Судя по количеству разнообразных заседаний и общественных слушаний, посвященных проблеме Винновской рощи, многолетняя эпопея с реконструкцией парка наконец закончится и проект получит путевку в жизнь. И если с «верхней», городской, частью парка, эта путевка – пока лишь аванс, то с «нижней», «лесной» частью парка (ООПТ) вопрос уже перешел из стадии обсуждений в стадию активных действий. Так, уже сегодня планируется посадить новые березы взамен погибших вокруг беседки Гончарова.

По итогам прошедших 22 сентября очередных общественных слушаний, стали понятны и некоторые цифры. Так, на благоустройство ООПТ «Винновская роща» до конца года выделено 700 тысяч рублей, а на очистку территории от нефти заключен контракт на 900 тысяч. Цифры небольшие, но они не включают в себя мероприятия, которые проводятся и безо всяких программ. Например, уборку территории силами волонтеров или обустройство родников.

Вообще, ничего особо нового мы на очередных слушаниях не услышали – основные моменты уже давно отражены в программе благоустройства Рощи, «благословленной» губернатором. Это уточнение границ ООПТ, создание особого учреждения по обеспечению функционирования памятника природы, выявление лесопатологий и т.д. Всё это понятные и очевидные шаги. Интересней нюансы.

Так, до сих пор нет ясности с местом установки «аншлагов в стиле XIX века», как назвал информационные щиты А.Е.Беркутов. Очевидных мест всего-лишь два – тропа к роднику и подходы к беседке. С третьим аншлагом пока неясность. Но, мы уверены, что место будет найдено и для него.

В очередной раз подняли и вопрос обустройства тропы от эстрады до беседки. И в очередной раз споткнулись об очередной бюрократический нюанс. Оказывается, настоящую дорожку проложить без экологической экспертизы нельзя, а экологическая экспертиза – это упущенное время… Решили просто отсыпать дорожку гравием. По-видимому, именно так и будет сделано.

Снова говорили и о деревьях. Министр экологии области Д. Федоров подтвердил, что спиливать и заменять будут лишь погибшие деревья. Ослабленные деревья без экспертизы трогать не будут. Также не планируется и введения новых пород. Липа будет заменяться липой, береза-березой, а дуб-дубом.

Поднимали и другие проблемы – лавочки, издание книги про Винновскую рощу, уборку территории и т.д.

Но все эти проблемы – мелочи по сравнению с основной проблемой ООПТ. А именно – загрязнением нефтепродуктами. И вот тут то и выяснились по-настоящему интересные факты.

Оказывается, в «кровеносную» систему Рощи (а именно в водоносные слои) ежедневно поступает примерно 50 литров нефтепродуктов. Превышение ПДК (предельно допустимая концентрация) по целому ряду загрязнителей – в тысячи раз. Сейчас в основном в качестве загрязнителя выступает парафиносодержащая жидкость. Нетрудно догадаться, что речь идёт скорее всего об «отработке» или солярке. В результате знаменитый пруд в роще сегодня экологи прудом называть уже не берутся. Ныне это «зона накопленного экологического ущерба».

Сказать, что с этим ущербом не борются – значит погрешить против истины. Кое-какая работа ведётся – очистные сооружения не позволяют развиваться экологической катастрофе дальше, а пруд собираются спускать и собирать загрязнитель с помощью сорбента. Более того, есть кое-какие шансы на включение загрязненного участка Рощи в федеральную программу по очистке загрязненных территорий. Об этом заявил на слушаньях директор департамента природных ресурсов министерства Беркутов А.Е. И он же признал, что шансы избавиться от загрязнения за федеральные деньги не слишком велики.

Возникает логичный вопрос – раз загрязнение продолжается, причём серьёзное, то почему до сих пор не найден и не обезврежен источник? И тут в очередной раз мы наталкиваемся на глухую стену, за которой – пустота. Дело, возбужденное против РЖД (как наиболее вероятного виновника), закрыто за давностью, причины загрязнения так документально толком и не описаны… Можно лишь предполагать, а скорее даже – гадать. О подземной дырявой цистерне с отработкой, о нефтяной линзе и т.д. Правды, скорее всего, мы никогда не узнаем. И дело не в особом неприкосновенном статусе РЖД или в «косяках» прокуратуры, а, действительно, в давности лет. Рискнем предположить, что в самом локомотивном депо (источнике загрязнения по материалам дела) попросту не осталось никого из тех, кто бы помнил по какой трубе что и куда когда-то втекало и вытекало…

Тем более, что втекать и вытекать нефтепродукты могли вовсе не день, неделю и месяц, а многие годы. Для этого предположения есть веские геологические основания.

Существует две основные теории образования оврага, который сейчас оказался загрязнен нефтепродуктами. Одна – известная многим теория Милановского о Пра-Свияге, которая впадала в Пра-Волгу именно в районе Винновки. Вторая теория, активно продвигаемая Н.А.Бочаровым в 50-е годы прошлого века, говорит об эрозийном типе образования оврага. Обе теории подразумевают, что овраг имеет достаточно высокую подземную «вместимость». Попросту говоря, загрязненные воды могли много лет скапливаться либо в подземных пустотах либо в осадочных породах и никак себя не проявлять. На поверхность же они вышли тогда, когда природный «резервуар» оказался переполнен. Понятно, что такое вмешательство в экосистему не может иметь «срок давности»…

Впрочем, исследования последних лет показывали, что загрязнению подвергся лишь поверхностный слой грунта. На слушаньях даже назывались конкретные цифры. Если очищать овраг методом рекультивации земель, то придётся буквально перелопатить несколько десятков тысяч кубометров грунта… Сорбент, якобы, сработает проще и быстрее, чем команда «копателей». Будем надеяться, что это лекарство поможет роще, и через несколько лет мы увидим вновь заполненный чистой водой пруд. И не почувствуем при этом удушливого запаха нефти…