8 июля 2011 года в 15.00, в музее современного изобразительного искусства им. Пластова прошло торжественное открытие выставки, посвященной памяти известного скульптора Василия Петровича Шеломова (1936 – 2011 гг.).
Жизнь и творчество Василия Петровича Шеломова с 1970 года неразрывно связаны с Ульяновском. Он родился в 1936 году в деревне Талый Ключ Артёмовского района Свердловской области, окончил Нижнетагильское училище прикладных искусств (1955 – 1958 гг.), затем Пензенское художественное училище, скульптурное отделение (1963 г.).
С 1964 по 1970 годы учился в Академии художеств (институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина) на скульптурном факультете.
Приехав в Ульяновск в 1970 году, Шеломов сразу стал одним из ярких представителей нового поколения художников-«семидесятников». Мощная творческая манера исполнения, ясная философская линия, внимание к символам мирового и, особо, национального искусства, новаторские приёмы выявления замысла – то, что было изначально заложено в творчестве Шеломова. Он являлся последователем Эрнста Неизвестного, Вадима Сидура, которые прошли сложный творческий путь – от запретов и непонимания до мирового признания. Та же бескомпромиссность, неустрашимость и уверенность в собственной правоте отличают творчество В.П. Шеломова. В нём нашли отражения как современные острые мотивы, так и евангельские сюжеты, античные мотивы и портреты современников.
Шеломов – член Союза художников СССР с 1974 года, участвовал во многих всесоюзных и областных выставках, много лет преподавал в Ульяновском государственном техническом университете, кроме скульптуры занимался графикой. Работы В.П. Шеломова находятся в Ульяновском областном художественном музее.
Василий Шеломов стал одним из первых лауреатов Премии имени А.А. Пластова.
Первая персональная выставка скульптора состоялась в 1993 году именно в музее современного изобразительного искусства, она заняла пять выставочных залов, представив всё многообразие творчества мастера.
В 2011 году на выставке «Свет души» произведения В.П. Шеломова занимали важное место в экспозиции. Шли переговоры о персональной юбилейной выставке, посвященной 75-летию художника, которая могла открыться осенью этого года в музее или галерее Союза художников.
Музей выполнил пожелание художника – на выставке представлено 30 произведений скульптуры и графики. Это скульптуры Н.В. Гоголя и четырёх апостолов из знаменитой серии, три графических листа 1993 года из серии «Христовы страсти» из фондов областного художественного музея.
От дочери Шеломова – Татьяны Васильевны – музей получил 22 произведения, более полно раскрывающих творчество одного из талантливейших скульпторов современной России. Среди полученных в фонды музея произведений – «Мыслитель», три портрета, композиции «Утро», «День», «Ночь», «Вечер», две композиции «Архаические маски», композиции «Лошадь на лугу», «Дионисий», «Л. Толстой», «Чонкин», два эскиза «Христовы страсти» и шесть листов графики.
Выставка открылась в День семьи, любви и верности.
Верности памяти отца, большого художника, творчество которого благодаря бескорыстному дару будет представлено в фонде Ульяновского областного художественного музея и, соответственно, в государственном фонде произведений искусства России.
Творческая судьба Мастера складывалась нелегко, ему пришлось испытать на себе немилость власть предержащих, которой было не по нутру его стремление к свободному волеизъявлению и независимость творческих поисков…
«Он жизни был и раб, и гений… Теперь глядит на мир сомнений с непререкаемых высот»…

Подвал
В. Шеломову

Когда вокруг меня темно и пусто,
Иду я к другу в сумрачный подвал,
Чтоб на свету высокого искусства
Вновь обрести всё то, что потерял.

Ваятель хмур – с утра не похмелён,
Кусая бороду, он в кресле, как на троне,
Сидит и даже звука не проронит,
Пока ему стакан не поднесён.

Но с другом хорошо и помолчать,
Ведь в трепотне мы истин не откроем.
Мы знаем всё, что надобно нам знать,
Какую правду стоит добывать
В своём подспудном творческом забое!

И час, и два в молчании пройдёт.
Искусства накипь, весь симбирский сброд
Вдруг зароится, зашумит во мраке,
И сатана начертит в душах знаки,
Которых враз Господь не зачеркнёт.

Во всём свирепый чудится надрыв,
Усталость духа, нарочитость позы…
И яростно сверкает объектив
В руках у фотокора Галагозы.

Чтоб всем не показалось, что во сне
Мы видели друг друга, для порядка,
Он, как стрекоз, пришпилит нас к стене
Назавтра беспристрастным отпечатком.

В хмельном угаре кружится подвал.
Кто только в нём уже не побывал!
Какие только не мелькали лица:
Поэты, девы, сыщики, убийцы,
«Шестёрки» и «тузы» искусства из столицы –
Никто из них его не миновал.

Как духом слабым не свихнуться здесь
От зауми речей, вина и дыма!
Хотя слова звучат непримиримо,
Есть в наших душах родственное, есть!

Над нами красоты нетленна власть,
И душами печаль повелевает.
К художнику не липнет жизни грязь,
Когда он к воле думу простирает.
Он, словно сквозь немытое окно,
Глядит на мир из темноты подвала.
Ему лишь одному, узреть дано,
Что прочих в этой жизни миновало.

Николай Полотнянко, 1978