Денис НАБОКО
Да, если ее включат в реестр сельскохозяйственных растений.
На этой неделе Государственный антинаркотический комитет России обсуждал вопрос о «реабилитации» конопли как культуры, которую можно сажать в полях и огородах. Разумеется, речь идет о «безопасном» виде растения, так называемой посевной конопле. Министерство сельского хозяйства Ульяновской области быстро отреагировало на новое веяние. В блоге регионального министра Александра Чепухина появилась запись на эту тему (http://alexander173.livejournal.com/41843.html). Точнее перепост сообщения одного из российских информагентств, в котором рассказывается об идее.

– Хочу послушать, что народ про это думает, – пояснил Александр Чепухин. – Знаю, что мой блог активно читают руководители хозяйств Ульяновской области и просто люди, связанные с землей. Поэтому закинул им такую тему для обсуждения. К сожалению, комментариев оказалось мало.

Вполне возможно, обсуждение идеи перейдет из виртуально пространства в реальное. Если на федеральном уровне положительно решится вопрос о возвращении конопле статуса сельскохозяйственного растения.

– Мы можем начать ее сажать уже в следующем году, – продолжает министр сельского хозяйства Ульяновской области. – Но перед этим соберем ученых и агрономов, обсудим целесообразность, просчитаем экономику. Насильно никого заставлять сажать ее, разумеется, не будем.

В качестве аргумента в пользу нововведения специалисты называют высокую эффективность и продуктивность данной культуры. Спрос на ткани из конопли якобы из года в год только растет. А масло, выжимаемое из нее, по своим качествам превышает «собратьев» других растений. Кстати, в последние пару лет региональное Министерство сельского хозяйство не раз предлагало заменять привычные зерновые культуры на «иностранцев». Например, в Ульяновской области активно стали выращивать сорго (африканский овес) и рыжик (тоже масленичная культура). Из обоих выжимают масло. Говорят, от «новичков» получают неплохие урожаи. Но есть и минусы.

– На территории Ульяновской области коноплю массово перестали выращивать в начале XX века, – говорит доцент кафедры ботаники Ульяновского государственного педагогического университета Андрей Масленников. – Сейчас не осталось хороших сортов посевной конопли. Все, что растет на заброшенных полях, – ее сорных собрат. Но на самом деле, если культуру вернут в реестр, будет восстановлена историческая справедливость. Потому что испокон веков ее выращивали. И наши предки знали зачем. Например, в мешках из пеньки хранили зерно и муку – в них не заводились жучки. А рубахи и платья долго носились.

Что касается наркотических свойств растения, говорят, охранять такие поля не придется.

– Вы думаете, все побегут собирать ее, – говорит Александр Чепухин.

– То, что у нас растет, к наркотическим сортам отношения не имеет, – продолжает Андрей Масленников. – Слышал, пытались у нас одни деятели завозить индийскую коноплю. Но в наших широтах она не дает семян и становится однолетним растением.

Так или иначе, но повод для обсуждения есть. И, наверняка, найдутся как сторонники идеи, так и противники. Главное, не ошибиться.