История успеха Руслана Фазлыева, основателя электронной торговой платформы Ecwid.com.

ЛИХАЧЕВА: Наш сегодняшний гость сделал свой проект, проект мирового уровня, в городе Ульяновске. Когда его спросили, почему в Ульяновске, он ответил примерно следующее: «Понимаете, у меня была девушка, она жила в Ульяновске, у нее был богатый папа, она уезжать никуда не собиралась, поэтому задача у меня стояла следующим образом: нужно стать богатым в одном из – ну, наверное, все-таки бедных – регионов нашей страны, в Ульяновске». Он это сделал. Здравствуйте, Руслан.

ФАЗЛЫЕВ: Здравствуйте, Лена.

ЛИХАЧЕВА: Давайте сначала послушаем рубрику «Статус», потом начнем.

Статус: Руслан Фазлыев – основатель электронной торговой платформы «Ecwid.com».
Как это делалось: Учился в Ульяновском государственном техническом университете. Ушел с третьего курса для того, чтобы заняться развитием собственных проектов. В 2000-м создал платформу электронной коммерции X-Cart.com, позже вместе с тремя партнерами основал первую негосударственную телефонную компанию в Ульяновске. В 2009-м запустил конструктор Интернет-магазинов «Ecwid.com». В 2010-м Руслан Фазлыев стал победителем конкурса стартапов «Бизнес-проект», организованного «Google» и «Forbes». Женат, воспитывает сына. Увлекается яхтенным спортом, имеет международный сертификат дайвера открытой воды.

ЛИХАЧЕВА: Руслан, вы, естественно, женаты на той самой девушке, с которой, собственно говоря, все и начиналось?

ФАЗЛЫЕВ: Да.

ЛИХАЧЕВА: Скажите честно: это не пиарщики вам такую историю придумали, это на самом деле так?

ФАЗЛЫЕВ: Это случайно вырвалось, я не виноват, это правда.

ЛИХАЧЕВА: Понятно, бойтесь первого порыва, он самый благородный. Хорошо. Итак, все началось с девушки, которую пришлось завоевать, но, я так понимаю, «Ecwid.com» был совсем не первый проект, и не с помощью этого проекта вы завоевали свою будущую жену, да? Было что-то до того, как.

ФАЗЛЫЕВ:
Нет, жена и деньги – это совершенно несвязанные вещи. То есть деньги мне просто нужны были, чтобы в городе оставаться, а она меня, в общем-то, и без денег замечательно любила бы.

ЛИХАЧЕВА: Она бы и так вышла за вас, даже если бы вы не заработали.

ФАЗЛЫЕВ: Да, совершенно верно.

ЛИХАЧЕВА: И папа бы пустил?

ФАЗЛЫЕВ: Папа у нее замечательный – думаю, пустил бы. Но просто это я бы сам не пустил себя, потому что у меня такие – не знаю, может несколько старомодные – комплексы: то, что мужик должен, там, и так далее и так далее…

ЛИХАЧЕВА:
Вот поподробнее про старомодные комплексы: что мужик должен?

ФАЗЛЫЕВ: Мужик должен обеспечивать семью, должен быть самым заглавным, и, короче, ходить и бренчать и все такое.

ЛИХАЧЕВА:
И всех строить, да? Хорошо, давайте продолжим этот список – очень интересно. Итак, мужик должен: быть заглавным, обеспечивать семью, всех строить, там – ну, условно говоря, в кавычках. Что еще?

ФАЗЛЫЕВ: Любить.

ЛИХАЧЕВА:
Так, мужик должен любить. Что еще должен мужик? Я прямо записываю.

ФАЗЛЫЕВ: Вырастить сына, построить дом, посадить дерево.

ЛИХАЧЕВА:
С этим у вас, по-моему, особых проблем нет – если только дерево, может, еще не посадили?

ФАЗЛЫЕВ: Посадил, много посадил.

ЛИХАЧЕВА: Посадили уже. Так, что еще мужик должен?

ФАЗЛЫЕВ: Ой, мне кажется, надо вот это сделать и…

ЛИХАЧЕВА: И уже неплохо.

ФАЗЛЫЕВ: Да. Потому что основное для меня, кроме этого – это бизнес, как история жизни, то есть я этим живу.

ЛИХАЧЕВА: Когда вы начали жить жизнью-бизнесом? Я имею в виду, когда вы стартовали свой самый первый бизнес-проект?

ФАЗЛЫЕВ:
Первый успешный – это, наверное, X-Cart. Но, я так думаю, что любой человек может очень далеко назад отмотать, чтобы привести огромный список неуспешных. Таких у меня было множество.

ЛИХАЧЕВА:
Сколько?

ФАЗЛЫЕВ: Наверное, десяток, не меньше. Просто я начинал лет, наверное, в тринадцать, я, когда совсем мальчишкой был, я делал примерно то же, что делает весь мир в софтверной индустрии – или, по крайней мере, большое количество программистов в России – когда я видел какую-то программу, я понимал, что я могу написать такую же. Я ее писал, приносил людям и говорил: «Вот, я написал, смотрите, такая же. Клево?» А они говорят: «Ну и что?» То есть говорят, конечно: «Молодец, хороший мальчик», типа хорошо написал, но я всегда хотел, чтобы мои программы использовались, использовались большим количеством людей. И никто их никогда не использовал. Почему? Потому что если я пишу свой Norton Commander – я уверен, есть куча других программ, в которых написали свой Norton Commander – то вопрос: зачем использовать твой Norton Commander, когда есть просто Norton Commander? То есть никакого смысла в этом нет.

ЛИХАЧЕВА: Как нет никакого смысла? Ну, вы же помните – ну, пример такой сходный: мастера эпохи Возрождения. Они ведь для того, чтобы начать писать какое-то свое полотно, они сначала копировали работы мастеров. Вы сделали примерно то же самое, набили руку.

ФАЗЛЫЕВ: Точно, да.

ЛИХАЧЕВА: Совершенно нормально. Как нет никакого смысла? В этом огромный смысл.

ФАЗЛЫЕВ: Обучающий.

ЛИХАЧЕВА: Да.

ФАЗЛЫЕВ: Обучающий, но не бизнес смысл. И через какое-то время я понял, что нет смысла делать проекты, которые уже кем-то сделаны – нужно сделать что-то такое, чего не существует, но что востребовано людьми, и тогда для них будет очевидная причина использовать твой продукт. И с тех пор я концентрировался на том, чтобы делать что-то принципиально новое, чего на рынке нет.

ЛИХАЧЕВА: Вот сколько вы сделали оригинальных – не копирующих, а оригинальных – ваших собственных проектов, которые не получились до того, как у вас стало получаться?

ФАЗЛЫЕВ: Вообще, без счета. То есть это зависит от размера, вплоть до того, что, там, в 90-е годы мы с пацанами покупали аудиокассеты, как бизнес-проект какой-то, записывали на эти аудиокассеты игрушки для – был такой персональный компьютер «Поиск», который был российский клон IBM PC – записывали эти игрушки, пытались нести их в какие-то «комки», пытались заставить девочек принять эти кассеты на реализацию, они принимали. Сильно позже, много-много лет спустя я узнал, что это, оказывается, называется «компьютерное пиратство». Но тогда мы были детьми. То есть это совершенно никак не работало, потому что так оказалось, что этот компьютер был у меня, у моего друга и ни у кого больше. Именно поэтому в ларьках коммерческих не продавались эти кассеты. Тогда я узнал, что такое рынок, спрос и так далее.

ЛИХАЧЕВА: То есть еще до того, как вам исполнилось 18, то есть еще до совершеннолетия, да?

ФАЗЛЫЕВ:
12-13 лет, совсем детишками.

ЛИХАЧЕВА: Знаете, я не случайно спрашиваю, потому что очень часто слышишь и от зрелых уже людей, и от людей молодых: «Вот, я такой хороший, я раз попробовал, два, три. Ну, раз раз-два-три не получилось – ну все, я тогда лапки сложу и посижу. Наверное, я просто для этого не приспособлен». Да, наверное, ты не приспособлен, если ты не можешь сделать это десять раз, потому что, может быть, на одиннадцатый у тебя-то как раз получилось бы. То есть, ваши неудачные стартапы исчисляются десятками, правильно я понимаю?

ФАЗЛЫЕВ: В принципе, да. По-моему, Черчилль сказал: «Успех – это умение идти от одной неудачи к другой, не теряя духа».

ЛИХАЧЕВА: Задора, оптимизма. Ладно, если бы вы добавляли что-нибудь к цитате Черчилля, вы бы что добавили?

ФАЗЛЫЕВ:
Мне кажется, он все сказал.

ЛИХАЧЕВА: Это основное, да?

ФАЗЛЫЕВ: Да.

ЛИХАЧЕВА:
То есть просто не теряйте своего собственного драйва, когда у тебя в очередной раз, опять ничего не получается.

ФАЗЛЫЕВ: Ну, да. Но если, конечно, какие-то большие компоненты успеха – то есть как рецепт, – то есть быть искренним. Почему быть искренним? Потому что, вот я сталкивался в жизни много раз с людьми, которые пытаются как-то кому-то понравиться, которые пытаются сделать то, что, как им кажется, другие люди хотят, чтобы они сделали, но дело в том, что люди не всегда хорошо интерпретируют намерения и ожидания от них других людей. И если человек делает то, что – как он считает – от него хотят, он делает, на самом деле, не то, что он хотел сам и не то, что хотели от него другие люди, а вообще, ерунду полную. А если делать то, во что ты искренне веришь, то есть какая-то вероятность того, что в это искренне верит еще какое-то значительное количество людей, для кого-то может оказаться важным.

ЛИХАЧЕВА:
То есть не факт, что все поверят, не факт, что ваши горящие глаза заразят всех вокруг, но есть шанс, и он достаточно велик. Хорошо, давайте все-таки к первому проекту, который реализовался в полной мере – вот когда у вас получилось в первый раз, что это было?

ФАЗЛЫЕВ: Мы, по сути, начали что-то типа аутсорсинговой компании.

ЛИХАЧЕВА: «Мы» – это кто, давайте сразу поясним.

ФАЗЛЫЕВ: Мы – это я и мои первые бизнес-партнеры. То есть человек, который всегда со мной – это Юра Зайцев, огромное ему спасибо.

ЛИХАЧЕВА: Вы тогда были студентом Технического Ульяновского университета на тот момент, да?

ФАЗЛЫЕВ: Да. Были еще ребята, но они чуть позже не поверили, отвалились. И я помню, как примерно 33% нашей компании было за 500 долларов, по-моему, продано когда-то, очень давно. То есть, в принципе, я не могу сказать, что было время основания компании, потому что мы с этими ребятами со школы и какие-то проекты мы делали просто сами по себе – может, даже помимо денег. И для меня юридические лица и бизнес-история – это разные вещи. Поэтому просто что-то делали вместе. И для меня это команда, прежде всего, эти люди. И нашим первым проектом была аутсорсинговая компания. Но так получилось, что с нас все требовали Интернет-магазины. Мы сделали первый Интернет-магазин – в качестве демонстрации того, что мы, в принципе, можем их делать. Ну и потом мы начали их делать больше, больше и больше, и в какое-то время поняли, что зачем их делать с нуля, когда у нас есть платформа? Мы взяли эту платформу, начали продавать как программный продукт, и так оказалось, что были первыми на этом рынке, мы первыми продавали решения электронной коммерции на Php.

ЛИХАЧЕВА: X-Cart вы имеете в виду, да?

ФАЗЛЫЕВ: Да, X-Cart.

ЛИХАЧЕВА: Давайте сейчас прервемся буквально на небольшую очень рекламную паузу. Мы в прямом эфире, нас можно не только слушать, но и смотреть на нашем сайте, finam.fm. Я еще раз представлю нашего сегодняшнего гостя: Руслан Фазлыев у нас сегодня в программе – основатель электронной торговой платформы «Ecwid.com». Это не единственная платформа, которую он реализовал, чтоб вы знали, не так давно он стал победителем конкурса стартапов «Бизнес-проект», организованный совместно с «Google» и «Forbes». Вы по-прежнему в «Facebook» в приложении по электронной коммерции номер два или вы как-то вниз ползете?

ФАЗЛЫЕВ: Да, мы номер два. Мы скорее вверх идем, чем вниз.

ЛИХАЧЕВА: Мы поговорим об этом сегодня. Не сомневаюсь, что вы пойдете дальше только вверх. В скольких странах вы продаете ваш продукт, вот последний, «Ecwid.com»?

ФАЗЛЫЕВ: У нас пользователи есть более чем в сотнях стран – порядка 130, по-моему.

ЛИХАЧЕВА: На сколько языков все это дело?..

ФАЗЛЫЕВ: В последний раз, когда я проверял, было 30, но мне кажется, что, скорее всего, уже больше, потому что у меня, благо дело, замечательная команда. Есть такой, например, Женя Казначеев, который всем этим управляет, в том числе переводами, и когда контрибуторы дают перевод, просто добавляется…

ЛИХАЧЕВА: Руслан Фазлыев у нас сегодня в программе: человек, который сделал в Ульяновске, представьте – не самый, прямо скажем, богатый, не самый перспективный, не самый – надеюсь, никто не обидится из Ульяновска – действительно, перспективный город и вообще регион нашей родины. Но, может, благодаря таким гражданам все изменится в ближайшее время. Ну, так вот, стартап из Ульяновска, который теперь занимает лидирующую позицию в мире. Руслан – основатель электронной торговой платформы «Ecwid.com», это такой конструктор Интернет-магазинов. Ну, в связи с последним трендом электронной коммерции в России, да и вообще, в принципе, в мире, очень такая интересная тема. Мы сегодня обсудим, может быть, какие-то нюансы и последние тренды, вы можете задавать любые вопросы, 5533 – номер для ваших SMS-вопросов, можно и на сайте это сделать, finam.fm. Ну, сейчас давайте мы вернемся к вашему первому реализовавшемуся проекту – X-Cart. Это все-таки был точно такой же конструктор магазинов, или что это такое было? Все-таки это было что-то другое.

ФАЗЛЫЕВ: Это тоже конструктор Интернет-магазинов, как и «Ecwid». Но он тогда был пиком тех технологий, а с тех пор технологии изменились. И если тогда он был единственным – он был X-Cart и все, других не было, – то сейчас у него конкурентов сотни, потому что каждый думает: «О, я тоже могу такое написать». Пишут. Рынок очень сильно фрагментирован. И наш новый продукт просто все это делает на новом уровне легкости, то есть совсем по-другому.

ЛИХАЧЕВА: Вы как его стали продавать? То есть понятно, вот вы его сделали – и дальше, куда вы с ним, X-Cart?

ФАЗЛЫЕВ: X-Cart – ну, мы целиком и полностью работали на западный рынок изначально, то есть основная суть нашей деятельности была продажа просто лицензии на софт. Это очень-очень быстро работало, компания быстро росла.

ЛИХАЧЕВА: Ну, подождите, что значит «быстро росла»? Вы мне расскажите: вот вы сделали этот продукт – дальше, пошагово, как вы стали с ним работать?

ФАЗЛЫЕВ: Нам очень сильно помогло вообще, то есть момент, когда мы поняли, что у нас получится продавать. Одно дело, когда работали с тремя-четырьмя клиентами на каких-то фриланс-сайтах, есть множество фрилансеров, которые это каждодневно делают. На этом какой-то выход на массовый рынок не сделаешь. И вопрос в том, как очень быстро принести продукт массовой аудитории. Мы это сделали посредством «Google AdWords», то есть момент, когда «Google AdWords» появился, был практически моментом создания тоже нашего бизнеса. Потому что я увидел: так, я могу за 5 центов известить человека о том, что такое решение существует, напрямую, в любой стране мира. Это же здорово, это обалденно просто. Я попробовал, и первые 5 центов принесли первого клиента. Я сразу посчитал, сколько клиентов можно получить на доллар. Это же обалденно. То есть первые 5 центов потратились, и я потом в выходные не мог просто спокойно сидеть на одном месте, ждал, когда вернусь из деревни, приеду в город, и сейчас как раз запущу. Приехал, расстроился, потому что следующие где-то центов 20 не дали ни одного клиента. Но потом пошло примерно на 25 центов клиент, то есть эффективность этой рекламы тогда была просто потрясающая, сногсшибательная, на эти рекламки кликали чаще, чем на простую выдачу поисковых результатов. Сейчас, конечно, к сожалению, «AdWords» уже используется, опять же, большим количеством людей, и поэтому на нашем рынке он, может быть, чуть менее эффективен, но, тем не менее, на других рынках он все еще очень эффективен, он обалденно эффективен в России. И, кроме того, что очень важно, это отличный инструмент для того, чтобы замерить, например, потенциальный спрос для какого-то стартапа, который вы запускаете. То есть, например, вместо того, чтобы один год что-то писать, строить, а потом выйти на рынок и понять, что это никому не нужно, можно сделать какой-то базовый концепт, пускай пустую страничку, которая просто, предположим, что-то обещает, но даже хорошо, предположим, это не делает. Запустить рекламу на «AdWords», посмотреть, какие будут реакции у людей, будут ли они на это подписываться, будут ли они регистрироваться, и в результате заранее замерят этот спрос. То есть это можно сделать с бюджета, там, 500 рублей.

ЛИХАЧЕВА: А не может так получиться, что да, будет большой интерес, и все будут подписываться, но когда придет пора все это монетизировать, вот тут и начнутся проблемы?

ФАЗЛЫЕВ: Может.

ЛИХАЧЕВА: Так не произошло, случайно, с одним из ваших проектов? Может быть, с «Ecwid» даже, в какой-то момент времени.

ФАЗЛЫЕВ: С «Ecwid» да. То есть когда мы изначально только-только запустились, не могу сказать, что он как-то очень быстро пошел вверх. Потому что «Ecwid» что обещает? Он обещает, что это магазин внутри вашего существующего сайта, за пять минут.

ЛИХАЧЕВА: Вы, кстати, поясните, пожалуйста, для наших слушателей – я думаю, что наши слушатели, в принципе, все практически очень такие люди, с мозгами, с деньгами, реализовавшиеся, с образованием и так далее, но, тем не менее, может быть, не совсем понимают, о чем мы сейчас с вами разговариваем. Конструктор электронного магазина – что это? В двух словах, если можно.

ФАЗЛЫЕВ: Это онлайн-витрина, которая выставляет продукты где-то на вашем веб-сайте, она же высчитывает налоги, она интегрируется с логистическими компаниями, чтоб считать стоимости доставки, она принимает заказ, принимает все данные пользователя, все считает, отправляет заказ вам, автоматически можно снимать деньги с кредитных карт, клиентов посредством использования сторонних сервисов. То есть все это вместе – это конструктор Интернет-магазина. Когда-то X-Cart был одним из немногих таких конструкторов. Сегодня таких конструкторов сотни. Я очень часто слышу, типа: «Подумаешь, выиграл конкурс, конструктор Интернет-магазина сделал – таких же сотни». Я: «Да, ребята, вообще-то первый был мой». И к тому же есть «Ecwid», то есть, есть причина, чем он особенный. Все конструкторы говорят так: «У вас есть сайт – хорошо. Выкидывайте его, вот наш конструктор Интернет-магазинов, и стройте ваш новый сайт на нашей платформе». А ведь люди деньги вложили. То есть, предположим, если бы вы на «Финам FM» решили бы продавать фирменные наушники с надписью «Финам FM». Вам бы, наверное, совсем неинтересно было бы выбрасывать ваш веб-сайт, потому что вы его очень долго строили.

ЛИХАЧЕВА: Разумеется, да. Ну, хорошо, давайте, допустим, на моем примере. Вот я каждый день разговариваю с реализовавшимися уже бизнесменами, они часто говорят мне какую-то информацию про ниши, которые существуют. Иногда даже не говорят это в эфире, а говорят за эфиром. И я, например, делаю у себя даже в блоге, например, специальную страничку, где я продаю информацию про эти ниши, условно. И я делаю такой Интернет-магазин, например. Мне что нужно? Мне же нужно завязаться, какой-то аккаунт сделать в платежной системе и потом просто вот этот ваш «Ecwid» у себя в блоге просто интегрировать. Это возможно?

ФАЗЛЫЕВ: Да, то есть важно то, что внутри вашего текущего блога…

ЛИХАЧЕВА: На сайте, в блоге.

ФАЗЛЫЕВ: Блога, сайта, то, что у вас есть, вы просто взяли такой маленький код, который бесплатно доступен у нас на сайте, вставили и в следующую минуту у вас магазин есть. Вам остается только его настроить.

ЛИХАЧЕВА: А это вот обычный пользователь… Я обычный пользователь, даже, может быть, не сильно-то продвинутый, так, может быть, слегка продвинутый. Я могу это сама сделать? Или мне кого-то нанимать для этого?

ФАЗЛЫЕВ: У нас парнишка восьмилетний магазин комиксов завел сам полностью. Ему отец, насколько я знаю, помог с одним вопросом, он помог ему присоединиться к платежной системе. Потому что его, конечно, никто бы не пустил в платежную систему.

ЛИХАЧЕВА: Ну, да.

ФАЗЛЫЕВ: Но в целом, если человек совершеннолетний, то он легко разберется.

ЛИХАЧЕВА: Итак, значит, этот конструктор магазина представляет из себя очень простую такую штуку, которую я могу интегрировать уже на готовый сайт, блог или что там у меня есть, завязав с платежной системой и, в принципе, начать торговать, то есть заниматься электронной коммерцией Правильно я понимаю?

ФАЗЛЫЕВ: Да, совершенно верно. В социальных сетях тоже можно вставить, например, «Facebook», «В Контакте», «Одноклассники».

ЛИХАЧЕВА: Теперь давайте к важному моменту, который мы с вами, может быть, сейчас пока еще не затрагивали, так чуть-чуть слегка. По поводу монетизации. Это все, конечно, прекрасно. Но зарабатываются ли с помощью такого конструктора деньги для вас или как?

ФАЗЛЫЕВ: Мы очень долгое время не зарабатывали, нас даже считали странными. «А в чем подвох?» или «А у вас бизнес неправильный, не может зарабатывать». На сегодня мы операционно рентабельны, мы покрываем все свои расходы с «Ecwid», больших денег пока не зарабатываем, но это пока. В чем момент? То есть у «Ecwid» бизнес-модель фримиум.

ЛИХАЧЕВА: Расшифруйте, пожалуйста.

ФАЗЛЫЕВ: Его база, она полностью бесплатна, и мы берем деньги только с пользователей продвинутых версий. Почему мы так делаем? Логика проста. Если для человека вопрос в том, что он, в принципе, не может заплатить, как, например, пользователь, предположим, домашний пользователь «Adobe Photoshop», он не готов отдать полторы тысячи долларов за обработку двух фотографий, которые он в год обрабатывает. Но ведь на самом деле, хорошо, предположим, опять компании «Adobe» ничего бы не стоило отдать ему лицензию. Но «Adobe» нужно как-то зарабатывать денег. И поэтому очень важно, что, если кто-то зарабатывает серьезные деньги при помощи продуктов, это компания, я думаю, хотела бы получить вот эти средства. Поэтому, я считаю, что даже фундаментальная проблема пиратства в том, что компании-производители инструментов, облегчающих работу бизнесов, должны иметь какие-то деньги с того, насколько они помогли этим бизнесам. И проблемы пиратства бывают, когда в бизнесе пиратство, вот это плохо на самом деле. Фримиум-модель очень просто решает эти проблемы. Мы раздаем бесплатно всем тем, кто не готов платить, а те, кто готов платить за то, чтобы иметь более широкую функциональность, те, которые реально делают деньги, вот мы для них предоставляем платный тариф, они могут подписаться на платный тариф, перейти.

ЛИХАЧЕВА: То есть, если вы хотите просто булочку, то, пожалуйста, вот вам бесплатная булочка. Но если вы хотите булочку с маслом да еще, не дай Бог, с икрой, то будьте добры выложить какую-то денежку, потому что нам тоже на свою булочку с икрой зарабатывать нужно. Примерно как-то так.

ФАЗЛЫЕВ: Совершенно верно.

ЛИХАЧЕВА: Я перевожу уж на совсем такой простой язык. Хорошо, давайте на три минуты прервемся. Так, вопросы поступают, вы можете действительно воспользоваться этим случаем и поспрашивать нашего сегодняшнего гостя. Вы у нас, я так понимаю, проездом сегодня из Ульяновска в Сингапур на переговоры по поводу инвестиций. Мы об этом, наверное, тоже сегодня будем говорить.

ФАЗЛЫЕВ: Там не совсем инвестиции, про инвестиции поговорить можно. Там такой саммит, где мы с кучей партнеров потенциальных можем встретиться.

ЛИХАЧЕВА: Так, ясно. Действительно, стартап мирового уровня, этот стартап стал победителем конкурса стартапов «Бизнес-проект», организованный совместно «Google» и «Forbes» в 2010 году, по всему миру продается или бесплатно раздается, будем надеяться, что со временем все больше будет продаваться все-таки ваш последний проект, это конструктор Интернет-магазинов «Ecwid.com». Руслан Фазлыев у нас сегодня в программе.

ЛИХАЧЕВА: 9.34 в столице. Сегодня у нас в гостях Руслан Фазлыев, из Ульяновска в Сингапур проездом буквально на несколько часов. Он основатель электронной торговой платформы «Ecwid.com», это такой конструктор Интернет-магазинов. Вообще, в принципе, стартапов у него было достаточное количество, то есть не один десяток, с 12 лет он что-то делает, что-то получается, что-то не получается. Сначала не получалось, не получалось, не получалось, потом в нулевых вдруг стало получаться, сначала X-Cart, один из конструкторов на тот момент, да, в принципе, достаточно такая модная, интересная, самая первая штука в этой области, конструктор Интернет-магазинов я имею в виду. Сейчас это более такая усовершенствованная вещь, которую вы в основном пока не продаете, пока все-таки забесплатно можно скачать. Действительно, до какого-то момента, я думаю, что многие недоумевали, вообще, в чем действительно пойнты, «где деньги, Зина?», что это.

ФАЗЛЫЕВ: Основная масса бесплатно, но они не скачивают, то есть это все находится с нашей платформой и выдается в виде сервиса конечным пользователям.

ЛИХАЧЕВА: А вы сказали, что сейчас пока «Ecwid.com» не сильно много денег зарабатывает. Тогда на какие же деньги живет сейчас ваша компания? В ней сейчас сколько человек?

ФАЗЛЫЕВ: 120 во всей группе компаний.

ЛИХАЧЕВА: То есть 120 человек, они ведь на что-то живут.

ФАЗЛЫЕВ: Доля от продажи лицензий, в частности лицензии X-Cart, нашего такого…

ЛИХАЧЕВА: Предыдущего такого паровоза.

ФАЗЛЫЕВ: Предыдущего и текущего на самом деле паровоза, да, наш Windows. И сервисы, то есть техническая поддержка, разработка на заказ для этой платформы, то есть официальное обслуживание этих Интернет-магазинов, потому что многие пользователи понимают то, что гораздо лучше дать, чтобы с платформой работали дальше именно те, кто изначально ее создавал, это надежнее, и они, по крайней мере, в будущем никуда не сбегут.

ЛИХАЧЕВА: А вот скажите, я, допустим, действительно понимаю, что лучше мне отдать на откуп специалистам, и самой уже заниматься какими-то другими текущими делами, а вот эту платформу пусть поддерживает тот, кто ее создал, да, действительно. И во сколько это может обходиться, если средней руки такой магазин, Интернет-магазин по продаже, ну, обуви, например? Вот московский магазин. Сколько это стоит в месяц?

ФАЗЛЫЕВ: Ну, я могу сказать на примере «Ecwid» то, что действительно может быть бесплатной, у нас люди просто реально ничего не платят. Если же пользоваться платными тарифами, то это что-то типа 17 долларов в месяц начинается, и оно примерно так и работает. То есть если, в принципе, говорить об эффективности за деньги, то это «Ecwid» и, пожалуй, ничего более эффективного нет. А если задача потратить больше, то верхней планки нет, можно сколько угодно тратить, можно сотни тысяч долларов тратить. Но X-Cart обычно не такой, то есть бюджеты у него там сильно меньше. Нормальный бюджет – это, например, лицензия, предположим, 5 тысяч рублей может быть, потом – вместе со всеми сервисами 30 тысяч рублей. Ну, это примерно такие деньги, которые по большому счету для бизнеса совершенно не значительны. Но в сравнении с тем, во что может обходиться «Ecwid»-магазин, это много. А дальше все просто улетает, то есть это запросто могут быть миллионы рублей на обслуживание Интернет-магазина, зависит от того, насколько все вручную делается. Наша задача с «Ecwid» в частности – убрать всю эту ручную работу, чтобы не бегали мужики с рубанками, ничего не строгали. Потому что, опять же, стружка везде валяется, это мешает магазину работать. Наша задача с «Ecwid» – сделать так, чтобы работа одного программиста, который написал какой-то код, умножалась на сотни тысяч клиентов. Он сделал один раз, это попало всем магазинам, это улучшило все магазины, и поэтому эти 100 тысяч владельцев магазинов могут поделить зарплату этого одного человека на 100 тысяч, в результате получить сервис настолько дешево, что практически бесплатно. В этом наша миссия.

ЛИХАЧЕВА: А вот вопрос хороший задает Оксана: «Скорее всего, бесплатность вашего сервиса до поры до времени. Когда вы планируете ввести оплату даже за элементарный сервис?»

ФАЗЛЫЕВ: Мы сохраним бесплатные аккаунты всегда.

ЛИХАЧЕВА: Я прямо сейчас записываю: «Мы сохраним бесплатные аккаунты всегда».

ФАЗЛЫЕВ: Да, мы сохраним бесплатные аккаунты всегда.

ЛИХАЧЕВА: Да, когда вы, если вдруг, сделаете платными, мы вам напомним эту фразу.

ФАЗЛЫЕВ: Да, напомните. У нас могут быть изменения определенные. Эти изменения, предположим, связаны с чем? У нас на сегодня только один тип платных аккаунтов, у нас может быть несколько типов платных аккаунтов с разными тарифами и у нас могут быть какие-то ограничения по потребляемым ресурсам на бесплатных аккаунтах. Почему? Потому что у нас, например, на сегодня есть некоторые пользователи, которые продают, предположим, больше всех остальных и при этом все еще используют бесплатные аккаунты. Вот это нам совершенно не нравится, особенно если они, например, торгуют какими-то Digital Downloads, то есть какими-то сливаемыми товарами. Вот у него одна покупка – это гигабайт трафика, который нужно кому-то отдать. Мы эти гигабайты раздаем с наших серверов раздаем налево, направо, а он нам не платит ни копейки, хотя он за хостинг бы платил только 500 долларов в месяц, если бы он не пользовался «Ecwid» . Вот таких, конечно, да, мы введем определенный лимит по использованию трафика и бесплатный аккаунт будет ограничен, то есть мы можем дать бесплатно какую-то приятную небольшую яхту, которая может вырасти в авианосец, пожалуйста, в этом ништяк нашей платформы, но бесплатные авианосцы мы, конечно, давать не будем.

ЛИХАЧЕВА: А сколько пользователей сейчас на данный момент «Ecwid»?

ФАЗЛЫЕВ: 93 тысячи.

ЛИХАЧЕВА: 93 тысячи. Из них в России сколько процентов?

ФАЗЛЫЕВ: 22%, по-моему.

ЛИХАЧЕВА: 22%; 40% – США, а все остальные – это…

ФАЗЛЫЕВ: 40% – США, что-то типа 35%, по-моему, там в сумме весь Евросоюз. И сейчас Азия подрастает, прямо это пошло, то есть Индонезия, Малайзия в топе-10 стран по использованию. Не так высоко, как США, но все больше и больше.

ЛИХАЧЕВА: А ваша такая стратегия на ближайшую прямо перспективу? Вот в ближайшие в два-три года что делать будете? Платформа как развиваться?

ФАЗЛЫЕВ: Да все то же, что и всегда: будем улучшать возможность для пользователей. И плюс сейчас, учитывая немножко изменившийся масштаб, то, что и пользователей больше, мы будем упирать на партнерство, партнерство как с какими-то технологическими партнерами, которые дополнительные возможности будут давать нашим пользователям, так и партнерство с channel partners, то есть с теми какими-то большими хостингами, которые будут массово использовать наше решение.

ЛИХАЧЕВА: Давайте прямо буквально несколько вопросов я задам, которые к нам пришли. «Открывать ли свой Интернет-магазин в России, если все пророчат кризис в следующем году? Когда это лучше сделать? Какие перспективы электронной коммерции в нашей стране? И что изменит приход PayPal?», – Стас спрашивает.

ФАЗЛЫЕВ: В кризис, конечно, открывать. То есть все наши бизнесы всегда были созданы в кризис. Я могу сказать, 2008-2009 год – «Ecwid» , потом 1998 год – наметки X-Cart, 2000, то, что мы начинали писать, это всегда было впоследствии какого-то кризиса, это самое лучшее время, чтобы открывать бизнес, тем более, Интернет-бизнес, тем более, Интернет-магазин. Потому что в Интернете самые лучшие цены, к тому же у нас страна такая очень региональная. Есть огромный-огромный центр Москва и есть совершенно неухоженная, необустроенная вся остальная Россия. И вот находясь, например, в городе Ульяновске, если я хочу купить для своего катера какую-нибудь банальную такую вещь, не знаю, кранец, я не могу купить его в Ульяновске, я все равно закажу его только через Интернет, без вариантов. Открывайте Интернет-магазины сейчас в России.

ЛИХАЧЕВА: Так, значит, перспективы электронной коммерции в России огромные. А что изменит приход PayPal?

ФАЗЛЫЕВ: Что он изменит? Если оно все правильно, нормально придет, это многое изменит. Я думаю, что фрилансерам будет сильно проще работать в стране, я думаю, что, возможно, больший процент людей будут наконец-то платить за товары сразу в online-кредитками, а не использовать какие-то дурацкие, извратные схемы. Я надеюсь, что, наконец, электронная коммерция будет работать так, что, если я размещаю заказ через веб-сайт, то я разместил его через веб-сайт, он мне пришел, все, я никому не звонил. Потому что меня, откровенно сказать, бесит в российских магазинах такая штука, что «мало ли что вы сделали на сайте, вы же нам не позвонили». А зачем вы делаете возможность online-заказа?

ЛИХАЧЕВА: Сделайте тогда телефонную компанию.

ФАЗЛЫЕВ: Да.

ЛИХАЧЕВА: И мы будем вам все звонить. Так, «Руслан, привет, – говорит Андрей, – расскажи, какие электронные примочки, если имеются, тебе помогают все успевать, ничего не забывать, все делать во время?

ФАЗЛЫЕВ: Я раб OmniFocus, ни в коем случае не ставьте эту программу, она убьет весь кайф вашей жизни. «OmniFocus» – это такой набор GTD – «Getting Things Done», органайзеров для всяких «яблочных» устройств, то есть MacBook, iPhone, iPad. И она действительно очень хорошо организует время, но в результате или нужно туда вписывать все такие вещи из области «поесть шашлык с друзьями на природе», потому что если ты не вписал, а вписал бы только «работа», то ты и сделал только работу.

ЛИХАЧЕВА: А что значит «убьет весь кайф»? От чего, вы сказали?

ФАЗЛЫЕВ: От жизни. Потому что вот у меня эта система, она настолько все хорошо организует, что, если туда не ввожу специально какое-то время для отдыха, то в результате я и не отдыхаю, я ничего не делаю, кроме того, что в этой системе записано.

ЛИХАЧЕВА: Так можно же закрыть этот… Как он называется?

ФАЗЛЫЕВ: «OmniFocus». Не получается.

ЛИХАЧЕВА: То есть вы уже подсели?

ФАЗЛЫЕВ: Я подсел.

ЛИХАЧЕВА: И вы вписываете туда буквально все? Не знаю, пообщаться с женой, сделать подарок маме, позвонить родственнику какому-нибудь, сесть, подумать за жизнь?

ФАЗЛЫЕВ: Да. То есть именно так. Если какой-то MyMap чего-то составить, то есть понять, что я хочу, в принципе, от ситуации, это тоже будет задачка. Вот чтобы сюда к вам придти только на сегодняшний там было несколько задачек, таких подзадачек. Так что да, то есть все-все-все там.

ЛИХАЧЕВА: Короче, если хотите убить кайф своей жизни, пожалуйста, OmniFocus к ваши услугам.

ФАЗЛЫЕВ: Да, точно.

ЛИХАЧЕВА: Так, еще хороший вопрос: «Какое у вас впечатление от конкурса стартапов в «Forbes»? Запомнилось ли хоть что-нибудь?»

ФАЗЛЫЕВ: Мне, конечно, очень понравилось, потому что мы в нем победили. Хороший конкурс. Я думаю, что в этом году он будет. Он, по-моему, сейчас проходит еще раз. Я уверен, что уровень участников будет, скорее, все еще выше, еще круче. Я желаю успеха всем тем, кто будет там заниматься. Вообще интересная тема, интересно посмотреть, что там получится.

ЛИХАЧЕВА: Вам запомнился какой-нибудь из стартапов?

ФАЗЛЫЕВ: Запомнились, да, запомнились победители. А из общих стартапов, которые участвовали, прежде всего, запомнился, конечно, низкий уровень, к сожалению, видеороликов, которые делаются. Потому что искусство питчинга такого в России недостаточно развито.

ЛИХАЧЕВА: Расшифровывайте, пожалуйста. Потому что кто-то, может быть…

ФАЗЛЫЕВ: Ну, очень короткое сообщение о себе, которое заинтересовало бы потенциальную аудиторию. Вот эти ролики, они все были в основной массе.

ЛИХАЧЕВА: Сколько, кстати, они по времени? Какой метраж должен быть?

ФАЗЛЫЕВ: Три минуты, по-моему.

ЛИХАЧЕВА: За три минуты?

ФАЗЛЫЕВ: Да.

ЛИХАЧЕВА: То есть за три минуты вы должны произвести неизгладимое впечатление?

ФАЗЛЫЕВ: Да.

ЛИХАЧЕВА: И вот этот так называемый, действительно, питчинг – это такая сложная очень тема, действительно, мало кто это делает. И низкий уровень. Что еще бы вы отметили?

ФАЗЛЫЕВ: Не то, что низкий, просто интересный подход. Некоторые видео, например, снимались, видно было, что заказали провинциальному каналу снять репортаж. И там люди, которые переходят через дорогу, какая-то музыка такая советская. Это ужасно. То есть надо посмотреть на это. Когда вы что-то делаете, посмотрите на то, что вы сделали и скажите, верите вы в это или нет. Потому что это может быть листок бумаги, на котором вы рисуете, это, может, просто вы, стоящие на фоне белой стенке с микрофоном, что-то рассказывающие. Просто, но сделайте так, чтобы верить в это. Сделайте так, чтобы посмотреть и сказать: «Да, это клево». А если вы не делаете это клево, лучше не тратьте время, сделаете что-нибудь, что вы можете сделать клево.

ЛИХАЧЕВА: Так все-таки какой-нибудь из стартапов вам запомнился? Вот вы поняли: «Вот ребята молодцы».

ФАЗЛЫЕВ: «Мое дело», это второе место, они были…

ЛИХАЧЕВА: «Мое дело».

ФАЗЛЫЕВ: Сама тема просто очень важна.

ЛИХАЧЕВА: «Мое дело», молодцы ребята, у нас тоже были они не так давно. Можно, кстати, почитать у нас на сайте, если кто не знает, «Мое дело», да, действительно, были замечательные проекты. В поисковике у нас на «Финаме» забивайте, на finam.fm почитайте, хороший проект.

ФАЗЛЫЕВ: Я считаю, что такая облачная бухгалтерия – это очень большая тема. И будет сильно больше проектов, и вообще я думаю, что будет очень жесткая конкуренция на этом рынке. И те, кто в нем победят, я думаю, очень сильно изменят то, как бухгалтерия будет вестись в России.

ЛИХАЧЕВА: Там, действительно, прямо отлично. Они же там что-то за несколько тысяч, буквально за какое-то очень небольшое количество денег там можно всю бухгалтерию вести, без всяких бухгалтеров и так далее. Вот эта тема такая прямо…

ФАЗЛЫЕВ: Ну, да, потому что я просто не тупой. Честно, я не тупой, но я не понимаю 1С, я не могу. То есть когда я вижу, я в ужасе, то есть когда мне приносят отчет какой-то, я говорю: «Сделай по-нормальному, то есть я ничего не понял», и мне кажется, пора сделать по-нормальному.

ЛИХАЧЕВА: Угу, так, хорошо, спасибо за исчерпывающий ответ. Так, вопрос следующий, от Эдуарда Шамсутдинова из Башкортостана, такой вопрос: «Доброе утро, какой, на твой взгляд, самый быстрый способ привлечь инвестора, венчурный фонд, бизнес-ангела и т.д., существует ли наработанная стратегия?» Кстати, эту тему я с вами тоже хотела обсудить прицельно. У вас сейчас переговоры, как вы выразились до программы, с «венчурными капиталистами»?

ФАЗЛЫЕВ: Да, совершенно верно.

ЛИХАЧЕВА: Так. Где вы их нашли, была ли какая-нибудь специальная такая стратегия, чтобы найти тех самых?

ФАЗЛЫЕВ: Ну, принцип простой, вы делаете что-то такое не для инвесторов, вы делаете это для клиентов, любая концентрация на инвесторах убьет ваш бизнес, хотя бывают успешные случаи, вот, например, я считаю, что «Групон» – это классический пример бизнеса, который ориентирован на инвесторов, и вроде у него действительно многомиллиардные оценки, но он все равно лопнет, то есть он ориентирован на инвесторов – он лопнет, это не «Facebook», «Facebook» ориентирован был всегда на клиентов, на то, что люди любят выкладывать фотки в онлайн, условно говоря, да, и общаться с друзьями. Поэтому, шаг первый, и это не первый, это не шаг – это постоянно делать проект для ваших клиентов, концентрируйтесь на клиентах, если вы делаете так, то инвесторы придут к вам сами. Забудьте о том, чтобы как-то понравиться инвесторам, вообще про это даже не думайте.

ЛИХАЧЕВА: С инвесторами – как с девушками, да, чем меньше инвестора мы любим, тем больше нравимся мы ему.

ФАЗЛЫЕВ: А может, мы на самом деле любим инвестора, просто мы…

ЛИХАЧЕВА: Но не показываем это ни в коем случае, не дай бог.

ФАЗЛЫЕВ: Нет, где-то мы показываем, где-то нет, но мы любим инвестора, но, кстати, и девушек…

ЛИХАЧЕВА: А, как вы сразу прямо так: «Нет-нет, мы любим наших инвесторов».

ФАЗЛЫЕВ: А я потому что думал про девушек, то есть думаю, как же я могу сказать то, что… очень любим, другой вопрос, что мы не делаем ничего такого, мы не даем женщине не себя, то есть, кто должен придти к женщине? Человек, мужчина, а не какой-то там, не знаю, виртуал. То же самое с инвестором, любовь к инвестору совершенно не повод делать что-то искусственно для инвестора, что бы ты не делал сам, во что бы ты не верил, потому что тогда ты его обманешь, прежде всего.

ЛИХАЧЕВА: Расскажите конкретно. Вот вы сели с вашими партнерами, говорите: «Так, ребята, слушайте, ну все, мы теперь перестаем вкладывать деньги свои собственные в этот проект, мы теперь, наверное, решаемся на то, чтобы принять инвестиции». Дальше, что вы стали делать?

ФАЗЛЫЕВ: Ну, у меня были такие этапы, специфические. Во-первых, как бы к своему стыду, я ни разу не запитчил успешно инвесторов в том плане, что я к нему пришел, я принес какие-то свои материалы, и потом, грубо говоря, они говорят: «Да, это клево», и так далее, потому что все инвесторы, с которыми я работал всерьез, пришли ко мне, и сказали: «Вот мы хотим с тобой работать».

ЛИХАЧЕВА: Ага, то есть связь с их стороны?

ФАЗЛЫЕВ: Да, инвесторов, которых я ловил сам, они потом ко мне приходили: «Слушай, чувак, мы там про тебя вспомнили, обалденно, давай мы будем с тобой работать» – я говорю: «Нет-нет, у меня все уже подписано, поздно». Поэтому, наверное, вот это не ключевой фактор, ключевой – все-таки сделать продукт, после этого – да, в принципе, вы можете выходить сами на инвесторов, и это, наверное, сработает, просто нас первее нашли, я уверен, что если бы мы выделенно искали, мы бы тоже нашли, наверное, кого-то сами. Сейчас очень много инвесторов, которые… сейчас инвесторов больше, чем проектов, стоящих внимания.

ЛИХАЧЕВА: Спрос больше, чем предложение, это очевидно, да.

ФАЗЛЫЕВ: Проектов тоже море, но вот проектов, стоящих внимания – их не так много, поэтому рецепт крайне прост: сделайте проект, стоящий внимания, представьте его коротко и честно, все.

ЛИХАЧЕВА: И искренне. Как не оплошать в переговорах? Как правило, особенно если это какой-то стартап, его делают люди молодые, да, еще, в общем, не сильно такие тертые калачи, а инвесторы, скорее всего – это дядьки взрослые, дядьки умудренные, дядьки часто хитрые, ну, в общем, дальше список их качеств можно продолжать, но, в общем, иногда кажется, что силы неравны. Поэтому, я бы хотела, чтобы вы сейчас проговорили, может быть, некоторые моменты, на которые стоит обращать внимание, когда дело дошло уже до переговоров, да, на что?

ФАЗЛЫЕВ: Я, прежде всего, обратил бы внимание на английский язык, если вы не знаете английский язык, то сейчас займитесь тем, чтобы его выучить, потому что, чтобы конкурировать впереди планеты всей, вам нужны самые актуальные знания, самые актуальные знания – они все сейчас на английском языке, переводные книги – это совершенно не то, поэтому – английский язык. После этого банальный поиск в «Google», о том, как правильно составлять term-sheet, на каких условиях, что важно в работе с инвесторами, прочитайте, поймите, сделайте. То есть там нюансов очень-очень много, и если вы не будете читать нормально на английском языке, в любом случае, что-то будет сто пудов не так. Потому что, в конце концов, те же term-sheet – они все на…

ЛИХАЧЕВА: Расшифруйте, term-sheet – что это?

ФАЗЛЫЕВ: Ну, соглашение об условиях инвестиции, соглашения об условиях инвестирования все равно все равно все составляются на английском языке, вы же должны их банально прочитать, то есть если вы будете бегать к каким-то юристам, то, во-первых, не факт, что эти юристы на самом деле соображают в этом. Во-вторых, это стоит больших денег, поэтому вы должны уметь прочитать это сами, английский язык, даже если ваш стартап – это какие-то аграрные вещи, все равно вам нужен английский язык.

ЛИХАЧЕВА: А какие-нибудь, может быть, еще рекомендации, кроме английского языка?

ФАЗЛЫЕВ: Читать на нем, на английском языке.

ЛИХАЧЕВА: И все?

ФАЗЛЫЕВ: И все.

ЛИХАЧЕВА: А дальше как пойдет?

ФАЗЛЫЕВ: Дальше как пойдет, но очень важно то, что, вы поймите, если вы получаете деньги от инвестора, вы же не положите их себе в карман, то есть это деньги, которые пойдут на развитие вашего бизнеса, и вы ни копейки из них никогда не увидите, ну если, конечно, вы не какой-нибудь хитрый проныра, который какую-то очень хитрую схему организовал и смог с этим всем сбежать, например, то вы не увидите этих денег сами. Единственный способ что-то хотя бы заработать от там, «у, миллионов!» которые вам дают – это сделать хороший бизнес в результате, то есть очень эффективно потратить эти средства. Причем, инвесторы – они приложат все усилия для того, чтобы вы вернули им сильно больше тех денег, которые вам дали, поэтому вы сразу должны понимать, не то, что вам дали один миллион, а вы уже должны три миллиона, сразу.

ЛИХАЧЕВА: Вот это, кстати, очень важно, потому что, как правило, у нас инвесторов воспринимают как каких-то таких придурочных дяденек, у которых очень много денег, и они прямо мечтают: «Как бы дать русским паренькам деньги, ну пусть будут у них деньги, в конце концов, вон они какие молодцы, такая идея классная, дай-ка я им денег дам». Хорошо, еще вопрос от Павла: «Добрый день, с выходом на Ru. и Com-зоны, как вы выходили на Запад, какие там подводные камни, в частности, в финансах, организации компании – привлекать специалистов или работать через аффилиат-патнерства и подобные возможности?» Но вы, я так понимаю вообще, вы на Ru. не выходили сразу, да, в Рунете, вы сразу выходили на мировой рынок, а потом уже стали задумываться, что, в общем, и в России тоже надо.

ФАЗЛЫЕВ: С X-Cart у нас было скорее, так – «Ух ты, у нас в России используют!» Для нас было удивление. Причем, для нас удивление было то, что нас в России используют не пиратским образом. Ничего себе!

ЛИХАЧЕВА: Да, это вообще удивительно.

ФАЗЛЫЕВ: По поводу каких-то особенностей выхода на западный рынок… Про английский я же сказал уже, елки-палки, надо что-нибудь другое сказать.

ЛИХАЧЕВА: Мне кажется, вы лукавите, наверняка же еще есть какие-то.

ФАЗЛЫЕВ: Каких-то особенностей, по большому счету, нет, кроме того, что конкуренция жесточайшая. То есть да, очень многие смотрят то, что там большой рынок, большие деньги – да, это действительно так, но не нужно забывать, что если где-то есть какой-то огромный водоем с каким-то очень смачным таким омутом, в который много всякого вкусного намывает, то при попытке туда заглубиться, там, скорее всего, сидит огромный-огромный сомина, который, в общем-то, и вас тоже с удовольствием сожрет.

ЛИХАЧЕВА: Это вы сейчас про США говорите, потому что все, конечно, должно все-таки начинаться оттуда.

ФАЗЛЫЕВ: Да, да.

ЛИХАЧЕВА: Потому что если там все реализуется, то дальше потом уже, в общем, сложности, конечно, могут быть, там на азиатском, может быть, на европейском и на российском рынке, но они уже, конечно, несопоставимы, несравнимы с американскими. Поэтому начинать-таки оттуда.

ФАЗЛЫЕВ: Да, начинать проект в принципе лучше оттуда, если вы сможете выдержать вот этот уровень конкуренции. Поэтому, как минимум, вначале как следует изучите, что сейчас делают в вашей нише на Западе, а если вы сделаете просто «А вот еще точно такую же штуку» – нет, нет, нет. Пока вы будете писать то же, что у них уже есть, даже если вы за полгода напишете, они за полгода улучшатся. Если вы сделаете то же, но дешевле, они через полгода цену в два раза зарубят, нет, не пойдет.

ЛИХАЧЕВА: Ясно. Так, еще вопрос от Бориса: «Мои друзья установили ваш «Ecwid», он доставляет массу проблем», ну, дальше не буду читать.

ФАЗЛЫЕВ: Ну, если проблемы – вы просто напишите на www.»«Ecwid».com»/forum, то есть на форум пользователей «Ecwid», и там либо мы поможем, либо помогут другие пользователи.

ЛИХАЧЕВА: Даже если бесплатно у людей стоит?

ФАЗЛЫЕВ: Да, по большому счету, я могу сказать, что наибольшее количество проблем вот именно при интеграции куда-либо, бывает на этапе какой-то стыковки дизайна, то есть человек, бывает, накрутил какой-то особый, очень-очень сильный кастомный дизайн на сайте, который как-то потом влияет на сам «Ecwid», то есть настройки, со всем этим можно разобраться, на форуме вам помогут.

ЛИХАЧЕВА: Еще вопрос, уже мой личный. Что там за история была с «Facebook», почему вас там банили?

ФАЗЛЫЕВ: Ух, да, это такая большая тема была, это было…

ЛИХАЧЕВА: А вы были на втором месте, да…

ФАЗЛЫЕВ: Мы и сейчас на втором месте.

ЛИХАЧЕВА: И сейчас на втором месте в приложениях по электронной коммерции, да, в «Facebook».

ФАЗЛЫЕВ: Да, да.

ЛИХАЧЕВА: А на первом кто?

ФАЗЛЫЕВ: «Pavement», это калифорнийская компания, там № 3, 4, 5 – тоже там в основном Калифорния, Британия, и так далее, по-моему, одна Австралия есть. Вот, мы вторые по количеству активных пользователей, в чем проблема с баном? «Facebook», представьте, у них же 500 миллионов пользователей, да, там уже, наверное, сильно больше, вот, и единственный способ, чтобы у них бизнес-модель работала – это они должны очень-очень эффективно в пересчете на одного пользователя тратить деньги. И теперь, так как у них есть большое количество контента, внутри этого «Facebook», то к ним, в принципе, могут очень легко приходить копирайтные претензии, например, вот эта фотка – она принадлежит мне, а не ему, или вот этот человек меня вот так-то обидел, то есть это все может придти в суд, и в конце «Facebook» может просто погрязнуть в огромном количестве исков, и они развалятся. Чтобы этого не было, у них есть специальная команда, задача которой не только отбиваться от этих исков, но и, что самое важное, предотвращать эти иски, чтобы их в принципе не было, и им нужно предотвращать их очень-очень эффективно, они тут очень ревностны. И какая ситуация? У нас на то время было 70 тысяч магазинов, и у одного из этих 70 тысяч были две хозяйки, из Польши, они поссорились, одна ушла, и на другую накатала жалобу, что другая использует фотографии ее туфелек в качестве фотографии товаров, не имея никаких прав на это, потому что якобы вот права на фотографию туфельки принадлежат ей. Она отправила это в «Facebook», «Facebook» прислал запрос нам о том, что «у вас лежит картинка, которая нарушает авторские права», мы говорим: «Мы очень серьезно относимся к авторским правам, сейчас все, разберемся», но, пока мы играли в некую там, не знаю, независимую судебную власть, мы связались с обоими пользователями, пожалуйста, докажите, что эта картинка действительно ваша, мы, конечно, заблокируем…

ЛИХАЧЕВА: А они вас все-таки забанили?

ФАЗЛЫЕВ: Да, то есть «Facebook» за это время, у них какой-то есть счетчик, что проблема должна быть решена за такое-то время, и они для избежания судебного иска, просто щелк! – и нас вырубили.

ЛИХАЧЕВА: Понятно.

ФАЗЛЫЕВ: Я так думаю, что, калифорнийца, скорее всего, не вырубили бы, но так как принципиально большое количество приходит программ типа спама, всякие разные гадости, то они – «Русские, нарушение копирайта, ну на фиг»…

ЛИХАЧЕВА: «Да ну их, да»

ФАЗЛЫЕВ: Щелк – выключили. Мы с тех пор связались с корреспондентами очень больших западных техно-блогов, и уже заготовили очень горячую статью про то, что нельзя доверять «Facebook», и потом пошел пресс-запрос уже оттуда, в пресс-службу «Facebook», типа «Вот мы сейчас это опубликуем, это правда так, или нет?»

ЛИХАЧЕВА: И тут они обратно все.

ФАЗЛЫЕВ: Щелк! – через полчаса все обратно включается, я думаю, что теперь таких проблем больше не будет.

ЛИХАЧЕВА: Вот, можете использовать, пожалуйста вам, путь общения с «Facebook» или, может быть, с кем-нибудь еще. Так, есть еще вопрос по поводу ниш, ну ладно, это, наверное, уже на следующую программу мы оставим, хотя, может быть, коротко назовете, кроме, вот вы упоминали, электронная коммерция – «О, да, это ниша, ниша, пожалуйста, открывайте, особенно в кризис», улучшенная бухгалтерия – вы тоже упоминали. Есть еще какие-нибудь ниши в нете, которые вы бы сейчас посоветовали, обратить внимание на них?

ФАЗЛЫЕВ: Я посоветовал бы обратить внимание на ботинки, почему на ботинки? Вот люди часто ищут идею какого-то стартапа, и вот евангелист «Ecwid» Женя Казначеев мне как-то сказал замечательную вещь: «Идея стартапа, идея стартапа – посмотрите на zappos.com, это один из самых успешных стартапов в мире, они стоят многие миллиарды, что они делают? Они торгуют ботинками».

ЛИХАЧЕВА: Ясно. Так, ладно, пойду я, короче, сейчас сделаю себе что-нибудь по поводу ботинок.

ФАЗЛЫЕВ: Нет, но они правда хорошо это делают, то есть со страстью.

ЛИХАЧЕВА: У меня тоже всегда такое ощущение, что вот там деньги тоже есть. Давайте последний вопрос. Я попрошу вас сейчас в одно слово сформулировать ваше отношение к последним десяти годам, прожитым в России, в Ульяновске, да, хотя вы никогда не ориентировались на Россию, и, может быть, в этой связи-то как раз ваше мнение будет наиболее интересным, да, все-таки для того, чтобы понять систему, нужно иногда из этой системы выходить. Давайте послушаем версию Андрея Фадеева, основателя и гендиректора компании «Progrestar», а потом ваша версия.

ФАДЕЕВ: Я бы сказал, что это «контент» – самая необходимая составляющая всего, что сейчас, в принципе, необходимо человеку. Это как видео, так и аудио, развитие крупнейших компаний было связано именно с контентом – той же компании «Apple», которая сейчас зарабатывает миллиарды долларов на контенте. И контент все важнее и важнее.

ЛИХАЧЕВА: Ваше слово?

ФАЗЛЫЕВ: «Доступность». Доступность знаний, некая демократизация информации, то есть сейчас любой человек может получить любое знание, ему не нужно покупать книжку ценой в стадо тысячи коров, и любые сервисы дешевее становятся, массово доступными пользователю, вы сейчас можете такую аналитику за копейки или бесплатно, которую никогда раньше не могли получить, и поэтому все очень сильно идет в маленькие, компонентные бизнесы, маленькие компонентные программы. Сайт, состоящий из множества маленьких компонентов, такой, как «Ecwid», например, вместо монстроидальных каких-то систем, которые пытаются все делать одновременно.

ЛИХАЧЕВА: Спасибо за исчерпывающий ответ. Мой самый мой последний вопрос, вот по поводу знаний. Есть ли какое-нибудь знание, которое вы хотите сейчас получить, вот сейчас, немедленно, если была бы такая возможность, ответ на какой вопрос вы хотите знать?

ФАЗЛЫЕВ: Я сейчас читаю книжку «Как измерить все», то есть я читаю ее потому, что хочу получить ответ на этот вопрос.

ЛИХАЧЕВА: А что вы хотите измерить?

ФАЗЛЫЕВ: Ну там, я не знаю, сколько стоят авторские права на какой-то продукт, например, да, то есть не продавая их, это достаточно сложно измерить вообще, то есть все, что… или, например, эффективность программистов – то есть как бы какой из трех программистов в некой холодной оценке круче, не потому, что он больше нравится, такие вещи, все, что связано с кодами, совершенно тяжело измерить, есть, конечно, методики…

ЛИХАЧЕВА: Как поверить алгебру гармонией, или гармонию алгеброй, и так далее.

ФАЗЛЫЕВ: Да-да, совершенно верно вы это сформулировали.

ЛИХАЧЕВА: Ну, хорошо, пожелаю вам этого знания в ближайшее же время, чтобы вы разобрались, как разобрались со всеми остальными вопросами, спасибо огромное за то, что вы к нам сегодня приехали, удачи вам там на саммите в Сингапуре, будете обратно проездом – заходите, у меня огромное количество вопросов осталось незаданными, так что до новых встреч здесь на «Финам FM», приезжайте к нам как-нибудь, ладно, прилетайте.

ФАЗЛЫЕВ: Обязательно.

ЛИХАЧЕВА: Руслан Фазлыев у нас сегодня был в программе, основатель электронной торговой платформы «Ecwid.com», конструктор Интернет-магазина, это не единственный его проект, и я так думаю, далеко не последний. Спасибо, это была программа «Они сделали это!», Анна Коренева продюсер этой программы, мы с вами прощаемся до завтра, счастливо!