Во всяком случае, для меня. Потому что бесконечные «круглые столы» и какие-то встречи между ними – это все интересно, но чтобы можно было сказать, что нечто состоялось, должно быть хотя бы одно большое событие, большое впечатление. Сначала у меня было противоречивое чувство к этому конгрессу, о котором я уже высказывался. Я сомневался, что культура вообще может быть ресурсом модернизации, думал что это ошибка или утопия, или то и другое вместе взятое. Пиотровский «снял» это мое противоречие, когда сказал что «музеи – это не отрасль и не услуга», а важная «национальная функция сохранения памяти». И продолжил в том смысле, что культура не может быть частью модернизации, наоборот, сама «модернизация является частью культуры», и происходит в культурной среде. Так, модернизация Западной Европы происходила в протестантской культурной среде, она была важнейшей предпосылкой для модернизации Европы, во всяком случае по Веберу. Поэтому нам необходимо создать свой аналог «протестантской культурной среды», чтобы наша модернизация не шла мучительно больно и долго. Согласитесь, это совершенно меняет дело. Такая постановка «культурного вопроса» усложняет его решение, она более масштабная, но действительно создает условия для модернизации страны. Когда мы рассматриваем культуру в «легком» смысле, как потребительскую услугу, максимум – творчество, и туристическую отрасль для повышения общественного оптимизма, создания настроения, этого совершенно недостаточно. Пиотровский указывает на это, и говорит о необходимости идти по трудному пути воспитания в обществе нового отношения к труду и ценностям жизни, созданию собственной «протестантской» этики на основе национального культурного наследия. Он наталкивает и на мысль, где взять силы для такого масштабного проекта. «В чем сила, брат? В правде», – отвечает актер С. Бодров в культом фильме «Брат-2». А в чем правда? В наших корнях, в истоках. Михаил Борисович вдруг сравнивает Карамзина и Ленина как модернизаторов России. Очень разных, преобразовывавших Россию с противоположных идейных подходов – но вот такая у нас история, и ее надо уважать. Вообще Карамзин для Пиотровского – это один из краеугольных камней, на которых стоит Россия: предтеча Пушкина, заложивший основы национального самосознания, и этим давший своим современникам Отечество, «чувство собственного исторического достоинства». То есть наше, симбирское/ульяновское «все» – это Карамзин, Гончаров и Ульянов-Ленин, ибо по Карамзину: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»… Конгресс – это и встречи с людьми, которых иначе ты не встретил бы никогда. Наверное, такие конгрессы нужны хотя бы как бродильные дрожжи. Что-то удалось лучше, что-то хуже, но были имена, встречи, и даже отдельные фразы, которые хорошо «застревают» в мозгу и запомнятся надолго, ради которых стоило «потерять время». Я могу теперь сказать друзьям: я слышал Пиотровского, и даже перекинулся с ним парой слов. Это дорогого стоит. Закончился конгресс всероссийской премьерой фильма Александра Сокурова «Фауст». Я не понял, что это было: не понял не фильм сам по себе – его можно интерпретировать по-разному, но идею фильма, почему это фильм «о власти»? Поэтому трудно высказаться о нем определенно. Тем более что во вступительном слове Сокуров хорошо сказал об огромном значении книжной культуры, которую мы сегодня теряем, что это может обернуться большой трагедией. И если после просмотра фильма кто-нибудь прочтет «Фауста», он будет считать, что свою миссию фильм выполнил. Что ж, «Фауста» действительно хочется перечитать. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
И.А.Крылов
“Приятель дорогой, здорово! Где ты был?” –
“В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Все видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил.
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!”
сторож
Горе тому граду,в котором начальник без расчету резолюциями сыплет.но еще горше .когда начальник совсем никакой резолюции положить не может. Салтыков-Щедрин.
Эксперт
Надо бы вначале определиться, что такое культурная среда. Опять будет пятьсот определений и все на этом закончится. Сокуров, кстати, высказался против того, чтобы рассматривать культуру как ресурс. И в этом он прав.
А.С. Пушкин
При звучных именах Равенства и Свободы
Как будто опьянев, беснуются народы.
Но мало я ценю задорные права,
От коих не одна кружится голова.
Или мешать царям друг с другом воевать?
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова…
сторож
В некотором царстве. в некотором государстве жил был Прокурор,и было у него два ока, одно дреманное.а другое не дреманное.Дреманным оком он ровно ничего не видел,а недреманным видел пустяки.Салтыков-Щедрин.
Автор
Эксперту. Здесь лучше отталкиваться от “протестантской” культурной среды, хотя это всего лишь историческая аналогия конечно. Но задача стоит похожая: сделать нашу культурную среду более аскетичной. Протестантизм – это была средневековая аскеза, в конце концов, как и наши старообрядцы-раскольники. Поэтому и наши раскольники дали России много значительных предпринимателей. Сокуров сам видит культуру как некий ресурс, рычаг, и поэтому справедливо сомневается в успехе такого подхода. Пиотровский ставит вопрос по-другому, говорит не о культурном ресурсе, а об изменении мировоззрения с учетом задач, стоящих перед страной, это и будет созданием новой культурной среды, формирующей другое, не потребительское “протестантское” отношение к миру и человеку.
Гете
И доколь ты не поймешь:
Смерть – для жизни новой,
Хмурым гостем ты живешь
На земле суровой.
Фильм Сокурова очень хмурый, Фауст в нем страшен и жесток, потому что автор фильма не то чтобы не понимает эти строки Гете, но отрицает их, смерть для него – это конец, и мир теряет смысл, и Фауст становится хуже чем дьявол – он закидывает дьявола каменьями, и последний не сопротивляется: дьявол видит в нем большее зло, чем он сам.
посетитель конгресса
Недавно на площади Ленина прошел рок фестиваль! Кто нибудь видел??? А на прошлой неделе международный конгресс! Кто нибудь слышал??? Данным мероприятием, то бишь рок фестивалем, занимался Гена Журавлев. Он принимал решение о вручении этого гранта на 2 миллиона. Он договаривался со всеми людьми! Лично! Он и прикрывал всю эту канитель.Как вы думаете, где денюжки??? А еще Гена конгресс недавно провел!!! Международный!!! Как вы думаете, кто распределял денюжки???? Опять же….лично Геннадий Владимирович! А Гену кроет в Правительстве товарищь по партии Девяткина Т.В.! Значит где деннюжки!!! правильно!!! А скоро еще несколько мероприятий будет! Кто будет распределять денюжки??? Ну конечно вы догадались! Самый культурный из искусственных министров в мире: Журавлев Геннадий Владимирович!!! Да здравствует Ульяновская культура! Самая культурная культура в мире!!!!