Виктор Никитин
Минсельхоз области предпринял очередную попытку сдержать рост цен на продукты питания. Он предложил, помимо сельхозярмарок, проводить выездную торговлю продуктами питания местного производства на крупных предприятиях региона.
Первым в списке – ОАО «Контактор», за ним идут УНП «Вторчермет», Ульяновский патронный завод, НПП «Завод «Искра».
Основной упор сделан на товары, пользующиеся повышенным потребительским спросом: мясо птицы, яйцо куриное, крупу, муку, масло растительное, картофель и овощи. Торговля ведётся без посредников, следовательно, без торговых наценок.
Не исключено, что с проведением массовой уборки овощей, картофеля и производства сельхозсырья цены на продукты будут снижаться.
Вместе с тем по-прежнему активен общественный контроль. На его счету уже более трёх тысяч проверок предприятий розничной торговли. С октября прошлого года специально созданные группы проверяют торговые предприятия на предмет обоснованности розничных цен и наценок, соблюдения правил торговли, условий хранения и реализации продуктов питания, их качества, наличия продукции ульяновских производителей. Однако уже сегодня можно говорить, что высокие торговые наценки на социально-значимую группу продуктов питания выявляются, в основном, в магазинах и других торговых точках, расположенных в отдалении от райцентров населённых пунктов.
Как говорит директор Департамента развития торговли, мониторинга и прогнозирования ценообразования Минсельхоза региона Марина Ерусова, выявленные нарушения рассматриваются на заседаниях районных штабов по продовольственной безопасности. Действенность их невелика: нужны более жёсткие меры. Но общественный контроль на их применение не уполномочен, а районные власти и главы поселений выводы делать не спешат.
Не будем далеко ходить за примерами. Возьмём результаты проверки, проведённой в середине сентября в Сурском районе. Отметим сразу же, что практически во всех проверенных точках, цитируем, «отмечается низкая доля присутствия продукции ульяновских производителей. Товар реализуется без документов, подтверждающих его качество и безопасность».
Перед нами магазин ООО «Астрадамовский пищекомбинат» в селе Чеботаевка. Результаты проверки не радуют. Товар реализуется без приходных документов. На значительную его часть отсутствуют ценники. Торговая наценка на кондитерские изделия ульяновских производителей составляет 30%, на такие же изделия, но иногородних производителей – 24%. Накладные на хлеб оформляются … один раз в месяц.
И уж вовсе непонятно, что творится с ценами на социально-значимые товары. Они выше средних по району: на горох колотый – в два раза, крупу гречневую 65,1%, рис – 56,3%, пшено – 52%, сахарный песок – 26,7%, сметану – на 24%. Что называется, забота о поддержке местных производителей и откровенно нищих слоёв населения в одном флаконе.
Но и это не всё. Установить производителя и поставщика хлеба, а также стоимость за один килограмм не представляется возможным по причине … отсутствия документов на хлеб. Одновременно с этим реализация алкогольной продукции ведётся без лицензии на её розничную продажу.
Всё повторилось в магазинах Астрадамовского сельпо. Добавим лишь, что в одной из таких торговых точек цены на сахарный песок были на 46,7% выше районных. А на момент появления членов общественного контроля в продаже не оказалось, как в худшие послевоенные годы, пшеничной муки и соли.
В этой ситуации непонятно одно. Как и откуда берутся такие цены, если речь идёт о магазинах сельской потребкооперации, которая во все времена была «кормилицей» крестьян?
А вот и магазин индивидуального предпринимателя Р.Р.Мустафина в Астрадамовке. Мёд, рыба вяленая и копчёная шли на реализацию без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции. Нет актов фитосанитарного контроля на овощи и фрукты. На маркировке кондитерских изделий производства ООО «Арго плюс» отсутствует дата выработки продукции, следовательно, срок годности установить невозможно. Творог производства Владимирской области реализуется с истекшим неделю назад сроком годности.
В Астрадамовке, по словам проверяющих, была зафиксирована несанкционированная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Глава поселения на вопрос контролёров, что здесь происходит, пояснил, что в селе организована «ярмарка выходного дня», которая проходит еженедельно по пятницам. Но документов в обоснование проведения ярмарки представить не сумел.
Дальше – больше. ИП Алмазова О.В. из Чувашии, разложила на прилавке колбасу, масло сливочное, творог, сыры твёрдые и колбасные, мясо птицы. Однако документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, у неё не оказалось. Реализация шла с нарушением температурного режима, под открытым небом, не надо объяснять, что холодильными камерами здесь и не пахло. Ульяновская продукция, которую можно было бы предложить покупателям, у представительницы солнечной Чувашии напрочь отсутствовала.
Дальше путь проверяющих лежал в райцентр Сурское. Первым «под раздачу» контролёров попал магазин Сурского райпо. Не будем говорить про очень узкий ассортимент местной продукции: в районе, похоже, это стало привычным делом. Зато торговая наценка на хлеб производства ПО «Сура» составила 20%. Как следствие, цены оказались выше средних по району: на хлеб из ржано-пшеничной муки – на 10,6%, пшеничной – 18%. Рыба вяленая и копчёная шла «в развес и на вынос» без документов о её качестве и безопасности. Где-то «затерялись» акты фитосанитарного контроля на овощи и фрукты.
И последний штрих. Поразило, что в магазине ООО «Чеботаевка», расположенном в райцентре, местная продукция представлена в узком ассортименте. Казалось бы, что в этом необычного? Магазин принадлежит широко известному в области и за его пределами сельхозпредприятию, которое возглавляет уважаемый всеми руководитель – Николай Иванович Лаврушин. ООО «Чеботаевка» славится хорошими урожаями картофеля и овощей, развитым животноводством. Так куда же всё это уходит? В город, в детские сады, школы, больницы? Если так, то дело это нужное и похвальное. А что же свои, местные жители? Им творог из Владимирской области, масло и сыры из Чувашии? Между тем Сурский маслосырзавод, что называется, под боком.
Впрочем, это тема отдельного разговора. Остановимся на выводах, которые сделали после проверки члены общественного контроля. Читаем: «Проводимые администрацией района мероприятия, направленные на стабилизацию цен на социально-значимые товары, не эффективны». Сказанное в комментариях не нуждается. Один лишь вопрос остаётся без ответа: не пора ли власть употребить?