Об этом ему сообщил высокопоставленный чиновник областного правительства, огласить фамилию которого Кругликов счел пока преждевременным.
Народная мудрость гласит: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Не знаю, чей лоб пострадает в этой ситуации – следствие, как говорится, покажет – однако уже сейчас совершенно очевидно: новый (и, увы, очередной) скандал, который грозит принять ставший привычным для области всероссийский масштаб, возник на абсолютно пустом месте благодаря чьему-то излишнему усердию.
Речь о разгоне полицией пикета утром 26 сентября. О баталии, развернувшейся возле центрального входа в Ленинский Мемориал, представителям прессы рассказали участники тех событий на специально собранной по этому случаю пресс-конференции. Ее организовало общественное движение «За достойную жизнь».
По словам открывшего встречу одного из сопредседателей движения, Евгения Лытякова, на пикет в то утро собрались участники самых разных политических течений, в том числе не являющиеся членами каких-либо партий. Организатором акции выступал координационный Совет политических партий и общественных организаций политической коалиции Ульяновской области. Официально заявленной целью акции было «Содействие инициативам президента РФ по борьбе с коррупцией в Ульяновской области. Модернизация политической системы. За честь и достойные выборы. Нет административному ресурсу власти».
– Как видите, цели самые мирные, полностью совпадающие с тем, что провозглашает сам президент. Никакого экстремизма, – подчеркнул Лытяков.
Именно поэтому действия полиции стали для пикетчиков полной неожиданностью. Сначала люди в погонах потребовали свернуть плакаты и разойтись, мотивируя это тем, что пикет якобы не санкционирован, а потом от слов перешли к действиям.
По словам руководителя объединенного штаба по защите социальных прав военнослужащих, находящихся в запасе и в отставке и членов их семей, майора Б. С. Смекнова, среди полицейских находилась некая женщина, назвавшаяся сотрудницей мэрии, но ни своего имени, ни должности она не назвала. Однако от имени городской власти высказала «пожелание» пикета не проводить. На просьбу предоставить какой-либо официальный документ на сей счет «миссис Х» ответила отказом, после чего в дело и вступила полиция.
– Полковник полиции взял меня за плечо и пытался куда-то потащить, – рассказывает Смекнов. – Я ему сказал: «Убери руку!». А он ответил, что хотел меня погладить. Своих фамилий полицейские не называли и удостоверений не показывали. Что было внизу, у подножия лестницы, я не видел, но слышал, как Аладин кричал: «Что вы делаете?! Зачем рвете плакаты?!».
В. Н. Аладин – руководитель регионального отделения партии «Патриоты России», кандидат в депутаты Государственной Думы РФ и один из организаторов пикета, пострадал больше других.
Рассказывает председатель Ульяновского областного отделения общероссийского общественного движения «Народно-патриотический союз России» Юрий Плужников:
– Полковник Шмаков хватает Аладина за руки. Я подошел: «Что вы делаете?! Отпустите! Уберите руки!». Попытался снимать на камеру, в это время Шмаков отпускает одну руку Аладина… «Не снимай!» И меня – по голове, по лицу. За камеру хватает, выхватывает ее… Потом схватили меня под руки и вели вниз головою, как того уголовника. Меня бросили в машину, а затем начали затаскивать Аладина. Со всех сторон его начали просто ломать. Он кричит: «Пустите! Задыхаюсь!». Его за галстук тянули, я это видел. Я приоткрыл машину и прямо кричал, просто орал: «Помогите!!».
Всех задержанных (по словам Лытякова, более полутора десятков человек) привезли в Ленинский РУВД, где у Аладина случился гипертонический криз – давление подскочило выше 200 мм. Однако, как утверждают участники пресс-конференции, «скорую» к нему не пускали около двух часов, несмотря на все просьбы задержанных. Когда же медиков все-таки пустили, они не смогли сбить давление и хотели увести задержанного в больницу, но полицейские не разрешили. Ходом «полицейской операции» в здании РУВД, утверждает Плужников, руководила майор Кормакова, а непосредственное участие в силовом задержании принимал сотрудник в гражданской одежде по имени Александр Бектеев. Именно ему, по словам Плужникова, Кормакова приказала написать рапорт о том, будто 65-летний Владимир Аладин оказывал полиции активное сопротивление.
А. Кругликов, не участвовавший в пикете, но приехавший в РУВД по звонку Аладина, утверждал, будто ему обещали отправить задержанного в больницу, но вместо этого [OLYMPUS DIGITAL CAMERA] тайком увезли в мировой суд, где продержали в полицейской машине еще несколько часов, ожидая, когда освободиться судья Аверьялова. И лишь после того, как, спустившись вниз, на улицу, и убедившись, что «подсудимый» в полуобморочном состоянии, она распорядилась немедленно передать его медикам, Аладин наконец-то попал в больницу, куда его, по словам Кругликова, сопровождали семеро сотрудников полиции на двух автомобилях.
Главный врач областной больницы № 2 А. В. Куринный подтвердил, что жизнь больного, которому в течение нескольких часов не оказывали необходимой медицинской помощи, находилась в реальной опасности.
– Я позвонил заместителю начальника УВД Волчкову, – рассказывал Кругликов. – Тот обещал, что Аладина немедленно отпустят. Но не отпустили, и Волчкову я больше не дозвонился.
По словам депутата, полицейские в тот день нарушили сразу четыре статьи Конституции России, о чем будет официально заявлено в прокуратуру и следственный комитет. «Но мы проведем и собственное расследование и докажем, что люди в погонах совершили преступление», – пообещал Кругликов.
А сопредседатель движения «За достойную жизнь» И. П. Гринберг предложил сформировать делегацию и выехать в Москву на прием к Президенту РФ. «В этом нет ничего невозможного, – убежден Исаак Павлович. – Однажды мы уже ездили в столицу и с президентом встретились». А кроме того, считает он, обо всем случившемся необходимо информировать Генерального прокурора и министра МВД.
В ходе обсуждения возник вопрос о законности самого пикета, особенно с учетом того, что его собирались провести в тот день, когда в Ульяновске ждали Д. А. Медведева, и в том месте, которое тот должен был посетить.
– Уведомление в мэрию было направлено своевременно, – утверждали устроители конференции. – А то, что она рекомендовала перенести мероприятие на площадь перед старым вокзалом, ничего не значит. Устроители имели полное законное право с рекомендацией не согласиться. Организация пикета носит уведомительный, а не разрешительный характер. То есть пикетчики просто информируют местную администрацию о времени и месте проведении акции, запретить которую власть не имеет права. Напротив, по закону она обязана назначить своего уполномоченного, который помогал бы организаторам акции в ее проведении. Однако данное требование закона, по словам Кругликова, властями постоянно игнорируется.
Под мягким, но настойчивым нажимом И. П. Гринберга законность проведения пикета вынуждена была признать и уполномоченная по правам человека в Ульяновской области Г. А. Эдварс, кстати, единственный официальный представитель власти, присутствовавшая на пресс-конференции.
Если все, о чем говорилось на встрече с прессой, – правда (а не верить участникам тех событий оснований нет), то действия полиции приходится признать абсолютно не адекватными сложившейся ситуации. Однако неясно в чем причина этой чрезмерной жесткости: то ли полицейские исполняли прямой приказ не церемониться, то ли имел место эксцесс исполнителя – «товарищи на местах» перестарались. Возможно, отгадка кроется в словах уже упоминавшегося Юрия Плужникова, который рассказал:
– 23 сентября я зашел к Аладину, чтобы обсудить подготовку к проведению наших акций. В это время ему позвонили из мэрии и попросили перезвонить начальнику управления по работе с правоохранительными органами и общественными объединениями Корневу. Тот сказал, что мэрия разрешает провести пикет только на площади перед старым вокзалом. Владимир Николаевич возразил, что это невозможно, и услышал в ответ: «Если попытаетесь провести еще где-нибудь, мы вас сметем!».
Не берусь утверждать, был ли такой разговор на самом деле и произносил ли чиновник именно эти слова. Но, судя по дальнейшим событиям, и разговор был, и угроза имела место.
Так или иначе, но скандал получился знатный. А учитывая то, что участники несостоявшегося пикета не намерены спускать дело на тормозах, главные баталии еще впереди. Причем пик их придется как раз на разгар предвыборной гонки, что голосов «партии власти» отнюдь не прибавит. И все благодаря неуемному рвению отдельных ее членов, ухитрившихся наломать дров там, где для этого не было ни малейших причин.
Самое обидное, что президент-то все равно не приехал.
Владимир МИРОНОВ
Ульяновец!
Не пойму реакции чиновников! Все как страусы свои бошки в песок засунули! А где реакция Гвоздева- нашего председателя городской думы? Ведь это в Ульяновске произошло! Почему Гвоздев не отстаивает интересы простого народа? Для власти главное показуха и хорошо проведенные праздники! А когда народ возмущается, то надо его в тюрьму!