Благодаря конгрессу «Культура как ресурс модернизации» ульяновские любители интеллектуального кино смогли посмотреть российскую премьеру фильма Александра Сокуроеа «Фауст», совсем недавно получившего «Золотого льва» – главный приз Венецианского кинофестиваля.
Это последняя часть тетралогии режиссера, где он размышляет о природе власти через кинопортреты Гитлера («Молох»), Ленина («Телец»), японского императора Хирохито («Солнце»).
27 сентября в БЗЛ М мэтр, получивший за свое творчество мировое признание, не без волнения в небольшом предисловии представил до отказа набитому залу свою двухчасовую философскую притчу по мотивам одноименной трагедии немецкого классика И.В. Гете. Он особо подчеркнул, что этим фильмом хотел обратить внимание зрителей на литературу, потому что ничего важнее ее в культуре нет. Если у кого-то после просмотра появится желание взять в руки книгу Гете, режиссер может считать свою миссию выполненной.
Сокуров предупредил, что фильм идет на немецком языке с субтитрами, чтобы зрители более объемно прочувствовали персонажей через их речь характер, настроения и эмоции.
Насколько сложно было устроить премьеру у нас, стало понятно уже в самом начале демонстрации. Из-за сбоя в работе аппаратуры был скомкан пролог к фильму с придуманной беседой Гитлера и автора «Фауста». Удивительно, но в Ульяновске не нашлось современного кинооборудования, и его пришлось привозить из Москвы и устанавливать в БЗЛМ.
Картина Александра Сокурова по сценарию Юрия Арабова произвела ошеломляющее впечатление как на тех, кто его принял, так и на тех, кто – нет. У многих было что-то вроде культурного шока. Пока шли завершающие фильм титры, около половины зрителей покинули зал, остальные стоя аплодировали мастеру.
Пожалуй, давно никто, кроме Сокурова, из современных мастеров кино столь остро, откровенно и талантливо не разговаривал с нами о самых важных вопросах бытия и небытия. Его фильм, словно кровоточащий от несправедливостей, страданий, смерти, горя, душевных изломов, вопрошает: ради чего, зачем живем? Золото, слава, плотские удовольствия? Но все это быстро и легко благодаря случаю ли, закономерности ли заканчивается похоронной процессией…
Если говорить о главной для Сокурова теме власти, то в данной части тетралогии речь идет о власти человека над самим собой: поддастся ли он дьявольским соблазнам и продаст свою бессмертную душу за зыбкую иллюзию или сделает иной выбор?
Будто по кругам ада, только земного, странствуют, то со стороны наблюдая людские пороки и страсти, то участвуя в событиях, ими спровоцированных, профессор Фауст, томимый разочарованиями и раздираемый противоречиями, и мерзкий кривляющийся старик Мефистофель, которого режиссер, конечно же, не случайно превратил в ростовщика. Реалии нашей жизни таковы, что именно деньги, погоня за все большим их количеством все губительнее сказывается на человечестве.
Фильм вполне можно назвать киноживописью. Эпоха позднего средневековья, ее быт, костюмы, типажи воссозданы скрупулезно. Композиция сцен, пейзажей, их цветовое решение напоминают картины старых немецких и голландских художников. Потрясает игра актеров. Филигранны работы Йоханеса Цайлера (Фауст с его метаниями и поисками смысла, бунтом, в конце концов, против дьявола) и Антона Адасинского (инфернальность ростовщика создается мастерскими пластическими приемами).
Несомненно, Сокуров апеллирует к нашему настоящему. Слишком обыденным делом стали сейчас сделки с продажей души…