Вчера в Прислонихе в рамках ассамблеи «Пластовская осень» открыли памятник Аркадию Пластову. Памятник из бронзы установили напротив сельской церкви. Именно там, где в 70-х годах прошлого века планировали построить грандиозный по меркам сельской глубинки музей Пластова.

На фото эскизный проект этого музея. Проект, который не был реализован по причине особенностей бюрократической машины. С тех пор мало что изменилось – сегодня та же участь ждёт и результаты работы культурного конгресса.

Говоря о своем любимом проекте, архитектор В.Филимонов не может сдержать разочарования. Музей, по его словам, не был построен лишь по одной, типичной для новейшей истории России, причине – из-за отсутствия преемственности во властных кругах. Каждый следующий руководитель у нас привык начинать «с чистого листа». Увы, но под этим чистым листом зачастую скрываются не только каракули, но и настоящие жемчужины.

В июне 1977 года Филимонову позвонили – «Валентин, срочно собирай всё, что у тебя есть по музею, на два дня приезжает Скочилов». Первый секретарь обкома находился в это время на лечении в Москве. Всем было ясно, что тяжело больному Скочилову осталось недолго, поэтому архитекторам выпал, по сути, последний шанс «протолкнуть» свою идею. И этим шансом они воспользовались – проходя по импровизированной выставке, первый секретарь обратил внимание на эскизный проект музея и поставил на нём свою одобряющую резолюцию – простую галочку красным карандашом.

Это была своеобразная аппаратная победа – подпись Скочилова автоматически давала «зеленый свет» проекту. Можно было переходить к стадии полной проработки проекта. Но через две недели, 6 июля, Скочилова не стало… Его же преемники интереса к проекту не проявили.

Обычно современные для тех лет здания смотрятся среди пасторального сельского пейзажа «бельмом на глазу». Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на любой сельский клуб или школу, построенные в те годы. Но проект Филимонова, несмотря на массу ограничений, накладываемых временем, без сомнений получился удачным. Причина проста – здание органично вписывалось в пейзаж, не разрушая его, а дополняя. При этом не претендуя на явную доминанту, что снимало основную проблему подобных проектов, – диссонанс нового здания и окружающей «избушной» застройки, не сильно изменившейся с XIX века. Тем более, что музей планировался недалеко от трассы. Для тех лет это был бы прорыв хотя бы по причине того, что здание «заякорило» бы территорию, четко обозначив значимость наследия Пластова, тесная связь работ которого с родным ландшафтом общеизвестна.

Сегодня эту задачу решают иными способами. Вместо здания-памятника просто памятник, а вместо встреч художников – модный пленэр в границах тех самых ландшафтов и премии. Есть и тенденция к сохранению определенной аутентичности – в 2009 году Прислониху и окрестности нарекли достопримечательным местом. Тоже не самый плохой способ хотя бы напомнить о Пластове, равно как и раздача премий художникам.

В этом году ежегодная премия имени Аркадия Пластова изменила свой статус. Теперь она уже не региональная, а международная. Изменились и суммы – в этом году фонд премии по официальным данным составил 1 миллион рублей. Простая же арифметика говорит даже о несколько большей сумме. Главную премию в размере 600 тысяч поделили два художника – Владимир Телин и Ефрем Зверьков. Елена Степура получила 300 тысяч в рамках номинации «Молодое искусство». И ещё 200 тысяч получил Анатолий Любавин как человек, внесший весомый вклад в утверждение национального реализма. В сумме получается 1 100 000 – несколько больше заявленного миллиона.

Но не будем придираться к суммам, а сосредоточимся на главном – на том, чего же хотят добиться власти столь активной работой с именем Пластова. Активной при этом безо всяких кавычек – помимо премии, пленэра, выставки, памятника и т.д. по теме «реалистического искусства» запланирован целый ряд круглых столов. И все они будут так или иначе отсылать к имени Пластова, то есть решать ту же самую задачу, которую хотел решить и Филимонов своим проектом – лишний раз напомнить о художнике и о его тесных связях с родным ландшафтом. Зная об этом, очевидно, что задачу власти ставят достаточно грандиозную – четко связать на общероссийском уровне реализм в живописи, Пластова, Ульяновск и Прислониху, то есть в очередной раз создать для области «микро-бренд».

Идея неплохая, даже отличная, этих самых «микро-брендов» нашей территории явно не хватает. Другое дело, что подобных задач на конгресс и на программу «культурная столица» взвален воз и маленькая тележка. Инициаторам хочется всё и сразу – и реализма в живописи, и инновационных культурных универсалий, и лишний раз «выехать» за счёт имени Ленина, и «пристрочить» сбоку актуальное искусство… Иными словами Ульяновск возжелал внезапно стать если и не законодателем культурных «мод», то центральной площадкой по обсуждению культуры на общероссийском уровне как минимум. По Сеньке ли шапка? Этот вопрос задается с самых первых дней объявления «культурных» планов. И судя по всему, задаётся неспроста…

И тут хочется вернуться к вопросу о преемственности, с которого мы и начали на примере проекта музея в Прислонихе. Тогда отличный проект, четко обозначающий главное, – связь реализма Пластова с родным ландшафтом, «зарубили» попросту по причине отсутствия продолжения принятых решений в будущее. Бъёмся об заклад, то же самое будет и в этот раз – пройдёт конгресс, примут массу планов, на куче идей появятся красные галочки «одобряю», но будущего у них не будет. И даже не по причине смены власти. Всё хуже – если раньше «одобряю» было пропуском, отменить который мог только серьёзный форс-мажор, то сегодня пропасть между идеей, проектом, одобрением и реализацией заложена в саму суть функционирования государственной машины. Не сомневаемся, что это отлично понимают и приглашенные гости. Одно радует – нам предоставили уникальную возможность пообщаться с такими людьми, с которыми вряд ли доведётся когда-либо встретиться в другое время. Но этого мало – отгремят мероприятия, «застолбятся» «микро-бренды», а дальше что? А дальше – пустота, останется лишь явная аппаратная победа нашего руководства, галочка в послужном списке.