Что поделать, если, глядя на карту мира в школьном атласе, ты не только видишь горы, равнины и пустыни, а чувствуешь запахи далёких стран? Чуешь, какие, наверное, дикие ветра в монгольских степях, какая томная влажность в джунглях Амазонки, и хочется всё это увидеть, впитать… Тогда можно вот так же, как Владимир Кочетков, учитель географии из р.п. Сурское, сесть на велосипед и прокатиться по миру.
Многие наши читатели, наверняка, слышали о любительском кругосветном путешествии Владимира Николаевича на велосипеде по всему свету. Путешествует так географ 18 лет, накатав за это время 90 тысяч километров -всё равно, что два раза обогнул земной шар по экватору. Европа, Азия, Австралия, Северная Америка… В этом году очередной этап кругосветки, а именно – экспедицию в Южную Америку, для Кочеткова профинансировало Ульяновское отделение Русского географического общества. Три дня назад путешественник вернулся^с континента, о котором мы знаем лишь то, что там живёт «много диких обезьян».
– На поездку меня вдохновил свой же земляк -Александр Иванович Воейков – основатель науки климатологии, первый климатолог в России,- рассказывает Владимир Кочетков. – Именно он придумал то, что сегодня называется «прогнозом погоды», а воспитывался он в имении своего дяди в Тереньгульском районе и много исследований проводил в нашей области. В климатологии Воейков – такая же величина, как, например, другой симбирянин, Иван Гончаров – в литературе. В своё время Воейков совершил кругосветное путешествие, и я решил пройти его же тропами, посвятив ему очередной этап своей кругосветки. Иначе, какой же ты географ, если дальше собственного двора не выезжаешь!
На минуту представьте себе, каково это – приземлиться в чужой стране, на другом континенте, и не с гидом поехать в забронированный номер отеля, а собрать свой дорогой сердцу велосипед, закинуть рюкзак за плечи,поправить льняную шляпу на голове – и отправиться в путь по одной лишь карте. Лишнего с собой Владимир Николаевич не берёт: в его рюкзаке всегда есть палатка-спальник, фотоаппарат и фото любимой жены.
– Едва колёса велосипеда закрутились, я тут же ощущаю себя независимым человеком, – продолжает Кочетков. – Предпочитаю ездить в одиночестве, чтобы не быть никому обузой и самому её не иметь. Езжу, потому что хочу сам видеть то, чего не увидишь ни на карте, ни по телевизору. Это же как любовь: столько книг про неё можно прочесть, и совсем другое – самому любить.
5 недель Владимир Кочетков провёл в Южной Америке, проехав по Перу, Боливии, Аргентине и Бразилии. Ехал в основном горными районами в Андах на высоте 4 ООО метров и более, так что горной болезнью пришлось помучаться.
– Это не только нехватка кислорода из-за высоты, – поясняет географ. – Простейшее движение тела доставляет очень большое напряжение: 20 шагов сделал – отдохнул, ещё 20 – снова остановился. Это когда у тебя не прощупывается пульс, и кажется, что сосуды так расширились, что кровь по ним течёт рекой. Помню, я был почти на грани физических сил и решил заночевать в Андах. Вокруг – одни горы и луна. Луна там, конечно, фантастическая – огромная по своим размерам. Только там, в Южной Америке, я понял, почему инки, некогда там жившие, поклонялись этому светилу как божеству.
В Перу, где как раз жили инки, Кочетков шёл древней дорогой индейцев, вымощенной кирпичом, в знаменитом потерянном городе инков Мачу-Пикчу, который считается Новым чудом света. И вообще, современные жители Латинской Америки продолжают жить своей древней культурой, в частности, земледелием.
– Люди там живут на своих ресурсах, выживают за счёт сельского хозяйства, – рассказывает путешественник. – Боливия, например, находится на уровне России (для справки: Боливия – одна из самых беднейших стран континента, где 60% населения живут ниже уровня бедности). Бразилия выживает за счёт автопрома: страна производит 15 миллионов автомобилей в год, правда, их джипы под известными японскими марками дымят, как наши «КамАЗы», поэтому их не особо покупают в других странах. В Южной Америке есть и своя «Москва», куда едут на заработки – это государство Аргентина. Что же касается дурной славы некоторых стран, в частности, Колумбии, где якобы живут одни наркобароны, то всё это чепуха и преувеличение. Правда, в Мексике народ настроен воинственно, там до сих пор ходят с мачете (острый нож) на боку. Но к русским там спокойно относятся, мексиканцы не любят только американцев.
Последних импульсивные мачо узнают за версту. Нарываться же на неприятности наш путешественник не привык, считая, что главный принцип на чужой земле – это доброжелательность и улыбчивость, которую понимают все народы, даже если ты не знаешь их языка. Ради уважения к чужой культуре и гостеприимным людям Владимиру Николаевичу пришлось однажды в Китае угоститься тухлой рыбой и жареными личинками, которые в этой стране считаются деликатесом – не хотел обижать хозяина. Сейчас же сурский учитель готов сделать небольшую передышку и отправиться в новое путешествие спустя какое-то время – хотелось бы поехать в Новую Зеландию и на Ближний Восток, Но разве мечты не сбываются у тех, кто распознаёт на карте даже запахи? Записала Екатерина ПОЗДНЯКОВА