Сегодня разъехались последние гости конгресса «Культура как ресурс модернизации», наверняка в ближайшее время начнется демонтаж «красот», натянутых к мероприятию. Самое время подвести итоги.
Медведев не приехал, от большинства круглых столов у многих присутствующих лишь одно чувство – разочарование на грани со стыдом. В кулуарных беседах даже представители властных кругов не скрывают скепсиса, гости уезжают без ощущения прорыва… «Культурный» конгресс провалился? Мы считаем иначе, по нашему мнению мероприятие удалось, причём на все 100%.

Внешняя сторона конгресса – это, без сомнения, ритуальные пляски с достаточно простой целью. Наивным детским языком эта цель называется простым словом «выпендриваться». Собственно, дети недалеки от истины, хотя и не овладели ещё необходимыми языковыми конструктами, которые бы называли вещи не по сути, а принятым в обществе образом.

При переходе с детского языка на язык общепринятый, тут же выплывает слово «политика». Цели соответственно, становятся политическими, а выпендреж приобретает новое измерение – самоценность.

Самоценность прошедшего конгресса – попытка пропахать на политическом поле новую борозду на старой изъезженной и избитой кляче под названием «культура». Клячу давно не кормят, пахари постарели, а плуг затупился. Но принаряженная, лошадка ещё ничего – в седой гриве ленточки, а на боку – логотипы спонсоров. На её движения всем наплевать – главное обозначиться на поле, выпендриться и набрать вполне определенные очки.

Не секрет, что бедную лошадку у нас запрягают с этой целью не в первый раз. Ну не хочется властям уходить из привычной борозды, хоть тресни. Культурная столица раз, культурная столица два, конгрессы, юбилеи… Очевидная цель столь упорной эксплуатации бедной старой лошадки – застолбить за Ульяновском статус площадки для обсуждения и продвижения культуры. Причём площадки общероссийской.

Получение такого статуса даёт определенный запас неприкосновенности, а главное – закрепляет за регионом ту самую «борозду», которую можно затем с успехом возделывать, снимая вполне реальный урожай. Получаются сразу и кормушка, и крыша.

Прошедший конгресс в таком разрезе – это всего лишь веха, одна из. Содержание уже не столь важно, важен сам факт попадания в копилку иллюзорных культурных достижений области. И считать, что участники этого не понимают, было бы слегка наивно. Так что разговор скорее не о культуре как таковой, а об уровне аппаратных достижений областных властей. Вопрос – «удастся ли затащить Медведева или нет» оказывается намного важнее и интересней, чем любые мероприятия.

«Затащить» президента не удалось, и это серьёзный проигрыш. Теперь шансов застолбить борозду стало поменьше. А ведь ставки в этой игре весьма серьёзные. Бьемся об заклад, что решение о проведении конгресса в Ульяновске далось «ходокам» не просто так, а в рамках определенного натурального обмена. Ритуальные походы по полю с клячей в обмен на что-то крайне важное для определенной группы влияния. Важное вспоминается только одно – новая АЭС и хранилище радиоактивных отходов в Димитровграде.

Очень хочется в данном вопросе ошибаться. Не хотелось бы, чтобы вся активность свелась к натуральному обмену, причём вовсе не равнозначному. Согласитесь, «зеленая улица» для «культурных инициатив» и каких-то денег с этой борозды и появление на территории области гигантской ядерной помойки – это вещи несколько разного порядка.

Если придерживаться этой конспирологической теории, то отсутствие на прошедшем конгрессе Медведева – это весьма позитивный момент, вполне возможно, что даже знак того, что с помойкой что-то не получается. А раз не получается, то и конгресс можно спускать на тормозах – продолжения не будет.

Доверять подобным теориям или нет – дело каждого. Несомненно лишь то, что «галочность» мероприятия была изначальна понятна всем его высокопоставленным участникам. Главное – ритуальная отчетность и отметка «где нужно».

Понятно, что в таком формате ничего вменяемого получиться не могло. И не получилось. Так почему мы начали с того, что конгресс удался на все 100%?

Всё просто – сам формат конгресса послужил аналогом лакмусовой бумажки, проявив основную проблему нашей культуры – категорическую несовместимость верхов и низов. О том, что если Вы хотите сделать что-то достойное, то надо держаться подальше от государства и от приближенных к властям «деятелей культуры», безо всякого стеснения говорили на встречах приглашенные гости. Причём такие, чьи имена известны не узкому кругу маргиналов, а чуть ли не каждому. Основной рефрен, который доносился на немногих бодро прошедших встречах до присутствующей молодежи – это быть активным и надеяться только на себя.

Один из гостей уныло прошедшей конференции CityCamp рассказал нам, что в любых ситуациях, когда требуется что-то от государства, он предпочитает сначала делать, а потом «будь что будет». Речь и о привлечении бюрократической машины, и о получении каких-то денег, и о государственных ресурсах.

То же самое на собственном живом примере продемонстрировал и главный художник Владивостока, пришедший к своей должности не самым стандартным способом,– через концепцию DIY – do it yourself, сделай это сам.

К подобному пониманию пришли и многие другие приглашенные участники. Но, увы, не нашли активной поддержки среди аудитории. Как сказал нам один из гостей города, приглашенный на конгресс, – «а есть ли у вас вообще кто-то активный, кто что-то делает?».

Получается, что если и есть, то они по вполне понятным причинам весь этот конгресс проигнорировали. Это и понятно – когда культуру пытаются продвигать сверху, возникает стена непонимания с теми, кто эту самую культуру реально создаёт. Хочется надеяться, что таких людей на конгрессе было мало не по причине их малочисленности, а потому, что «они всё понимают», как сказал наш сосед на одном из круглых столов.

Пока же за культуру «снизу» нам будут продолжать пытаться выдать что-то явно чужое – картонные города, марокканские пляски с бубнами и прочие неоэпосы. Называя это «современной культурой», которая на самом деле возникает сама по себе и движется не сверху вниз, а снизу вверх. Получается, что настоящей «культурной столицей», достойной проведения развивающего конгресса, может быть только такое место, где есть эти самые низы, которые могут, и верхи, которые действительно хотят. А это явно не наш случай.

Зато все, кто хотел, всё отлично поняли – чем дальше от государства с его ритуалами и бесконечными интригами и распилами, тем ближе к правде и реальности. Одно плохо – ещё немного и две «культурные» вселенные разойдутся до стадии полного непонимания. «Члены», «общества», «союзы», «заслуженные» и прочие желающие, чтобы «каждый эскиз был утвержден профессионалами – членами союза», попросту станут маргинальной группой среди ростков живой культуры. Назовем её даже народной. Но маргиналами будут считаться вовсе не они и не «культурные» чиновники от политики. Нет, маргиналами рискуем оказаться мы – весь народ. Сейчас мы очень к этому близки. Преодолеть разрыв могли бы грамотные культурные проекты, но они лишь служат дополнительным индикатором глубины существующего провала. На одной его стороне – дохленькая кляча с бантиками на политическом поле, а на другом – жизнь.

И тут можно сделать главный вывод – конгресс показал, что всё больше и больше реальных подвижников выбирают жизнь и этого не стесняются. Это действительно радует.