Александр ФИЛАТОВ
В Ульяновске его многие помнят – здесь он родился, учился, прошел все этапы становления во взрослой жизни от рабочего на железной дороге до ведущего авторской телепередачи на ГТРК «Волга», отсюда уехал покорять столицы. В 90-х годах песни этого исполнителя часто крутили не только по местным, но и по центральным каналам, а альбомы продавались в каждом киоске. Да и имечко сценическое не из тех, что забудешь, единожды услышав. Сегодня в гостях нашей рубрики популярный певец, обладатель великолепного голоса с легко узнаваемым тембром Вальдемар ибн Кобозя (в миру – наш бывший земляк Владимир Козлов). Как нынче идут дела? – спрашиваю артиста.
– Наконец-то, после долгого перерыва, я снова начал зарабатывать тем, чему учился и посвятил всю свою жизнь – то есть пением. Это позволило решить какие-то большие проблемы. Например, купил трехкомнатную квартиру в Ульяновске. Стал регулярно ездить за границу – по нескольку раз в год. И не только по работе. Хотя в мае провел в Сочи фестиваль пива, а в начале августа в Ялте был ведущим фестиваля «Шансон-фасон», в этом году удалось отдохнуть на Мальдивах, а в прошлом – на Канарах. «Захватил» Испанию, Францию, Андорру. Приятно, что все это не за счет спонсоров, как раньше, а самостоятельно. Сам зарабатываю и даже еще кому-то помогать умудряюсь.
– Значит, пока в Европу экспортируете только себя самого, но не русскую песню?
– Но планы такие действительно есть. Точнее, давняя мечта уехать в Испанию, где живет много русских, чтобы остаться там работать певцом. Конечно, если отечественный материал будет там востребован. Я вообще артист широкого профиля. Готов даже быть поющим клоуном, если потребуется.
– Много сейчас выступаете?
– Выступления есть. Концерты какие-то постоянно, 12 больших телеэфиров за последние полтора года. Недавно вот наша команда исполнителей в жанре «Русский шансон» участвовала в программе «100 к одному», правда, мы проиграли. Но помню, что ведущий, Гуревич, сказал мне в эфире: «Вальдемар мыслит философски». Видимо, я постарался приблизиться к его уровню… Любое выступление – это праздник!
– Говорят, в наше время стало невыгодно выпускать альбомы…
– Вот сейчас мы как раз хотим выпустить все семь моих альбомов на одном диске, в формате «МР3», как коллекцию. Также переозвучил свою старую сказку «для взрослых», некогда написанную в стиле «Федота-стрельца». В этой аудио-постановке участвовали 18 актеров, в том числе моя дочь Настя. Получился радиоспектакль длиной в полтора часа. Хочу еще добавить туда с десяток песен.
– А новые вещи пишете?
– Одну даже не так давно брали для участия в «Евровидении». А «Сероглазая колдунья» в ротациях на радио. Еще пишу автобиографию, она называется «О былом с улыбкой». В силу моего переезда в Москву, который случился восемь лет назад, ее завершение отложилось. Но сейчас я практически собрал весь материал – получилось порядка 170 страниц. В книгу вошли смешные, но релаьные истории из жизни. Мне хотелось бы, чтобы мои потомки, внуки и правнуки, а также друзья и близкие прочитали и сказали обо мне: «Вот ведь чудила был какой!»
– О ком в книге повествуете?
– И о столичной эстраде, и о родном Ульяновске. Есть даже о происхождении нашего города, о том, в какой атмосфере у нас люди живут. Рассказываю и о своей первой любви, случившейся в детском саду, о своих одноклассниках. Кого-то просто вспоминаю одним добрым словом. Хотел бы никого не забыть, чтобы каждый здесь себя нашел…
– Вы такой позитивный человек…
– Мне стало проще жить, когда я стал сотрудничать с ресторанами. Из ресторана шагнуть наверх – легко, но обратно – мучительно, хотя так сегодня принято. Слава Богу, мне это удалось еще 10 лет назад. Я буквально преломил себя, поняв, что звезды – это те, кого показывают первый-второй каналы, а мы – обычные смертные, которые просто любят что-то сочинять, насколько хватает таланта. Многие артисты пришли в ресторан еще в 90-х, когда появились бандиты, но мне тогда было неловко решиться…
– Нет сожалений по былым временам? Вы же начинали с рока, потом пришли на большую эстраду и даже выступали в «Песне года», «Утренней звезде» и других крутых программах, затем долго были популярным ведущим на радио «Шансон» и одним из самых ярких исполнителей этого жанра…
– Как раз сейчас у меня появилось время репетировать, вспомнить свои давние вещи. Нашел какие-то старые записи, продюсер оборудовал студию, купил инструменты. Может быть, все еще сложится, хотя проекта как такового и нет. Между прочим, не ожидал, что мои старые песни будут интересны сегодня, пока не так давно их неожиданно не взялись перепеть другие артисты.
– А в таких проектах, как «Суперстар» и им подобных, напоминающих нам о музыке 90-х, согласились бы поучаствовать?
– Я могу увидеть доброе зерно, какую-то идею в любой, даже довольно слабой вещи, и спеть что угодно. Хоть Майкла Джексона, Джо Кокера или всех итальянцев – самое сложное. И женские песни – Сэм Браун, Аллегрову или Успенскую, даже Кадышеву, причем довольно похоже. Я не пародист, но умею тембрально приближаться к оригиналу, и люди хохочут. Этакая клоунада, а быть клоуном – высочайшее мастерство. Вспомни только, какие имена были – Юрий Никулин. Олег Попов… С юмором вообще жить легче, и донести то, что ты хочешь сказать, до народа.
– А что еще радует, кроме музыки и юмора?
– Видишь мои видеоархивы? Это я спорт записываю, коллекционирую для своего архива кассеты и диски много лет. Все футболы подряд пишу, к примеру. Некоторые спортивные журналисты их не смотрят, им не интересно, а я анализирую. Вообще, люблю анализировать – музыку ли, спорт или поступки людей. Работая в ресторане, научился с первого взгляда определять характер каждого посетителя. Собираю песочек из-за границы – смотри, целая полка перечниц с названиями стран. Вот и Москва-река под окошком, пруды. Здесь можно пожарить шашлык. Спортом, к сожалению, занимаюсь мало, и это, кажется, отражается на здоровье. Или просто возраст сказывается – все-таки скоро 49? Все-таки пою с трех-четырех лет, с шестого класса играю на гитаре, с восьмого выступал в ансамбле. Это был еще конец 70-х… Так случилось, что из нашего подъезда сразу пять человек играли в разных музыкальных группах. Один из них уходил, и ему надо было найти сменщика. Он знал, что я пел во дворе, и позвал меня. Помню, что на первом своем выступлении я исполнил «пророческую» песню «Москва» со словами «Ты моя судьба, ты моя любовь». У меня тряслись ноги, и от волнения я вступил раньше времени, прямо на проигрыше… Тогда-то все и началось. С тех пор с музыкой уже не расставался… Сейчас живу в Москве, люблю Россию и всегда, даже будучи один дома, встаю с кресла под ее гимн, который, кстати, использую даже как звонок на своем мобильном. (Смеется.) Но при этом я очень хочу уехать…