Татьяна Завьялова
Российский город на Волге готовится к встрече участников Международного конгресса “Культура как ресурс модернизации” (26-28 сентября). Место проведения форума, на котором соберутся российские и зарубежные деятели культуры и искусства, ученые, эксперты Совета Европы и ЮНЕСКО, выбрано неслучайно. В 2011 году Ульяновск объявлен культурной столицей СНГ.
И все основания у него для этого есть. У города богатая история. Когда-то он назывался Симбирском и считался “городом-дворянином на Волге”. И трудно было предположить, что в ХХ веке он будет ассоциироваться с советским брендом “Родина Ленина”. В Ульяновск его переименовали в 1924 году вскоре после смерти лидера советского государства Владимира Ульянова-Ленина.
Современные историки считают, что факт рождения здесь Ленина сыграл в последние десятилетия в судьбе города двоякую роль. С одной стороны, здесь уничтожались старинные храмы, ибо негоже родине Ленина, организовавшего гонения на религию, иметь на своей территории церкви. С другой, создавались памятники советской эпохи, в том числе грандиозный Ленинский мемориал, который за время его работы посетили более 15 миллионов туристов.
Развивая промышленную инфраструктуру, здесь начисто смели почти всё ядро исторического центра, пожертвовав красивыми особняками и усадьбами, зато под маркой заповедника “Родина Ленина”, удалось сохранить исторический дом семьи Ульяновых, присоединив к нему целый квартал конца XIX века. Подобной деревянной застройки не сохранилось нигде в России…
Но и кроме Ленина, Ульяновску есть, кем гордиться. Прежде всего, своими знаменитыми уроженцами. Необычным памятником горожане увековечили память о великом историке Николае Карамзине. На самом верху монумента – изящная статуя музы истории Клио, которую народ долго называл “чугунной бабой”, сам же Карамзин “присутствует” в композиции в виде бюста в круглой нише постамента и в двух аллегорических барельефах, изображающих сцены из его жизни. Директор музея “Карамзинская общественная библиотека” Ольга Кучерова утверждает, что Карамзина на его родине всегда помнили и очень уважали как ученого:
“Карамзинская общественная библиотека» создавалась в честь Николая Карамзина, то есть горожане, организовавшие библиотеку в 1848 году, не сомневались – она должна носить его имя. С библиотекой всегда поддерживала связи семья Карамзиных. К открытию вдова историка прислала несколько томов его главного труда “История государства Российского”. В 1879 году после смерти старшего сына Карамзина Владимира, по завещанию сюда было передано все его книжное собрание, в том числе раритеты из личной библиотеки историографа. Надо сказать, что библиотека существовала в основном за счет даров и пожертвований”.
Среди дарителей были и известные литераторы: поэт Николай Языков и писатель Иван Гончаров, которые тоже родились и жили здесь. Ничего удивительного, к концу XIX века город вполне мог считаться “культурной столицей” Поволжья.
Несмотря на потери в советское время, Ульяновск вошел в третье тысячелетие со значительным запасом культурных ценностей, большим творческим потенциалом и ясной историей. Тем не менее и его коснулось веяние, когда поволжские города вдруг стали увеличивать себе возраст, прибавляя пару сотен лет. Но в Ульяновске краеведы не стали опровергать очевидного: царский указ об основании городской крепости датирован 1648 годом. Хотя, конечно, люди жили в этих местах и раньше, что доказывают находки археологов, замечает ульяновский краевед Сергей Петров:
“Как известно, Волга – крупнейшая река Европы – это магистраль, по которой восточные купцы плыли вверх, на север. Неслучайно на территории нашего края находят артефакты древнейших народов. Недавно нашли фигурку индуистского бога Шивы, не говоря уже о тюрках, угро-финских, монгольских народах”.
Археологи нашли и следы старинной крепости – части так называемой засечной черты, которая проходила в XVII веке по тогдашним границам России. “Великая русская стена”, тянувшаяся от Днепра до Волги, защищала от набегов кочевников. Ее фрагмент нашли в Ульяновске во дворе жилого дома, чем не преминули воспользоваться музейщики. Сегодня крепость на вершине 120-метровой горы Венец можно представить по одной башне, восстановленной в 2000 году по старинным рисункам.
Жители Ульяновска не только бережно относятся к своей истории и культурным традициям, но и активно участвуют в создании новых проектов, превращая город в подлинный центр инновационного развития культуры. Об этом в нашей следующей программе.
Пъяный конному не пеший
Был город-дворянин, а теперь дворняжка. Хотя корень тот же.
Владимир I
Татьяна, “Ульяновск-дворянин”, это всё равно, что С. Морозов – боярин.
Симбирск незывали дворянином, но это воспринималось дворянами как сейчас людьми разумными “Ульяновск-культурная столица Европы”.
Дебильное восприятие
гнусной клеветы, распространяемой ныне на государственном уровне, довели до дикого утверждения ” Несмотря на потери в советское время, Ульяновск вошел в третье тысячелетие со значительным запасом культурных ценностей “. Хотя любому нормальному человеку, желающему не дурь повторять, а реальную ситуацию узнать, станет ясно, что в Симбирске с культурой было плохо, а практически все было создано именно в советское время. Но тут госзакз просматриваетсяч – похвалить нынешних губителей страны и ее культуры и обгадить советское.
И опять байка о разрушении церквей. Ни одна … не удосужилась хотя бы посмотреть, что же было разрушено. Опубликовали бы список – стало бы ясно, что брешут.
Восприятию
Разрушены были сотни церквей – как в городе, так и в селах. Никакого списка здесь не надо – достаточно проехаться по тем же селам.
Читайте внимательнее –
автор брешет про город. Вот о городских адресах и спрашивают. Только боятся этого брехуны, опростоволосятся.
Ха
Бестолковая статья!!! Для чего, для кого написана? То ли про историю… так НИЧЕГО и не написано, то ли про известных деятелей… так НИКОГО кроме Ленина да Карамзина и не затронули, то ли про то, что форум скоро…