Международный конгресс “Культура как ресурс модернизации” превратил Ульяновск в центр культурной жизни. В течение нескольких дней концерты, выставки, презентации, кинопоказы, спектакли сменяли друг друга.
Но было бы ошибочным воспринимать конгресс только как марафон культурных событий. Главной задачей мероприятия стало обсуждение проблем и вопросов с целью формирования новой культурной политики.

Картины в подарок
Художники из России и зарубежья первыми съехались в Ульяновск, после чего отправились творить на родину Аркадия Пластова – в село Прислониха Карсунского района. Приехал туда и внук симбирского живописца Николай Пластов. Вместе с опытными мастерами кисти рисовали юные воспитанники Карсунской детской школы искусств. По окончании пленэра картины выставили в Мемцентре.

Тезисы о современной культуре
Старт официальной части конгресса был дан в понедельник на пленарном заседании в Большом зале Ленинского мемориала. Гостями события стали руководитель Администрации Президента РФ Сергей Нарышкин, министр культуры РФ Александр Авдеев, генеральный директор Генерального директората по вопросам образования, культуры, наследия, молодежи и спорта Совета Европы Габриелла Батайни-Драгони, министр культуры Республики Казахстан Мухтар Абрарулы Кул-Мухаммед, руководитель проекта “Культурные индикаторы развития”, программный специалист Отдела разнообразия форм культурного самовыражения ЮНЕСКО Гиомар Алонсо Кано, член Академии российского телевидения, журналист, автор и ведущий программы “Тем временем” на телеканале “Культура” Александр Архангельский, директор Государственного Эрмитажа, председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, сопредседатель правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества Михаил Швыдкой. Каждый из именитых гостей представил тезисы по теме конгресса.

– Впервые культура рассматривается не как вспомогательный элемент развития общества по сравнению с экономикой, наукой и политикой, а как отправная точка. Культура – это дело не только власти, но и бизнес-структур, некоммерческих организаций, – отметил в своем выступлении Сергей Нарышкин.

Министр культуры РФ Александр Авдеев выразил мысль, что необходимо бороться с засилием развлекательной и гламурной культуры в стране. По его словам, Правительство России осознает важность сохранения традиций и духовности, а потому впервые за последние годы профинансировало российское кино, театры, библиотеки и другие разделы не по остаточному принципу, а в полной мере.

Александр Архангельский дал собственную расшифровку вопроса “Культура как ресурс модернизации”.

– Модернизация страны – выход на такую направляющую, которая бы позволила обществу иметь высокое развитие во всех сферах и не разрушить индивидуальные традиции. В качестве успешных примеров назову Японию, Корею, Тайвань, Сингапур; не- успешного – Турцию, которая в свое время начала ломать свои устои и ценности под европейский уклад. Безусловно, эта страна достигла высоких экономических показателей, но никак не может определиться с принадлежностью к Европе или Востоку. Интересная позиция у русских. “Мы не такие, как на Западе, и прогресса у нас не получится” – распространенное выражение соотечественников. Не могу понять, какие мы “не такие”. Почему тогда русские сотрудники иностранных фирм соответствуют их высочайшим требованиям и уживаются в коллективе? Значит, есть некий институт, позволяющий сформировать подобный менталитет. И эту форму необходимо реализовать в России.

О проблемах за “круглым столом”

Деловая программа конгресса состояла из двадцати “круглых столов”, дискуссий, публичных лекций. Тематика их была различной. Ректоры ведущих вузов России и Беларуси вместе с председателем Комитета по образованию Государственной Думы РФ Григорием Балыхиным обсуждали трудности в подготовке студентов по творческим специальностям. Ректор Академии искусств Минска Михаил Баразна посетовал на Болонский процесс, требования которого абсолютно не подходят для обучения актеров, музыкантов, художников. Ректор Московской консерватории Александр Соколов сказал, что модернизация в культурной сфере не должна уничтожить все хорошее:

– В советское время руководители были не глупыми людьми – со всей страны отбирали одаренных детей, открывали для них специализированные школы. В один момент все разрушили и начали “модернизировать”: половина школ была закрыта, другая – превращена в кружки по интересам, исчезло музыкальное образование в общеобразовательных школах. Я понимаю, что сейчас новое время и определенные технологии, а потому с интересом слежу за процессом компьютеризации, за новинками техники и с удовольствием ввожу их в обучающий процесс консерватории.

Ректор Ульяновского госуниверситета Борис Костишко рассказал о деятельности факультета культуры и искусства, а также остановился на волнующих его проблемах высшего образования – неудовлетворительной подготовке выпускников школ, нежелании средних учебных заведений сотрудничать с вузами, о трудностях реализации реформ Болонского процесса в российских университетах. Ректор Московского Государственного университета культуры и искусства Рамазан Абдулатипов высказал обеспокоенность в связи с падением качества гуманитарного образования в России. Отсутствуют хорошие учебники по политологии и философии, преподаватели вынуждены читать устаревший курс лекций или курс на основе иностранных источников, не отвечающих обстановке в стране.

В дни конгресса рассматривались также механизмы финансирования культуры в России и СНГ, опыт городов, входящих в разные годы в программу “Культурная столица Европы”, методы обучения детей искусству. На “круглом столе” “Культурные столицы Содружества” под председательством Михаила Швыдкого обсудили основные цели одноименной программы 2011 года и задачи на год следующий: механизмы формирования равных возможностей для участников программы, влияние проекта на развитие и продвижение отдельных территорий и городов, порядок взаимодействия с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества. В обсуждении приняли участие министры культуры Республики Беларусь Павел Латушко, Республики Таджикистан Мирзошохрух Асрори, Республики Казахстан Мухтар Кул-Мухаммед, заместитель председателя правительства Ульяновской области Тамара Девяткина.

– Для стран постсоветского пространства на фоне программы “Культурная столица Европы” особенно перспективно выглядит проект “Культурные столицы Содружества”, в рамках которой осуществляется межгосударственное сотрудничество в культурной, экономической и политической сферах, – подчеркнул Михаил Швыдкой.

Секцию “Как учить детей творчеству?” вела эксперт департамента культуры, спорта и молодежной политики администрации Нижнего Новгорода Галина Муромцева. Участники диспута пришли к выводу, что необходимо менять подходы к обучению в детских школах искусств. Сегодня педагоги нацелены на дальнейшее участие своих воспитанников в фестивалях и конкурсах. Но не это является основной задачей искусства.

Директор Карсунской детской школы искусств Владимир Фролов поведал об опыте международного сотрудничества с другими кузницами юных талантов.

“Мы вас помним!”

На конгрессе запросто можно было пообщаться с народными любимцами советских времен – Еленой Драпеко и Симоном Осиашвили. Звезда фильмов “А зори здесь тихие…”, “Вечный зов”, “Одиноким предоставляется общежитие”. оставила творческую профессию и много лет занимается политикой. В качестве заместителя председателя Комитета Государственной Думы по культуре Драпеко приехала в Ульяновск, чтобы проинформировать о законодательных новшествах в подведомственной ей сфере. Группа поклонников окружила актрису в холле Мемцентра: “Мы вас помним и любим”.

– Приятно, когда через столько лет, несмотря на разные политические фармации и жизненные обстоятельства, вы нас не забываете и говорите об этом, – призналась Драпеко в ответ.

Песни композитора и автора текстов Симона Осиашвили до сих пор любимы широкими массами – “Дорогие мои старики”, “Не сыпь мне соль на рану”, “Колодец”, “Зимний сад”, “Ты не ангел”, “Капля в море”, “За милых дам”. Поэт-песенник продолжает заниматься любимым делом. В рамках конгресса активно выступал на “круглых столах”. Говоря об культурных продуктах для детей на одном из диспутов, Осиашвили подчеркнул, что основная задача искусства – учить ребенка быть добрым и хорошим человеком, а современные мультфильмы содержат только “экшн” и очень мало положительных художественных образов.

Гордость России
Ульяновским зрителям конгресс предоставил широкие возможности культурного досуга. Во Дворце культуры “Губернаторский” выступил легендарный русский народный хор имени Пятницкого. Режиссер-постановщик концерта Шамиль Закиров признал, что все мероприятия международного конгресса организованы на высоком уровне:

– Ваш город сохранил самобытность, а ульяновцы трепетно относятся к своему наследию.

Впервые на экране
В БЗЛМ показали “Фауста” Александра Сокурова, взявшего “Золотого льва” на Венецианском кинофестивале. Кинокартина является заключительной частью тетралогии о людях во власти, начатой режиссером в 1999 году. “Фауста” предваряли фильмы “Молох” об Адольфе Гитлере, “Телец” о Владимире Ленине, “Солнце” о японском императоре Хирохито. Мэтр сам пожелал представить свое творение. Показ прошел при полном аншлаге.

– Сценарий “Фауста” был написан на основе одноименного произведения Иоганна Вольфганга Гёте. Это философское размышление, вроде философского эссе о человеке, его месте в истории, мире, об ответственности за собственные деяния. Материал очень серьезный, а потому пришлось всей съемочной группе провести большую исследовательскую работу – изучить литературу и художественные произведения, чтобы зрители поверили в достоверность происходящего на экране, – отметил на премьере Александр Сокуров.

Фильм снят на немецком языке, и для российского показа в цехах “Мосфильма” сделали единственную копию с субтитрами. Прокатная судьба ленты до сих пор не решена. Чтобы “Фауст” появился в кинотеатрах страны, требуется почти 100 миллионов рублей. По словам Сокурова, он посчитает свою задачу выполненной, если после просмотра кто-то возьмет в руки книгу об уникальной истории нравственности и человечества.

Так называется театр из Парижа, который привез в ДК. имени Чкалова спектакль “Не бывает нулевого риска”. Постановку можно смело охарактеризовать как продукт современного искусства с применением музыки, света, видео и планшетов iPad. В проекте принимали участие студенты-актеры УлГУ. Их режиссер Жюдит Деполь отбирала лично полгода назад на кастинге в нашем городе.

“Цель необычной работы – показать злоупотребления во имя общественной безопасности, которые сколь вездесущи, столь и бессильны”, – признается госпожа Деполь. Спектакль представляет собой путешествие по разрушенному залу ремонтируемого ДК, зрители становятся непосредственными участниками действа.

Команда дружбы
КВН также попал в программу конгресса. В остроумии, танцах и вокальном искусстве с ульяновскими студентами на сцене померились участники международной команды Российского университета дружбы народов.

– Нам понравились дни, проведенные в вашем городе, – сказали будущие физики-математики Нессемон, Дали Тьерри и Кочи Элизе. – Мы родом из Африки и показывали русским студентам свою национальную культуру. Приятно было встретить здесь своих соотечественников.

Международный конгресс может стать нашей традицией. Участники выразили желание через год встретиться вновь. И именно на ульяновской земле.

Татьяна КРАВЦОВА