Самарские художники Неля и Роман Коржовы привезли в наш город необычный художественный проект, призванный взбудоражить жителей и заставить задуматься об искусстве, а не насладиться им.
Свое детище “Улица, как музей – музей, как улица” творческая пара презентовала на двух городских площадках – в Музее современного изобразительного искусства и Областной научной библиотеке имени Ленина. А самая масштабная “выставка” размещена на двадцати остановках общественного транспорта.
Неля и Роман – представители авангардного направления, тринадцать лет назад они придумали Международный фестиваль современного искусства “Улица, как музей – музей, как улица”, создали в Самаре общественный региональный благотворительный фонд “Центр современного искусства”.
– Наш проект предполагает одновременное экспонирование произведений на уличных остановах и в выставочных залах. Главная цель – стирание границы между пространством культуры и искусства и пространством улицы, – рассказывает Неля. – Зачастую жители не ассоциируют эти две “территории” как единое целое. В сознании обывателя пойти в музей – значит, выбрать время и приложить усилия. Мы предлагаем изменить стандартную ситуацию – ожидающий транспорта человек вдруг встречает что-то непохожее на привычную обстановку и начинает созерцать, приобщаясь к миру искусства.
Отвечая на вопрос, будут ли прохожие действительно созерцать, Роман Коржов выражает уверенность.
– Реализуя данную идею на протяжении долгого времени, мы проводим исследовательские срезы и фиксируем их на видео. Факты доказывают, что людям проект небезразличен. Появляется новая форма визуальной коммуникации. Например, в 2010 году ориентировочная зрительская аудитория в Самаре и Казани составила более полумиллиона человек. Один постер в месяц просматривают пять тысяч горожан. Безусловно, картины не будут “привязаны” к одной и той же остановке, месторасположение работ меняется.
Для ульяновских остановочных павильонов чета Коржовых отобрала работы итальянца Вито Паче, эстонца Яно Бергмана, россиян Юрия Альберта и Виктора Скерсиса. Все произведения эпатажны, как и сами авторы. Например, постеры Виктора Скерсиса втягивают зрителя в пространство постмодернистской игры контекстами. Называется оно миром Барбюзье – там царят пустота, реклама товаров и девальвированные моральные ценности. Хотя мир Барбюзье и выдуман художником, но существует в реальности. Сам же автор предлагает не критиковать современные парадоксы, а смотреть на них открытыми глазами и получать удовольствие. Юрий Альберт общается со зрителем посредством провокационных вопросов и утверждений: “Знаете, вот раньше было искусство, так это вместо него…”, “Какое произведение хотели бы видеть на этом месте?”… Смысл данных вопросов не в нахождении правильных ответов, а в переключении внимания. Именно поэтому автор и придумал для остановок не разгадываемые кроссворды. “Искусство не для того, чтобы на него смотреть, а для того, чтобы о нем думать”, – считает Юрий Альберт.
– Сторонники классики часто критикуют работы за агрессию, парадоксальность, символизм и спрашивают: “А где здесь удовольствие и красота?” – говорит Неля. – Красивое успокаивает, а мы хотим взбудоражить зрителя, чтобы он очнулся и начал реагировать на окружающую его среду.
Словом, если вы увидите на одной из остановок постер, изображающий человека, поедающего елочные игрушки – это один из уголков проекта “Улица, как музей – музей, как улица”. А тем, у кого нет времени путешествовать по всем двадцати остановкам, авторы предлагают посмотреть галерею в Областной научной библиотеке. 21 октября Коржовы привезут в Ульяновск одного из авторов – Вито-Паче.
Татьяна КРАВЦОВА