Виктория Чернышева
Самолеты Ту-204СМ, серийное производство которых планируется запустить в Ульяновске, заинтересовали сирийских заказчиков. Как сообщается на сайте ОАО “Туполев”, разработчики и производители воздушного судна подписали меморандум о намерении с авиакомпанией “Syrianair”. Планируемый контракт предусматривает первоначальную поставку в Сирию трех Ту-204СМ, начиная с 2013 года. На следующем этапе сотрудничества, для организации послепродажной поддержки, “Туполев” намерен создать на базе авиакомпании центр технического обслуживания самолетов.

“Syrianair” – государственная авиакомпания, выполняющая перевозки в более чем 50 городов мира.

Судьба Ту-204СМ, который является самой последней модификацией самолетов семейства “туполев”, по сей день под вопросом. Изначально воздушные суда должна была приобрести иранская компания “Iran Air Tour”. Но из-за того, что разработчиком двигателя ПС-90А2 является американская Pratt & Whitney, контракт оказался невозможным.

Желание приобрести партию этих воздушных судов высказала авиакомпания “Атлант-Союз”. Однако позже от своих намерений потенциальные заказчики отказались. Камнем преткновения стала высокая, по мнению авиакомпании, цена на новые лайнеры. Ульяновский авиазавод “Авиастар-СП”, совместно с разработчиками, занялся вопросом снижения себестоимости самолета.

Затем появилась информация о том, что если цена на самолеты будет действительно приемлемой (минус 300 миллионов от их первоначальной стоимости), то заказ может сделать авиакомпания Red Wings. На одной из пресс-конференций руководства авиазавода было заявлено, что в рамках контакта, через ИФК, ульяновцы смогут поставить 44 самолета. Однако и эти планы сорвались.

При министерстве промышленности и торговли РФ была создана рабочая группа по выработке мер государственной поддержки проекта по производству Ту-204 СМ. Но по сей день никаких конкретных решений сделано не было.

На последнем МАКСе, который прошел в Жуковском, ульяновцы презентовали первые две машины Ту-204СМ. Однако домой заводчане снова вернулись без заказов.

– Контрактов не случилось, но проект не закрывается, – заявил, подводя итоги визита на МАКС, заместитель председателя правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров. – Заделы есть, “Авиастар” работает. По заверению руководства ОАК, будут прилагаться все усилия к тому, чтобы продажа состоялась.

Сегодня ульяновский авиазавод полностью собрал два самолета Ту-204СМ. Сейчас они проходят сертификационные испытания. Серийное производство воздушных судов, при наличии твердого контракта, может начаться с 2012 года.

Ту-204СМ сейчас проходит сертификационные испытания по оценке шума на местности, по методике Европейского агентства по авиационной безопасности. . Эта программа была одобрена Авиационным регистром межгосударственного авиационного комитета. Как уточнили в компании “Туполев”, “испытания – не простые, жесткие и далеко не рядовые. Акустические параметры замеряются в различных по высоте слоях атмосферы, с учетом влажности и температуры воздуха. Также, в рамках программы сертификационных испытаний, проведены испытания гидросистем самолета на давление 315 атмосфер, превышающее рабочее в полтора раза”.

Справка “РГ”

Ту-204СМ – это “переходная” модель к самолету нового поколения МС-21. В 2016 году он должен прийти на смену, в том числе, семейству Ту-204. На ульяновском авиазаводе на этот проект делают ставку по важной причине – руководство “Авиастара” хочет сохранить компетенции в строительстве гражданских самолетов. В противном случае, завод полностью будет специализироваться на выпуске транспортных лайнеров.

Новый самолет оснащен двигателями ПС-90А2, которые соответствуют мировым стандартам. Он может находиться в воздухе без дозаправки около девяти часов. Дальность полета Ту-204СМ – около четырех тысяч километров. В двухклассной компоновке в самолете установлено 174 пассажирских кресла. Самолет оснащен новым навигационным, радиосвязным, приборным оборудованием, которое позволит управлять им экипажу из двух человек.