Левый фланг российской политики представлен сегодня «Справедливой Россией» и КПРФ. Они вступили в думскую предвыборную гонку с разным политическим капиталом. По данным социологических исследований ВЦИОМ, коммунисты стабильно набирают 15-16% голосов опрашиваемых, что гарантирует им прохождение в Госдуму. Эсеры же с 4-6% находятся на грани прохождения, поскольку проходной бал составляет 7%. «Единая Россия» показывает результат около 55%, партия Жириновского – 10-12%.

В этой ситуации лидер эсеров Миронов объявляет своей главной задачей «разрушение монополизма «Единой России», и предлагает для этого создать «альянс левых сил», призывает коммунистов сомкнуть ряды в предвыборной борьбе. Сила, конечно, в единстве, вот только КПРФ против альянса с эсерами. Геннадий Зюганов в ответ улыбается, но никак не реагирует на это предложение. Если не считать того, что обвиняет эсеров во всех смертных грехах.

Эсеры пока проигрывают в этой битве за левый электорат, и предложение заключить пакт о ненападении с КПРФ отнюдь не усиливает их позиции, это скорее признание своей слабости. Вообще, идея альянса левых сил основывается на том, что некоторые эксперты считают сегодняшних коммунистов практически социал-демократами, поэтому как бы естественно выглядит объединение их с эсерами, получившими уже социал-демократический сертификат от международного Социнтерна.

Но у коммунистов своя логика. Они электорально превосходят эсеров более чем в два раза, и хотели бы усилиться еще за счет своего соседа по левому флангу. Теоретически это возможно, если исходить из того, что у обеих партий один избиратель.

Однако при ближайшем рассмотрении можно заметить, что эти левые партии существенно разные. Если эсеры настаивают на некоем новом социализме, то коммунисты продолжают носить хоругви со Сталиным – это как-то странно для новообращенных социал-демократов, и настораживает их потенциальных избирателей. Если же избиратель ощутит эту разницу между эсерами и коммунистами, то и проголосует соответственно.

Для эсеров сегодня наступает что-то вроде момента истины, принятия «судьбоносного» решения в сложившейся патовой для них ситуации. Если не удается договориться, надо, наверное, расставаться со своими иллюзиями, и начинать собственную игру. Надо рисковать, потому что терять эсерам, в общем-то, нечего.

Тем более что они имеют конкурентные преимущества в сравнении с коммунистами, склонными к популизму. Эсеры более ответственны в подходах к сложным проблемам, и профессиональны, но разыграть эти карты им не удается. Вместо того чтобы сделать ставку на свои сильные стороны, они соревнуются с коммунистами в антирекламе «Единой России». Это по меньшей мере странно, поскольку даже начинающий рекламщик знает, что любая реклама, за исключением некрологов, работает, так или иначе, на упоминаемое в ней лицо.

Между тем, основное правило предвыборной борьбы банально – надо в первую очередь бороться за своего избирателя. Позиция ответственной левой партии открывает для этого большие возможности, но их надо использовать. То есть надо отстаивать свои позиции в том числе и перед коммунистами, вступать с ними в конкурентною борьбу за своего избирателя: левого избирателя, которому претит имя Сталина. Иначе они этого избирателя потеряют.

Согласно данным ВЦИОМ, треть избирателей еще не определилась со своими политическими предпочтениями на декабрьских выборах. Самое время рискнуть.

Виктор Каменев