Прошлым летом команда яхтсменов из Ульяновска отправилась в экспедицию за Полярный круг, заодно приняв участие в Соловецкой регате – самой северной регате России.
Есть в Ульяновске такой проект – «Гончаровский меридиан». Он был создан ещё в 1995 году и начинался с идеи проведения в акватории нашей Волги регаты в память о походе нашего земляка писателя Ивана Гончарова на фрегате «Паллада». К сожалению, последние два года эти гонки не проводились, но наши яхтсмены продолжали ходить на яхте «Гранд Круиз» в дальние походы по Волге и дальше – в северные и южные моря. Летом 2010 года команда отправилась на Север – на знаменитые Соловки, где проходила традиционная и самая северная Соловецкая регата. Выдвинулся «Гранд Круиз» прямо из Ульяновска, дошёл по Волге до Волго-Балтийского канала, оттуда поднялся до Онеги и вышел, наконец, на Беломорканал – место для истории нашей страны знаковое и таинственное.
– Впервые я увидел Беломорканал на папиросах своего отца, и всю жизнь он манил меня своими тайнами, – рассказывает участник похода Анатолий Чунаев, доцент УлГПУ. – Впечатление от этого сооружения сильнейшее: есть там такой 7-ой шлюз – скала высотой метров двести, пробитая заключёнными вручную кайлом. А всего таких шлюзов 23. Режим контроля там остался со времён строительства. Выходишь на палубу поснимать пейзажи – тебя тут же предупреждают: «Уберите фотоаппарат».
Дальше «Гранд Круиз» пробирался через тяжёлые солёные воды Белого моря – моря, где приливы достигают 9 метров, и у которого есть только два состояния – штиль и шторм, и оба они по-своему опасны. И даже общительные белые киты, играющие в серовато-изумрудной воде, не подскажут дороги. А лоцман в Беломорье пригодился бы – туманы там часто закрывают горизонт, и полно подводных камней.
– Когда подходили к соловецким берегам, видимость была метров десять, а кругом огромные валуны, – вспоминает Анатолий Андреевич.- И среди этого плотного тумана вдруг поднимаются чёрные деревянные купола Соловецкого монастыря – вид, конечно, впечатляющий. Мы встали у Тамаринского причала, куда когда-то привозили заключённых, а теперь там причаливают в день 2-3 судна паломников. Кстати, места в гостиницах за полгода бронируют. Удалось и мне в святом озере искупаться – водичка там хороша. Да и тепло было – до 25 градусов, хоть и до Полярного круга близко.
Заполярье тоже покорилось нашим яхтсменам, встретив их полярным днём, когда солнце стоит, не заходя, круглые сутки. Оттуда спортсмены вернулись в родные широты, и хотя со времени экспедиции прошёл уже целый год, признаются: Север до сих пор их держит. Держит мощью своей суровой природы, сдержанностью и уверенностью, что раз уж здесь побывал, то и остальные горизонты тебе под силу.
– Зачем нам это надо? – переспрашивает Анатолий Чунаев. – Мы же люди ветра, ветер нас куда-то забирает, зовёт за собой, а мы и сами идём в море. От дикости, наверное – так и запишите…