Владимир Коршунов
Михаил Пиотровский о культуре, наследии и не только.
Одним из последних и наиболее значимых событий Международного конгресса «Культура как ресурс модернизации» стала публичная лекция доктора исторических наук, академика, директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, состоявшаяся в Ленинском Мемориале 27 сентября.

Что такое модернизация по Пиотровскому?
В своём выступлении перед ульяновцами Михаил Борисович высказал, прежде всего, свою точку зрения видения модернизации и роли культуры в этом процессе:
– Модернизация – это переход от архаики к рациональному общественному устройству. И культура неотделима от этого процесса. Собственно и сама модернизация – это, в первую очередь, культура, а не техника. В России модернизация осуществлялась неоднократно. Движущей её силой всегда являлась интеллигенция. Но вопрос в том, как осуществлялась сама модернизация.
Здесь Пиотровский привёл два примера, связанные с именами наших великих земляков – Ленина и Карамзина.
– Один (Карамзин – авт.) стал вдохновителем модернизации Александра I, другой (Ленин – авт.) возглавил модернизацию в начале 20 века. Александровские реформы позволили России победить Наполеона. Страна, которую построили большевики, победила фашистскую Германию. Другое дело, каким виделся им путь самой модернизации. Карамзин отрицал революцию, и свой долг он видел в том, чтобы учить власть, в том числе и на примерах истории. Ленин, наоборот, видел модернизацию в том, чтобы взять власть. По сути дела власть большевиков никогда не была властью рабочих и крестьян. Это была власть интеллигенции со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Чтобы последствия модернизации не были трагическими для общества, по мнению академика, и общество, и власть должны осознать роль культуры, понять, что это не отрасль, а категория, определяющая все общественно-политические процессы, саму жизнь.
– Безусловно, культура – это набор ограничений, каркас, который не позволяет людям выходить за некоторые рамки поведения, не делать определённые вещи: плевать на пол или разрушать культурное наследие. Да, без явно выраженных запретов это бывает непросто. Но только культура обеспечивает нормальные условия жизни общества. Она создаёт условия для комфортной жизни человека, побуждает человека трудиться даже тогда, когда жить непросто, когда внешние факторы могут быть неблагоприятны…
Кстати, о факторах.
– Постоянные стрессы и накопившиеся проблемы могут создать культуру озлобленности. Мы сейчас живём в культуре недоверия. Государство не доверяет обществу, общество – государству. Постоянно приходится заполнять разного рода декларации, доказывать, что ты – законопослушный гражданин. Фактически существует презумпция виновности. В таких условиях мы и сами встречаем человека с недоверием и лишь потом постепенно пытаемся доказать себе, что этот человек, наверное, не такой уж плохой. Приходится жить в этих условиях.
Музей воспитывает национальное достоинство
Далее Михаил Борисович перешёл к музею. Музей, по его словам, – это важнейший институт сохранения памяти. Ведь именно он и воспитывает у народа собственное национальное достоинство. Показательным в плане формирования национального достоинства может быть один пример из музейной практики, приведённый Пиотровским.
– Когда мы готовили выставку «Пётр I и Карл XII», то очень сомневались, что в ее подготовке согласятся принять участие шведы: всё-таки они потерпели поражение под Полтавой. Не затронет ли это как-то их национальное достоинство. Оказывается, нет. Им эта идея очень понравилась, и подобные совместные мероприятия с участием шведских коллег стали у нас традиционными. А открывал первую выставку король Швеции. Здесь интересно и показательно их восприятие истории. Они рассуждают так: поражение в Северной войне привело к тому, что Швеция перестала воевать и … стала процветающей страной. Шведские историки никогда не говорили о Полтаве с каким-то плачем. Они восприняли этот факт рационально, с чувством собственного национального достоинства.

В Эрмитаж – по предъявлению паспорта, но за 100 рублей
Пиотровский, рассказывая непосредственно о музейной работе, поделился с коллегами из других городов, как удаётся пополнять музейные коллекции в условиях нехватки средств, находить новые формы работы, привлекая, таким образом, и общественность, и меценатов.
Зашла речь и о стоимости билетов, доступности Эрмитажа для широких слоёв общества.
– Нас часто обвиняют, что билеты продаются при предъявлении российского паспорта. Это так. Но это те билеты, за которыми стоит очередь. Они стоят 100 рублей. Если человек состоятельный, то он может приобрести билет через автомат без очереди и без паспорта за 400 рублей – 10 евро. Это примерно такая же цена, как в крупнейших музеях мира. Но мы понимаем, что сегодня это очень высокая стоимость для многих сограждан. Поэтому и установили цену для соотечественников минимальную. Паспорт как раз и нужен для того, чтобы ограничить спекуляцию. Это, когда человек приобретает билет за 100 рублей и продаёт его за 600. Студенты, дети, пенсионеры посещают Эрмитаж бесплатно.

200 условий – и Эрмитаж в Ульяновске
Михаил Борисович рассказал и том, как Эрмитаж помогает развитию музейного дела в других городах России.
– В 90-е годы вообще было невозможно без риска утраты экспонатов организовывать выставки в других городах. Но приглашений было много всегда. Мы понимали, что лишать людей возможности прикоснуться к сокровищам Эрмитажа нельзя. Тогда мы пошли по иному пути. Составили 200 вопросов – 200 условий, которые должны быть выполнены для того, чтобы мы приехали. Они касаются условий страховки, безопасности, создания должных условий для наших экспонатов. Но главная часть этих требований направлена на то, чтобы губернатор субъекта федерации выделил средства необходимые на ремонт, реконструкцию, развитие того музейного комплекса, где будет представлена наша экспозиция. В результате очень многие города получили серьёзный импульс развития музейного дела, а какие-то музеи удалось спасти.
В заключении Михаил Пиотровский отметил Ульяновск, назвав наш Заповедник «Родина Ленина» и Мемориальный комплекс уникальными примерами сохранения исторического наследия и культурных брендов.
На вопрос заместителя директора Ленинского Мемориала Валерия Перфилова, насколько возможна организация выставки Эрмитажа в Ульяновске, Пиотровский ответил с улыбкой:
– Конечно, возможна… Только есть 200 условий.