Больше месяца прошло с начала действия Федерального закона №69, который чаще называют просто «законом о такси», однако страсти вокруг новых требований всерьез разгораются только сейчас.

Что же будет после Нового года, когда инспекторы получат право штрафовать «бомбил» на три-пять тысяч рублей? Чиновники, которые заявляют о стремлении обеспечить безопасность пассажиров и вывести нелегалов из тени, гарантировав тем самым дополнительные доходы в казну, говорят, что в глобальном смысле ничего не изменится. Сами перевозчики настроены менее оптимистично: по их мнению, с дорог исчезнет до половины такси, а те, что останутся, будут возить вдвое дороже.

Михаил Карандашов – первый ульяновский таксист, сумевший получить разрешение в министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области. На своей личной семилетней «пятерке» он несколько лет работал в таксомоторной фирме. Затем, наработав свою клиентскую базу, решил работать в одиночку. Узнав о новых правилах для такси, решил не тянуть, оборудовал свою машину и отнес документы в министерство.

– Купил таксометр, оранжевый фонарь на крышу, по борту наклеил шашечки, – рассказывает Михаил. Потом потребовалось оформиться в качестве индивидуального предпринимателя, выкупить патент на ведение бизнеса, перестраховать автомобиль.

В общей сложности на все эти «игрушки» у меня ушло около семи тысяч рублей. В год я должен отдавать государству почти 17 тысяч рублей налогов. При условии, что я буду работать без выходных 365 дней, – это 70 рублей каждый день. И это не считая дорожающих бензина, запчастей и возрастающих аппетитов гаишников.

По оценкам областного минтранса, сегодня на дорогах Ульяновска работают порядка трех тысяч такси. Сейчас все они – и те, что состоят в фирмах, и «бомбилы» в чистом виде – нелегалы. Исключение составляют 19 машин – именно столько разрешений выдано за время действия новых правил.

– Конечно, мы ожидали более массового наплыва таксистов, но, видимо, верх берет русское «авось» и привычка все откладывать до последнего, – говорит директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Игорь Бычков. – Чтобы активизировать перевозчиков, выдачу самого разрешения мы сделали бесплатной, хотя, скажем, в соседней Саратовской области оно стоит 2400 рублей.

По закону получить разрешение на работу в такси (на срок не менее пяти лет) может либо индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (таксомоторная фирма), однако в любом случае каждый автомобиль должен находиться в собственности или в лизинге у таксиста.

Гендиректор некоммерческого партнерства «Ульяновские таксомоторы» Михаил Фролов эту норму закона считает несправедливой.

– Сегодня многие покупают автомобиль в кредит, чтобы работать на нем в качестве такси, но в этом случае машина до полного погашения ссуды остается в собственности банка, значит, в такси она работать не сможет. Или такой пример: машина оформлена на жену, а работает муж, – поясняет он. – Не получится теперь и сдать авто в аренду в таксомоторную фирму – сейчас это очень распространено.

У председателя некоммерческого союза «Такси нашего города» и владельца одной из крупнейших ульяновских таксомоторных фирм Рамиса Юсупова особых претензий к закону №69 нет, но есть другиепроблемы.

– Самая большая трудность, с которой сейчас сталкиваются легальные такси, – застраховать по ОСАГО автомобили, – говорит собеседник. – Страховые компании отказываются выдавать полисы даже по вдвое завышенной цене. Нам пришлось искать страховщика за пределами нашего региона.

На вопрос, приведут ли все нынешние мытарства перевозчиков к массовому сокращению количества таксомоторов в городе и удорожанию услуг, чиновники и сами таксисты отвечают поразному.

По словам Игоря Бычкова, после 1 января реально ожидать удорожания стоимости поездки в такси на 70-80 рублей.

Михаил Фролов говорит, что такси уже дорожает.

– Еще пару месяцев назад стоимость минимальной поездки составляла 60-70 рублей. Сейчас планка поднялась до 90100 рублей. Не удивлюсь, если после Нового года она подорожает до 150-200 рублей, то есть в два-два с половиной раза. Почему? Давайте посчитаем. На оборудование автомобиля и оформление бумаг нужно отдать 7-8 тысяч рублей, дважды в год необходимо проходить техосмотр (с переходом этой функции к страховым компаниям стоимость ТО возрастает до двух тысяч рублей), ОСАГО – около 5000 рублей на машину, обеспечение ежедневного предрейсового технического осмотра автомобиля и медицинского – водителя.

Итого получается 16-18 тысяч рублей, которые нужно вернуть.

Цены будут расти еще и по причине снижения конкуренции.

Михаил Фролов считает, что с Нового года с городских дорог исчезнет примерно половина такси.

– Прежде всего уйдут те, кто подрабатывал в такси после основной работы или между сменами. Оформляться они не станут, а выходить под риском быть оштрафованными на пять тысяч рублей – мало кто решится, говорит он. – Некоторые окончательно уйдут в тень: будут «бомбить» на машинах без опознавательных знаков. В этом смысле новый закон оставляет множество лазеек. К примеру, штрафовать предписано за «оранжевый фонарь». А если он будет зеленым?

Официальное такси устанавливает фонарь на крыше, но что мешает поставить его на переднюю или заднюю панель внутри машины?

Совет профессионалов
Садясь в такси, требуйте у водителя квитанцию. По новому закону она должна выдаваться каждому пассажиру по его требованию. В ней должны быть указаны: фамилия и имя водителя, дата выдачи, показания таксометра до и после поездки, время стояния, стоимость поездки.

Документ является подтверждением получения услуги. С его помощью можно предъявить претензию за некачественную услугу, а также претендовать на компенсацию в случае ДТП.

Вадим Пилюков