Иван акбар!”- вот лозунг Жириновского, взять на вооружение его не против и ЕР.
Но русским от этого лучше не станет, потому что мы находимся в новом рабстве и страну правильней было бы называть РЭ – Российские Электораты.
Ральф
Увы, самое злобное самооплёвывание есть у нас, у русских. Это надо признать. И, главное, преодолеть.
Святая инквизиция
В семье не без урода, а уродам верить нельзя, особенно когда они в чем-то уверяют.
Ральф
Антирусский, РУСОФОБСКИЙ характер нынешней власти в России совершенно логично вытекает из её природы. Если единственная цель этой власти – разворовывать богатства России, то необходимо ослабить и подавить русских, составляющих большинство. И эта власть не связывает себя со своей страной. Семья пермского губернатора Олега Чиркунова живёт в Швейцарии и имеет двойное гражданство. Или, например, было тут, на Ulpressa, сообщение в начале этого лета о международном кинофестивале в Ульяновске, на котором раздавали папки и всё такое прочее с символикой Евросоюза. Они, «наши» чиновники во главе Морозовым в мыслях-то живут там, в европах! Они гораздо хуже даже какого-нибудь Саакашвили, тот хоть рассуждает о национальном величии грузин. Но как вор ни на что не способен, кроме воровства, так и эта власть неспособна проводить национальную или какую-либо другую созидательную политику. Только жалко тужится, создавая пропагандисткие фикции вроде каких-то абстрактных «россиян». Я лично знаю только людей, которые называют себя русскими, татарами, украинцами и т.д. Людей, которые называют себя россиянами, никогда не встречал и, надеюсь, никогда не встречу.
Hermes
Я, когда начинал читать статью, подумал, что найду здесь рациональные мысли… а нашел не пойми что, какую то кашу, размышления на тему.
Еще в 2006 году русский Михаил Веллер вполне разумно разложил тему России и ее дальнейшего пути в своей книге Великий Последний шанс.
Возможно, были неудачно выдраны цитаты из статьи. Я прочитаю ее полностью, и возможно скорректирую точку зрения.
А так… в ноль.
Штрассер
Это с каких пор Веллер стал русским? Насколько я могу судить по информации из Интернета, он – еврей, одно время проживавший в Израиле, а теперь в Эстонии.
Hermes
Предлагаются не мерится половыми органами, насчет того, кого считать русским – человек, которой болеет за народ страны Россия, более русский, чем тот, у которого 10 поколений жили в подмосковье, но при этом не стесняется грабить своих же сограждан.
Не об это речь то…
Штрассер
Hermesу
Конечно, замечательно, когда кто-то, независимо от его националной принадлежности, болеет за Россию и русских. И, тоже соглашусь, что трудно назвать русскими тех, кто грабит своих русских сограждан. Но Ваше с запашком политкорректности определение русскости крайне смутно и, полагаю, способно принести больше вреда, чем пользы. Да и сам-то Веллер себя считает русским?
Сторож
как эти слова. я русский выучил за то что на нем говорил великий ЛЕНИН.
Евгений Карманов
Интересная статья. много пищи для ума. Вот только, как мне кажется, автор сам (очень честно – к его чести) называет главные препятствия для осуществления “его” замысла – во-первых, слабость экономики России, а во-вторых, “запущенные”, очень глубокие процессы суверинизации национальных меньшинств (отними сейчас у татар или чеченцев их уровень суверенности – будет война). Владимир I тоже очень точно подметил неготовность самих русских быть нацией.
Поэтому, как ни крути, все равно нам шагать по пути “российскости”. Просто потому, что другого пути нет. Как бы кому не хотелось. Из всех имеющихся зол это – наименьшее.
Ральф
Это нынешняя власть не готова признавать русских как нацию. Не путайте государство и народ. Русские есть, но у них сейчас нет своего государства.
Сторож
некогда было империю строили. а умные свое государство.
Сторож
скоро как цыгане станем. вот такая миссия саморазрушение.
Gladiator
Вся проблема не в национализме, а втом что русских “опустили” ниже плинтуса.