Режиссера Александра Сокурова зал приветствовал стоя.
Премьерный показ фильма «Фауст» стал едва ли не самым главным событием международного конгресса «Культура как ресурс модернизации». Именно эта картина на 68-ом Венецианском кинофестивале в 2011 году получила главный приз – «Золотого льва». «Фауст» – это четвертая часть исторической тетралогии режиссера.

Зал Мемориала на 1200 мест был переполнен. Фильм шел на немецком языке и сопровождался русскими субтитрами.

Кстати, специально для просмотра «Фауста» в зале провели техническое переоснащение кинооборудования, так как фильм снят на пленку.

Перед началом фильма планировали показать отрывки из предыдущих тетралогий. Но из-за технических неполадок это не удалось. Еще одна неприятность – отсутствие Владимира Познера. Планировалось, что он будет вести показ. Однако знаменитый телеведущий не смог приехать.

Зато перед собравшимися выступил режиссер фильма Александр Сокуров. Он поблагодарил всех за потраченное на него время и отметил, что все, что в фильме сделано хорошо – заслуга его команды, а все недочеты – только его вина. По мнению режиссера, в мировой литературе нет произведения сильнее «Фауста» Гете.

– «Фауст» – это четвертая часть моей тетралогии, – сказал знаменитый режиссер. – Когда я слышу вопрос, о чем и зачем все это, то ответ, наверное, понятен русскому человеку: мы жизнью своей расплачиваемся за ошибки наших руководителей, лидеров. Каждый раз, на каждом титаническом этапе мы понимаем и видим, как дорого стоят ошибки тех, кого мы понимаем, а иногда свергаем, что происходит чаще. И я бы хотел, чтобы мои любимые соотечественники понимали: то, что мы называем ответственностью человека, который сидит где-то там вверху – это большая иллюзия. Кем бы он был, этот ничтожный человек, если бы народ его не поддержал? Никем и ничем. Мы бы, скорее всего, не знали Ленина. Неизвестно, кем бы был Хирохито, если бы не великая традиция удивительного народа поддерживать и содержать власть, считать ее пожизненной. Так что отвечаем за все мы – народ.

– Язык – это больше, чем язык. Это характер, мелодия, эмоции и все необходимые для того оттенки. Я бы хотел, чтобы вы послушали этот удивительный, тяжелый, трудный язык. Судьба немецкого языка сложна. Посмотрите и послушайте, как он звучит. Вам не будут мешать – фильм идет с субтитрами. Мы старались сделать их лаконичными, чтобы они выражали только смысл. А язык и интонации помогут вам понять характер наших персонажей.

– Я хочу вас поблагодарить за то, что вы пришли сюда, нашли время. Нам только так кажется, что мы покупаем билет, оплачивая то, что нам предстоит увидеть. Отчасти это так. Но на самом деле за каждое зрелищное впечатление, в том числе кинематографическое, мы платим минутами и часами нашей неповторимой, единственной жизни. Потому так велика ответственность всякого, кто создает кино, делает спектакли, работает в театре. Вы сейчас посмотрите картину, которая идет два часа. И рассудите, имел ли я право забрать у вас два часа вашей неповторимой жизни. Если говорить о достоинствах того, что вы сейчас увидите, то все они – результат труда очень большого, в несколько сотен человек, съемочной группы. Если что-то вам не понравится, покажется чужим, неудачным, то это не справился я. «Фауст» – это король, император литературы. Трудно найти что-то выше, значительнее в мировой культуре XX века? По крайней мере, мы, русские люди, понимаем, что, если бы не Гете, наверное, у нас не было бы Достоевского. Это уникальная, закодированная история жизни и нравственности человечества. И это произведение, которое трудно исчерпать усилиями, трудом человека XX-XXI века, коим я являюсь. Потому что значимость идей, которые существуют там, неисчерпаемы. Так бывает только с произведениями искусства: мы вроде бы понимаем, что к чему, но как это сделать, не знаем. Можем найти какие-то корни, причины возникновения, существования. Но как, с чего, когда начинается художественное произведение, никто не может объяснить.

Этим фильмом я бы хотел обратить внимание зрителей – европейских, мировых – а картина уже идет в разных странах мира – на литературу. Потому что ничего больше нет ценнее в жизни человека. Русская и мировая литература – это гарантия человекообразности жизни. И если после просмотра этой картины хотя бы у кого-нибудь появится желание взять в руки книгу, значит какую-то часть ответственной, важной работы мы, кинематографисты, выполнили, – сказал, предваряя показ «Фауста», Сокуров.

Наша справка:

“Фауст” – последняя часть исторической тетралогии, в которую также входят “Молох” об Адольфе Гитлере, “Телец” о Владимире Ленине и “Солнце” о японском императоре Хирохито. Сюжетной основой является первая часть поэтической драмы Гете, где повествование, в основном, строится на любовной линии Фауст-Маргарита. Сценарий написал Юрий Арабов. Для съемок построили целый город в окрестностях Праги. Роль Фауста исполнил немецкий театральный актер Йоханес Цайлер, который разговаривал в кадре на родном языке, Мефистофиля-ростовщика сыграл основатель театра DEREVO Антон Адасинский, также в фильме снялся Леонид Мозговой. Музыкальная составляющая “Фауста” стала обобщением немецкой классической музыкальной традиции.

Дарья ЮДИНА.