Автотранспортная и дорожная отрасли тесным образом связаны между собой. Государство, бизнес, население – каждый вносит свою лепту в развитие этих социально важных секторов экономики.
Есть автобус – есть жизнь
История развития общества неразрывно связана со стремлением людей к перемене мест. Возможность передвижения становится для многих необходимым условием для работы и учебы, отдыха и шопинга. Несмотря на рост уровня автомобилизации в нашем регионе роль общественного транспорта – доступного, надежного, достаточно организованного и мобильного – не уменьшается.
В советское время толчком для развития автотранспортной системы Ульяновска стал столетний юбилей Ленина, к тому времени город вырос территориально, увеличилась численность населения. В рыночные преобразования отрасль вошла практически стопроцентно укомплектованной транспортными средствами для обслуживания существующего пассажиропотока.
В «лихие» девяностые в автотранспортной системе региона произошли существенные перемены. На рынке появились частные перевозчики (в том числе так называемые «неорганизованные»), областные государственные АТП, практически все сохранившиеся с советских времен, были акционированы (стопроцентным держателем пакета акций выступила область), а вот понятие «муниципальный транспорт», по сути, стало атавизмом: из шести городских автотранспортных предприятий Ульяновска ныне работает только одно – ПАТП-1. Ему принадлежит порядка 20% пассажирских перевозок в общегородском объеме. И, судя по тому, как активно наращивается материально-техническая база предприятия (в этом году она пополнилась 46 автобусами), доля эта будет увеличиваться.
По информации Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, в транспортном обслуживании населения региона задействовано порядка 3900 автотранспортных средств, в данной сфере работают 14 акционерных обществ и более 110 частных перевозчиков. По мнению главы Минпромтранса Андрея Тюрина, успех деятельности каждого участника рынка зависит от эффективности менеджмента, хорошей команды, желания работать.
– В прошлом году мы получили три автобуса марки «ПАЗ», в этом году ни одного, так что нам сейчас сложно говорить о развитии, – рассказывает генеральный директор ОАО «Сенгилеевское АТП» Шамсудин Фатуллаев. – Между тем автобусы – это не только средство передвижения, но и показатель развития общества,состояния его культуры, украшение населенного пункта, сама жизнь! И наоборот: если прекращено транспортное сообщение с населенным пунктом, значит, это село обречено. А когда люди видят, как по поселку следует красивый современный автобус, у них повышается настроение, появляется вера в себя и будущее малой родины.
Не дождешься «Газели»
– Почему вас так долго не было? – Такими словами «приветствуют» порядком замерзшие пассажиры долгожданную «Газель» с номером 2, курсирующую между Новым городом и Киндяковкой.
– Будет реальный тариф за проезд, тогда и станем график движения соблюдать, – парирует сердитый водитель, принимая от пассажиров по 16 рублей за маршрут длиной почти 50 км.
Такие разговоры в ульяновских «Газелях» – не редкость: несоблюдение графика движения – предмет недовольства пассажиров, а существующая тарифная политика – больная тема для бизнеса, работающего в сфере коммерческих перевозок. Перевозчики пытаются «отвоевать» у регуляторов рынка возвращение вечернего тарифа, требуют повысить плату за проезд, апеллируя увеличением налогов, галопирующим ростом цен. Порядка 80% ульяновских маршруток работают на газе, а только за две недели августа цена за ГСМ выросла более чем на 20%, стоимость же проезда осталась прежней, в результате рентабельность перевозок снизилась.
– Наметилась тенденция сокращения количества транспортных предприятий на областных и междугородных маршрутах, – подчеркивает Андрей Тюрин. – Если раньше заключалось порядка 110 договоров с перевозчиками различной формы собственности, то в этом году – уже 92, участники рынка закрывают маршруты, посчитав их нерентабельными. В городе та же ситуация.
– У нас нет желания устанавливать большую стоимость проезда на общественном транспорте, – мы реально оцениваем платежеспособность населения, – продолжает глава регионального Минпромтранса. – С другой стороны, понимаем, что основная доходность предприятия – это перевозка пассажиров, а стоимость проезда в общественном транспорте у нас далеко не самая высокая в Поволжье.
Особенность автотранспортной системы нашего региона – преобладание автобусов особо малого класса. Так, порядка 80% автобусного парка Ульяновска – это «Газели» и иже с ними. И лишь в Димитровграде из 183 единиц автотранспорта курсирует только девять «Газелей».
Увы, за годы рыночных преобразований жители региона, массово пересев на «маршрутки», подзабыли о преимуществах транспорта большой вместимости, который увеличивает пассажировместимость и снимает нагрузку с дорог. В данном случае, новое – хорошо забытое старое, стоит популяризовать большие автобусы.
– Несмотря на объективные проблемы, областные транспортные предприятия с оптимизмом смотрят в будущее, – отмечает ШамсудинФатуллаев. – Мы видим, что растет понимание региональных властей, общества о необходимости развивать государственный транспорт с тем, чтобы повышать уровень комфорта и безопасности пассажиров. Большие надежды связываем с активной реализацией областной целевой программы по обновлению подвижного состава, принятой на 2012-2018 годы.
Ударили по бездорожью
Если дороги – это вены и артерии, по которым, не останавливаясь ни на миг, течет «кровь» экономики, то тромбы на них – ямы и ухабы. По данным Росстата, в 2010 году лишь 33,1% федеральных трасс соответствовали нормативам. В Ульяновской области этот показатель, по мнению экспертов из Минпромтранса, составляет процентов 40.
У начальника МДРСУ № 1 ЗявгатаАхметшина – 35-летний стаж работы в автодорожной отрасли. Помнит он «золотые годы» родного предприятия: еще лет 15-20 назад «Ульяновскавтодор» строил в каждом районе области по 25-30 км автодорог, в год – около 400 км!
Автодорожники чувствовали себя защищенными, с теплотой вспоминают губернатора Горячева, который лично курировал дорожную отрасль, уделял состоянию дорог повышенное внимание. Потом ситуация ухудшилась…
В середине нулевых упразднили дорожные фонды регионов, что, естественно, привело к сокращению объемов выполнения дорожных работ. Многолетняя эпопея со строительством нового моста через Волгу тоже внесла свою лепту в ухудшение состояния автотрасс региона, «оттянув» на себя серьезные финансовые ресурсы, которые могли бы значительно улучшить состояние наших транспортных артерий.
Между тем без серьезных финансовых вливаний бороться с главной российской бедою – плохими дорогами – невозможно. У каждой дороги существует свой ремонтный цикл – от четырех до шести лет. Нормативы капитального ремонта – от десяти до 12 лет. Однако в большинстве регионов РФ данные нормативы соблюдаются не более чем на треть, в Ульяновске фактическое финансирование только содержания дорог составляет 27% от требуемого, соответственно, межремонтные сроки не соблюдаются.
– Но ситуация все-таки улучшается, – отмечает председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Ульяновска Константин Иваненко. – Если в 2008-2009 годах на ремонт ульяновских дорог выделялось не более 80 млн. рублей, то в прошлом году эта сумма увеличилась до 500 млн. рублей, в 2011-м – до 1,1 миллиарда.
– К счастью, сегодня областные власти вновь повернулись лицом к дорожной отрасли, – отмечает ЗявгатАхметшин. – Впервые за десять лет начали выделять средства на обновление парка дорожно-строительной техники. Надеюсь, это станет началом хорошей традиции.
– В следующем году финансирование дорожной отрасли планируется увеличить практически вдвое, – заявляет глава регионального правительства Сергей Морозов. – Кроме капитального ремонта и реконструкции самих дорог, средства пойдут на строительство мостовых переходов, на освещение, установку систем безопасности (металлических заграждений), остановочных павильонов. Будет продолжена реализация партийного проекта «Дороги», направленного на содержание внутриквартальных дорог и тротуаров.
Хороший признак: в регионе открываются новые автомобильные дороги. Так, недавно дорожная карта областного центра пополнилась современной дорогой с четырехполосным движением, качественным покрытием, транспортным тоннелем, отличным освещением. В строительство Олимпийского проспекта в Ульяновске в общей сложности вложено 395 млн. рублей, финансирование осуществлялось из бюджетов разного уровня – федерального и городского.
В октябре завершается строительство развязки Президентского моста на правом берегу Волги, и уже подготовлена проектно-сметная документация для реализации следующего этапа второго пускового комплекса, который предусматривает строительство магистральной автомобильной дороги с выходом на улицы Оренбургскую и Врача Михайлова в левобережье. В 2012 году начнется подготовка территории к дорожным работам: вырубка леса, вынос коммуникаций, разбивка осей трассы. Планируется, что работы на правом берегу будут закончены в 2014 году.
– В 2014 году мы приступим к проектированию нижнего яруса Президентского моста и планируем сдать его в 2015 году. Ввод в эксплуатацию данного объекта позволит нам перевести пассажирский транспорт на нижний ярус, – пообещал губернатор Сергей Морозов.
Что же касается планов в общероссийских масштабах, то председатель российского правительства Владимир Путин пообещал согражданам качественный прорыв и кардинальное обновление дорожной сети. В ближайшие пять-десять лет страну ждет двукратное увеличение дорожного строительства, до 2020 года планируется построить 18 тыс. км федеральных трасс. В бюджете страны 2012 года на строительство и ремонт дорог заложено 364 млрд. рублей.
Однако, как подчеркивает премьер, мало просто строить дороги, «нужно добиваться того, чтобы цены за километр автодороги не брались с потолка, а качество отвечало лучшим мировым стандартам».
Профессионалы с этим полностью согласны, они прекрасно знают, что гарантирует качество дорог.
– Что делает дороги хорошими? Качественное проектирование, полноценная подготовка к строительству, использование хороших материалов, наличие современного оборудования для приготовления асфальтобетонных смесей и строительства, подготовленность инженерно-технических и рабочих кадров, своевременный контроль над строительством, – рассказал «ДО» тольяттинский дорожник, главный инженер проекта в Ульяновске Николай Сережкин.
Среди мер оздоровления отрасли Владимир Путин предложил ввести контракты жизненного цикла на строительство и эксплуатацию дорог, где-то на 10-30 лет. Подрядчик прокладывает дорогу и отвечает за ее содержание, государство платит ему равными долями в течение всего периода действия договора. Еще одна мера – регулирование отрасли. Нужно быстрее принимать новыетехрегламенты – с использованием зарубежного опыта. Создание банка типовых проектных решений тоже должно ускорить стройку – здесь можно будет купить готовую документацию и, привязав к местности, начинать строительство. Цены станут прозрачнее, обещает премьер. Предлагается упростить и госэкспертизу: нужно, чтобы она не мешала инновациям при возведении дорог.
Татьяна Задорожняя
Пьяный конному не пеший
“..Подрядчик прокладывает дорогу и отвечает за ее содержание, государство платит ему равными долями в течение всего периода действия договора..”
Для строительства и содержания дорог необходима совершенно разная техника. При строительстве это- Асфальтоукладчики, катки (легкие, средние и тяжёлые), АБЗ, автогрейдеры,погрузчики, гудронаторы…. А для содержания – КДМ с набором оборудования для очистки снега, распределения противогололёдных материалов, пескобазы с хим.реагентами, снего-погрузочная техника, те же автогрейдеры, автотранспорт (можно взять в аренду, но будет ли он работать круглосуточно в период затяжного сненгопада). В условиях конкурсных торгов и аукционов тогда нужно прописать условия работ (строительство и содержание) с соответствующим финансированием на гарантийный период.И самое главное- впециалисты -механизаторы, мастера, прорабы. Не секрет, что в УДРС брльше половины закупленной техники без водителей-машинистов. Результат этого все прочувствовали в прошлую зиму. А сейчас мы пока имеем отару таджиков (без “пастуха”), которые укладывают асфальт и бордюры. Им что ли передатьи содеожание автодороог?
Ан21
не передергивайте.
С головы рыбка то гниет.
Статус водилы автобуса равен мойщице общественных туалетов. В почете барыги на бЭнтли.
С идеологией бороться надо. Тогда будут и рабочие, и порядок.
А сейчас только таджики и молдоване хотят…но не могут
Гость
Что докопались до этих маршруток, он частник выгодно работает не выгодно не работает. Нужна нормальная конкуренция. У частника конкуренции почти нет, вот он и ставит условия, “не буду работать, пропадете без меня”. Пока ПАТП не будут ездить по всем направлениям, ни какой конкуренции частнику не будет. А слова что автобусы не рентабельны НЕВЕРЮ, в час пик битком ходят (все).
Верните отрасль с головы на ноги..
Тупо, бездумно, вероломно власть регулирует тариф на проезд для частников. Это как бабушке торгующей морковкой приказывают, Пучек -10 копеек.Она все слова сразу вспомнит (Х… и Б…) и лихую молодость. Маршрутчик с первой копейки и первой минуты все делает сам. У него цена складывается. Загнул больше не поедут. Просчитался – пролетел бизнес. Другой вопрос куда вы – власть деньги спускаете? Как ни посмотришь с площади Ленина сотни автобусов уходят в “закрома родины”. Сделайте рынок перевозок 50 на 50 – государство, частник. В государственном возите хоть даром, пока бюджет в ваших руках. Просчитаетесь и проворуетесь – “на столбы”. Не лезьте с ценой к частнику в карман. Пусть выживет сильнейший. А то сейчас крайний пассажир. А ведь зима впереди. Опять мы будем говорить. ” Да хоть 20 рублей, только не стоять на морозе”. Но ОНИ из теплых кабинетов, в теплых служебных машинах будут продолжать “думать о народе” или жопой или карманоь, или и тем и другим сразу..